На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

богослужебный раздел/ Жития Святых

Татьяна Гурьянова

Господи, помилуй Анатолия, грешника сущего
Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно, об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй, - говорил преподобный Анатолий Оптинский.


В честь Алексия, человека Божиего, назвали будущего подвижника веры – преподобного Анатолия Оптинского - при рождении. Алексей был старшим в семье, где воспитывалось еще пять его сестер. В жизни святого чудесным образом просматривается Промысел Господень: В детстве Алексей учит сестренок церковному пению и грамоте, а через полвека иеромонах Анатолий (имя, данное при постриге) учит шамординских сестер церковным порядкам, уставам, следит за правильностью чтения и пения.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что отцу Анатолию дан особый дар утешать молодых. Попечение о воспитанницах сиротского приюта и юных монахинях было путем спасения старца. «Не строй церкви, пристрой сироту!» — гласит народная мудрость. Отец Анатолий сделал для подопечных сирот больше, чем «пристроил»: он направил их к жизни по правде Христовой, а некоторым помог сподобиться ангельского образа. «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая, — что говорю легкая: неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостию вечною сияющая — это малым известно», — говорил Батюшка Анатолий.

В летнее время отец Амвросий и отец Анатолий приезжали в Шамордино вместе. Бывало, в праздничный день вмесет с матушкой Софией и сестрами шли они на зеленый холм рядом с обителью, пели церковные песнопения, беседовали.

Письма отца Анатолия говорят о великой во Христе любви святого к шамординским монахиням: «...Ты просишь меня, чтоб я испросил у Бога терпения, — да какая ж ты неразумная, Серафимочка! Просишь себе горсточку терпения, а у самой целая пазуха этой драгоценной добродетели! Ведь терпению учиться — не значит вычитывать да расспрашивать, а просто-напросто болеть. Приболишься — и будешь терпелива...».

Юным подвижницам хотелось почаще получать письма от своего старца, но он отвечал только на самые важные их вопросы. «Спасение не в письмах, - писал батюшка одной из инокинь, опечаленной редкими письмами, - а в исполнении того, что заповедано или мною или другим кем, а более святыми нашими Отцами».

«Как нам за вас молиться? — спрашивали батюшку духовные чада. Он ответчал: «Скажите: Господи, помилуй Анатолия, грешника сущего». Такое смирение было у батюшки изначально. Под руководством старца Макария отец Анатолий достиг редких успехов в молитвенном делании. «Отцу Анатолию такая дана молитва и благодать, что единому от тысячи дается, то есть умносердечная молитва».

В 1892 году архимандрит Анатолий побывал в Кронштадте, где служил Божественную литургию вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн говорил, что с батюшкой Анатолием служат два Ангела, хотя неизвестно, видел ли их сам отец Анатолий или нет.

Под конец жизни батюшка очень сильно болел. Его тайно постригли в схиму. Лежать он не мог и все время проводил сидя в кресле. Но Господь наградил старца за все его земные скорби. Преподобный Анатолий предстоит Господу и молится за нас грешных.

Вот что предсказывал батюшка Анатолий о ереси и об отношении к монашествующим в последние дни: «Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апо¬стол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскуде¬ния благочестия, появятся в церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание святых отцов от Духа Святаго — учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавай¬те их» (Ср.: Мф.7, 16). Вот и ты по плодам их тоже, что по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пас¬тырей. Эти духовные тати, расхищающие духовное стадо, и «входит во двор овчий, но перелазит инуде» (Ср.: Ин. 10, 1), как сказал Господь, т. е. войдут путем незаконным, истребляя насилием Божии уставы. Господь именует их разбойниками... Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская тогда будет в поношении. Оскудеют обители, сократятся иноки; которые останутся, будут тер¬петь насилие. Сии ненавистники монашеской жизни, име¬ющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейское благо, непокорным же угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое унижение. Если доживешь до этого времени, сын мой, то ты радуйся, ибо тогда верующим, не пожавшим других добродетелей, будут уготованы венцы за одно только стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным» (Ср.: Мф.10, 32). ...С ересью войдет в обитель и бес, будет она уже тогда не святой обителью, а простыми стенами... Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Апок.2, 10). Ему со Отцом и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.»

Преподобне отче наш Анатолие, моли Бога о нас!

Литература: • Православный календарь на 2000 г. Кострома, Воскресенский приход Костромской епархии, 1999. • Монах Лазарь (Афанасьев). «Оптинские были». М: Сибирская Благозвонница, 2008. Материалы сайта Оптиной пустыни http://www.optina.ru

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым