|
Церковь есть столп и утверждение истины
(к празднику Святой Троицы)
Свящ. Алексий Хотеев
День Пятидесятницы может считаться днем рождения Церкви Христианской. После схождения благодати Святого Духа на учеников Господа, прозвучала первая апостольская проповедь – и крестилось в тот день «душ около трех тысяч» (Деян. 2,41). Эта первая община (несколько позднее появилось название «христианская» – Деян. 11,26) уже именуется в Священном Писании «Церковью Иерусалимской» (Деян. 8,1). Постараемся вникнуть в смысл этого слова «церковь», ведь в Символе веры, этой формуле Православия, мы находим Церковь среди предметов нашей веры, таких как учение о Святой Троице и Воплощении Сына Божия, и говорим: «(Верую) во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Нельзя сказать, что слово «церковь» незнакомо нашему современнику. Оно звучит не только в храме, но и в школе, и в средствах массовой информации. Но хотя слово одно, его светское и церковное понимание различаются. Со школьной скамьи со времен советских мы научены подменять подлинное значение этого слова понятием ограниченным: «Церковь – это духовенство». Соответственно с этим говорится: Церковь «богатела», «эксплуатировала» или иногда спрашивается у священника: «А что церковь скажет по такому-то поводу?»
Не понимают его и неопротестанские или оккультные проповедники, хлынувшие к нам с запада и востока. Демонстрируя свое знание библейских цитат, они не показывают знания их смысла. Для них «церковь» и «община» своих единомышленников всегда тождественны. Подходишь к баптистскому молитвенному дому и читаешь, например, – «Церковь Голгофа», а в собственном смысле – это дом для собрания баптистской общины с названием «Голгофа».
Первое, что необходимо заметить, – слово «церковь» в нашем языке является иностранным, хоть и очень родным, «ославянившимся». Оно перешло в славянский язык от германского племени готов, которые приняли христианскую веру в IVв. Это германское племя тогда имело непродолжительное господство над племенами славян, еще не явившимися на сцену истории. Готское слово, обозначавшее «церковь», было подобно теперешнему немецкому Kirche и происходило от составного греческого слова kiriakon (кириакон), что значит «дом Господа», т.е. храм. Это и есть буквальный смысл нашего слова «церковь». Соответственно в славянском переводе притчи о мытаре и фарисее находим: «Человека два внидоша в церковь помолитися» (Лк.18,10) или об апостолах перед Пятидесятницей: «И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога» (Лк.24,53).
Но есть и другое значение этого слова, которое употребляется в православном Символе веры. Чтобы его определить, полезно заглянуть в греческий текст следующего апостольского стиха: «Сие пишу тебе (Тимофей)…чтобы…ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15). Тут находим: і?kos Theu? («и???кос Феу?» – дом Бога), сравним с і?kos Kiriu (дом Господа – церковь), и ecclesia (э?кклесиа) – Церковь Бога живого. Здесь нашим словом «церковь» переведено греческое слово ecclesia (э?кклесиа), которое имеет значение «собрания людей, нарочно вызванных для какого-либо дела». (Отметим, ради интереса, что в одном недавнем английском переводе Нового Завета греческое ecclesia передается – called-out people – McCord's Version). Вот второе значение слова «церковь». В церковном обиходе принято собрание верующих какого-либо храма называть словом «приход» или «община», а для обозначения всей совокупности православных христиан употреблять «Церковь» (с большой буквы) – Православная Церковь.
И так, церковь – это дом Божий – храм, здание, и Церковь – это собрание всех верующих. Если первое значение является общепринятым, то второе, хотя бы и также употребляемое, требует, однако, пояснения: как можно «верить» в Церковь? Ответ на этот вопрос находится в уже цитированных словах св. ап. Павла к Тимофею. Верить в Церковь, значит, верить, что она – столп и утверждение истины. Поскольку истина не может быть двоякой или разделенной в самой себе, то и Церковь Христова только одна единственная среди множества разделенных между собой исповеданий (или конфессий), именующих себя христианскими церквами. Истинная – только одна, в нее то каждый и верит. И для православных – это Церковь Православная, имеющая свое происхождение от самих апостолов.
Такие слова кому-то, конечно, не понравятся, покажутся не убедительными, мол, все это субъективно и проч. Однако, вот, что говорит Священное Писание о первых христианах: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2,42). Пребывание в учении апостольском, молитвенном общении и др. разве это не субъективное, личное дело каждого? Как мог дееписатель Лука говорить о первых верующих, что они пребывали в учении апостольском, не будучи убежден в этом на собственном опыте? Апостолы исповедали Христа Сыном Божиим – разве это только их субъективное мнение? Им последовали другие люди – опять предвзятость? Нет. Церковь стала той средой, в которой людские поколения познают Того же Христа, Которого знали апостолы, и каждый познает на своем личном опыте. Что этот опыт истинен свидетельствует его неизменность, не подвластность духу времени и историческая преемственность его от самих апостолов. Поэтому православный человек отмечает в день Пятидесятницы рождение той Церкви, к которой сам принадлежит.
<< назад | далее
>>
|