На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Обращения, речи, приветствия /

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… она сказала: «…оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»» (Притч. 9: 1, 7)

Рождественское послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
2010 / 2011 гг.


Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

Из глубины библейских времен звучит призыв Бога к человеку — ступать по стезям истины и совершать путешествие своей жизни на путях разума.

Быть может, кому-то эти слова покажутся лишь литературным образом, пышной фразой, которая имеет мало общего с повседневной жизнью и будничными проблемами. Но это не так! Ведь сегодня мы торжествуем событие, которое для каждого человека открыло совершенно точный и ясный смысл этого Божественного призыва.

Сегодня родился в мир Сын Божий, Сын Человеческий! И Он свидетельствовал о Себе в тех же словах и образах, которые исходили из уст Его Небесного Отца: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).

Мир людей, в котором воссияла Вифлеемская звезда Спасителя, жесток и самонадеян. Но этот мир способен меняться, если перемены к добру начинают происходить в человеческих сердцах.

Рождество и земное служение Господа Иисуса Христа, Его слова и молитвы, жертвенный подвиг и воскресение из мертвых стали не только вдохновляющим примером для христиан всех времен и народов. Евангельская история и евангельское учение раскрыли перед человеческим родом самые подробные наставления и советы, предостережения и даже предсказания о том, как сделать свою жизнь полноценной не только в земном измерении, но и в бессмертной вечности.

Младенец Иисус родился в пещере, где в ненастье хозяева содержали своих овец. В Вифлееме, куда Святое Семейство прибыло для переписи населения Римской империи, им не нашлось места ни в переполненной гостинице, ни в доме людей, которым принадлежала пещера. Впрочем, это не было виной или свидетельством жестокосердия жителей города. Напротив, тайна рождения человека в мир всегда требует уединения матери, а в шумном городе и в самом деле не было места, более подходящего.

Но как дивно и промыслительно устроила Божественная Премудрость дом для Новорожденного Богомладенца Христа! По преданию, в Рождественскую ночь в пещере открылся источник воды; здесь были ясли и зерно. И когда маленький Иисус, обвитый пеленами, был положен Пречистой Матерью в эту хлебную колыбель, тогда сомкнулась связь времен: в «городе хлеба», как переводится слово «Вифлеем», в яслях, исполненных хлебом, возлег «хлеб живый, сшедший с небес» (Ин. 6: 51).

Премудрость создала себе совершенный дом, основанный на раскрывающихся Тайнах, которые стали понятными и доступными уже не для узкого круга избранных, но для каждого человека. Этот дом мы именуем Церковью Божией — Христовой Церковью, которая создана Богом для людей, и состоит из людей, и Основатель которой — Сын Божий, Сын Человеческий.

Прекрасна наша традиция сооружать рождественские вертепы в храмах и в семьях, в церковноприходских школах и вообще всюду, где люди радуются Рождеству Христову. Но давайте продолжим эту традицию и в повседневной жизни, созидая наши семьи и наши дома как места обитания Бога. Давайте воплощать Вифлеемскую святыню в своих жилищах и семьях, где не будет места ни сору, ни ссорам; где свет рождественской звезды освящает слова и мысли; где благоговейная тишина любви и внимания к человеку не подменяется шумом пустословия и бурей страстей.

Господь наш Иисус Христос сказал, что «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там». При этом Спаситель с особой настойчивостью подчеркнул, говоря Своим собеседникам: «…вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20–21).

А это значит, что совершенный дом нашей жизни — мечта каждого человека о семейном очаге, о собственном просторном и уютном жилище, о незыблемом отчем лоне — начинается не с кредитов и не с проектов, а с более твердого основания. Воплощение этой мечты в жизнь должно начинаться с решимости созидать свою личность, выстраивать свои отношения с ближними и дальними, развивать свою взаимную связь с Богом по законам Того, Кто сотворил весь этот видимый и невидимый мир, — по законам Самого Творца.

Ведь, по сути, никто из людей не хозяин своей жизни, и все мы лишь зодчие на строительстве храма своей души и своей судьбы. Кого нам винить, если в этом качестве мы бываем лукавы и нечестны, ленивы и нелюбознательны, самонадеянны и жестоки? И кто виноват, если храмы наших сердец на поверку оказываются жалкими лачугами и внешние фасады не в состоянии скрыть внутреннее запустение? Воистину горек пример человека, на котором сбывается предупреждение Творца: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126: 1).

Возлюбленные братья и сестры! Мне хотелось бы подкрепить свою мысль примером из нашей общей истории. В нынешнем году исполняется 850 лет с того дня, когда преподобная матерь наша Евфросиния, игумения Полоцкая, внесла сооруженный по ее благословению воздвизальный крест в Спасо-Преображенский храм своей обители.

Думала ли она в тот час, что продолжает дело равноапостольного князя Владимира, созидая духовное основание Белой Руси — основание, на котором будет возрастать и укрепляться многовековая история белорусской духовности и государственности, национальной культуры и самобытности?

Предвидел ли мастер Лазарь Богша, работая восемь с половиной столетий назад над Полоцким крестом, что на рубеже XX и XXI веков его шедевр будет воссоздан как символ исторического, религиозного и державного достоинства белорусского народа?

Помышлял ли зодчий Иоанн, видя зримую помощь Божию в строительстве Спасо-Преображенского храма, что этот дом Господень станет духовной колыбелью западнорусского монашества и устоит во всех огненных бурях, которыми будут до предела насыщены грядущие восемь с половиной столетий?

Каждый из них и еще сотни и тысячи тружеников нивы Христовой смиренно и настойчиво совершали дела своей жизни, к которым были призваны, и плоды этих дел обрели бессмертие еще в нынешней земной истории.

Вспоминая их святые имена, мы призываемся к особой ответственности за деяния сегодняшних дней. Мы строим наш общенациональный дом и заботимся о его судьбах в пределах дома общеславянского, общеевропейского и общечеловеческого. Каким ему быть, зависит от духовного и гражданского качества тысяч и миллионов домов и семей наших соотечественников, от благолепия храмов наших душ и благочестия обителей наших сердец.

В деятельном осознании этого состоит премудрость национального домостроительства. И на общенародном, и на личном уровне одинаково важным пребывает обетование родившегося днесь в Вифлееме Господа нашего Иисуса Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

Сердечно приветствую с Рождеством Христовым всех вас, дорогие братья и сестры! Рождественские благопожелания направляю соотечественникам нашим, пребывающим за пределами белорусского Отечества, и свидетельствую пред всем христианским миром великую радость откровения рождественской тайны домостроительства Божия: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 14).

+ ФИЛАРЕТ,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Рождество Христово, 2010 / 2011 гг.,
Минск

Официальный сайт БПЦ

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым