На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология / Миссионерство

Протоиерей Сергий Лепин
кандидат богословия, доцент Минской духовной академии

А какая разница?
Бог – один! Эта формула и в таком варианте достаточно универсальна: её придерживается большая часть человечества, она разделяется множеством религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, сикхизм, бахаизм, некоторые течения индуизма…

Бог – один! Эта формула и в таком варианте достаточно универсальна: её придерживается большая часть человечества, она разделяется множеством религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, сикхизм, бахаизм, некоторые течения индуизма…

В связи с этим часто приходится слышать, что раз Бог один, то совершенно не важно, как в Него верить. Хотя слышать объяснение столь претенциозного умозаключения не приходится вообще!..

Как из того, что Бог один, можно вывести признак неважности для веры – мне не понятно. Давайте подойдем к рассмотрению этого вопроса с формальной и сущностной стороны.

Сначала - с формальной.

Как показывает моя скромная практика, из единства Бога о неважности вида религии заключают, как правило, люди, которые ни во что не верят, или верят декларативно и поверхностно. Но ни истинный христианин, ни усердный иудей, ни старательный мусульманин или кто иной никогда не скажет, что вид религии не важен. Чем больше человек разбирается в религии, чем больше религия значит для него, тем он становится принципиальнее и избирательнее. И этот принцип можно экстраполировать далеко за пределы нашего вопроса: вот, к примеру, есть люди, для которых машины отличаются только внешним видом (цветом, дизайном) – а так у всех руль и четыре колеса….

Сейчас было бы не своевременным выяснять, какая религия истинная. Но давайте ответим на вопрос: если Истинный Бог один, то почему так много религий?

Библия учит, что человечество произошло от единой четы: Адама и Евы. У них рождались дети, внуки, правнуки… Их становилось все больше и больше. Все они были наследниками обетованного спасения - представителями единой первоначальной религии, корни которой восходят к райской эпохе существования прародителей. Одна из главных черт этой религии заключалась в смирении и ожидании в трудах и заботах грядущего Искупления, восстановления утраченного во грехе единства Бога и человека. Ничто не предполагало, что обещанное спасение произойдет «на днях», поэтому человечество должно было расселяться по лицу земли. В словах Ноя (Быт.9. 23-27) можно видеть пророчество о распространении человечества в лице его потомков. Расходитесь по земле, устраивайтесь и располагайтесь!

Однако люди вынашивали другие планы – они не хотели ждать и требовали спасения «здесь и сейчас». Давайте вспомним о таком библейском сюжете, как Вавилонское столпотворение (см.: Быт. 11.1-9) Нужно расселяться по лицу земли, но люди говорят: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт.11.4)». Многие комментаторы настаивают, что «прежде нежели» нужно переводить как «чтобы не» - тогда богопротивный замысел этой стройки становится более прозрачным. Люди захотели сотворить «себе имя» - они решили сами достигнуть Неба, пойти на штурм, если хотите, в то время как «Иисус Христос» есть единственное спасительное имя, и нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Он, Иисус Христос, и есть тот краеугольный камень, которым пренебрегли строители, и без которого, спасения нет (см.: Деян. 4.11-12) - это одна из важнейших истин нового Завета.

До Вавилонского столпотворения индивидуальные мысли, действия и чувства каждого имели свой смысл и обретали значимость лишь постольку, поскольку были соотнесены со Всеобщим. В этом смысле человечество напоминало улей или муравейник, функционирующий во множестве индивидуальностей как бы в едином волевом, чувственном и познавательном акте. Если оставить все как есть, то подобные этой стройке события повторялось бы еще и еще – человеческое единство, способно было обнаружить себя только в актах титанического богоборчества, поэтому «Бог сошел посмотреть башню», в результате, как говорит Библия, произошло «смешение языков». Не стоит под последним понимать только возникновение разных наречий. Проблема значительно глубже: здесь речь идет о появлении множественности в кодификации и декодификации понятий – т.е., о появлении довербальной, допредикативной нетождественности в коммуникации, а в месте с этим – и о появлении проблемы интерсубъективности. Поэтому мы можем говорить и то, что здесь, в случившемся для человечества, среди прочего, открылась и возможность разных религий: теперь люди, гонимые противоречиями интересов, все больше и больше удалялись от Бога и друг друга, и, по мере нарастания искажения своей внутренней природы, вынуждены были все более и более подстраивать единую истинную религию под свои постоянно искажающиеся потребности. То, что все религии произошли от одной (пусть и многоступенчато), объясняет те сходства, которые там-сям мы можем обнаружить в разных религиях. Отличия же объясняются человеческой греховностью: недостижимые и неверно понятые идеалы замещались другими, теми, что поудобнее и актуальнее.

Теперь давайте подойдем к нашей основной теме с содержательной стороны.

Что такое религия? Это очень сложный вопрос, которые изучается в семинарии на протяжении нескольких лекций, поэтому я остановлюсь только на одном аспекте: на этимологии слова «религия», притом не на этимологии вообще, а на лишь одной из ее версий. Часто происхождение слова «религия» видят в сочетании префикса «re», указывающего на возобновление, на воссоздание, на повторение действия, и глагола «ligare», означающего «связь». Religare – воссоздание, связи с Богом, воссоединение с Ним. Видно, что в религии содержится некая претензия на утерянное, утраченное ранее (в значении термина, по крайней мере).

Связь! Но кого? С кем или чем? Посредством чего и как? Отвечая на эти вопросы, уже не так сложно будет заметить, что религии отличаются не только «цветом».

Далеко не все религии претендуют на связь с тем Богом, на связь с Которым претендуют христиане – это верно (пусть и с определенного рода оговорками) даже для тех религий, которые исповедуют Единого Бога. Ни мусульмане, ни иудеи, например, не верят в Единого Бога-Троицу и нередко называют христиан многобожниками и язычниками.

Бог являет Себя миру в своем Откровении – т.е., о Боге мы можем судить по Его Откровению. Сегодня мы имеем множество разнящейся информации, одинаково претендующей на право называться Откровением. И что мы увидим, если попытаемся сравнить эти «откровения»? Только одно: все они восходят к разным источникам! Не может один и тот же Бог говорить о Себе такие разные вещи. Именно поэтому, скажем, иудеи не видят в Новом Завете Божественное Откровение – исходя из своего представления о Боге, они не могут допустить этого. С другой стороны, христиане никак не могут признать буддистский канон релевантным к их представлениям о Боге. Т.е., несмотря на видимое формальное сходство, сущностно все религии в той или иной степени отличаются в своем учении о Боге или богах.

Поскольку представления о божественном детерминируют наши представления о человеческом, постольку мы имеем и отличия в антропологии разных религий. Несмотря на наличие общих мест, даже такие религии, как христианство, ислам и иудаизм имеют разные учения о человеке.

Из разнствования представлений о Боге и Его Откровении, из разнствования антропологических представлений вытекает и отличие таких понятий как грех и спасение – т.е., религии отличаются еще и целями и средствами их достижения. Одно и то же явление разные веры будут называть то добром, то злом.

В этом ключе вопрос «а не все ли равно как верить?» можно уподобить вопросу «а не все ли равно, на каком автобусе ехать?». Конечно, если вам «просто покататься» – то да, все равно. Развивая подобную логику дальше, можно изречь и более радикальное: а какая разница: ехать или не ехать?

А не все ли равно кого любить?

Религия, коль скоро она становится важной для человека, регулирует все сферы его жизнедеятельности, поэтому неслучайно обряды инициации (посвящения в общину) часто имеют метафору «второго рождения». От религии человека зависит все: его культура, его представления о государстве, даже его эстетические предпочтения. Поэтому, как сказал Вергилий, «Выбирая религию, народ выбирает свою судьбу».

Для профана, т.е., непосвященного человека, может показаться, что верующие между собой спорят о чем-то несущественном, а в истинном все подобны. А на самом деле, как правило, мы имеем другое: похожими религии могут быть в несущественном, и сама эта «похожесть» может оказаться поверхностной, а в главном все религии отличаются.

Именно на этом понимании основан феномен мученичества - героического стояния за свою веру до смерти. Люди считают возможным и крайне важным умереть за свою религию, за свое право остаться со своими религиозными убеждениями и идеалами. Неужели они меньше понимают в религии, чем те, кто говорит, что «все равно как верить», что, на самом деле implicito обозначает «а не все ли равно как НЕ верить?». Действительно, нет никакой разницы, в какую церковь ты НЕ ходишь: в католическую или православную - ведь важно то, что ты любишь, а не то, к чему ты безразличен.

Может, логичнее было бы предположить, что раз Истинный Бог только один, а все другие сущности не суть боги, раз истинное Откровение только одно, то и истинная вера должна быть одна? Один Бог, одно Откровение – одна вера? Может, так?



Студенческий журнал "Ступени"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым