На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

В. Эриксен
портрет Екатерины II


Теология / История Церкви / Православие на Беларуси

Разделы Речи Посполитой и облегчение участи Православия

Свящ. Алексий Хотеев

Разложение государственного порядка в Речи Посполитой привело к ее разделу между сильными соседями. В 1772 г. к Российской империи отошла восточная Белоруссия. Была образована Могилевская губерния, Витебский и Полоцкий поветы вошли в состав Псковской губернии. Церковное деление соответствовало гражданскому: Могилевская епархия и Псковская епархия (сюда вошли Витебск, Полоцк). Согласно законам Российской империи Православная Церковь имела статус господствующей. Специальное распоряжение императрицы Екатерины II гарантировало православным их права и запрещало католикам или униатам отвращать православных от своего исповедания. Свт. Георгий Конисский в приветственной речи в придворной церкви Санкт-Петербурга выразил всю благодарность от лица белорусской паствы: «Кто по истории российско-польской не знает, что сей народ в тесноте и озлоблении сто семьдесят лет жил? …Однако ныне эти тяжки узы…расторгнуты, и уже пленники толпами, яко потоки югом, к Сиону, к Матери Своей Церкви, весело текут».

Присоединение бывших польских территорий прошло спокойно. Новые подданные повсеместно приводились к присяге русской императрице. Кто отказывался принести присягу имел право в течение трех месяцев продать свою собственность и выехать из страны. В случае нарушения этого срока имение конфисковывалось в казну. Местное дворянство не выказало никакого неудовольствия по этому поводу, и за исключением менее десятка вельмож в полном составе принесло присягу на верность России. Причиной такой уступчивости была гарантия со стороны русского правительства на сохранение дворянству привычных гражданских прав (суд над крепостными, выборность своих сословных представителей на сеймиках и проч.). Для упорядочения прежних правовых норм с имперскими законами было составлено специальное Уложение, которое регламентировало действия новой российской администрации. В своем указе Псковскому и Могилевскому губернаторам Екатерина предписывала сохранять свободу католического вероисповедания. Согласно мирному трактату с Польшей 1773 г. Россия гарантировала «римским католикам обоего звания» (т.е. обоих обрядов – латинского и униатского) свободу оставаться при своей вере со всеми церквями и имуществами духовенства (пункт 5 трактата). В 1773 г. в Могилеве была образована католическая епархия. Епископом был назначен виленский каноник Богуш-Сестренцевич. Для белорусских униатов главой сделался Полоцкий еп. Иассон Смогоржевский, который принес присягу на верность России. После того, как этот униатский архиерей сделался митрополитом всех польских униатов, на место полоцкого униатского епископа был назначен Ираклий Лисовский.

Осторожность российской императрицы в униатском вопросе послужила сдерживающим фактором в деле воссоединения белорусских униатов с Православием. Накануне первого раздела латинские неистовства привели к вынужденному отпадению в унию многих православных. Теперь они желали вернуться в свое родное исповедание. Православному Могилевскому епископу подавались прошения о воссоединении целых униатских приходов. За период с 1768 по 1775 гг. таких прошений по свидетельству свт. Георгия Конисского было подано ок. 80. Но на подобные массовые переходы правительство не решалось. Только в 1780 г. вышел указ, предписывающий белорусскому генерал-губернатору, в случае вакансии священнического места в униатском приходе назначать туда православного священника, если прихожане свободно выразят свое согласие. Дозволялись также присоединения в частном порядке. И это желание было непреодолимо: только к 1784 г. в Могилевской и Псковской епархиях было присоединено к Православию 117116 униатов.

Белорусские территории, оставшиеся в составе Речи Посполитой после первого раздела, однако оказались без своего единственного православного Могилевского епископа. Стараниями свт. Георгия Конисского при поддержке нескольких польских вельмож, а также по представлению российского правительства, которое со своей стороны подтвердило права Полоцкого униатского епископа для окормления униатов на российской территории, была образована православная епархия с титулом «Переяславская и Бориспольская». Кафедральным центром был назначен г. Слуцк. Епископом был избран прежний сотрудник свт. Георгия игумен Виктор Садковский. Его посвящение в сан состоялось в Киеве в 1785 г. и через некоторое время прибыл в Слуцк. Польское правительство согласилось признать полномочия русского епископа (подчиненного Российскому Синоду) при условии его присяги на верность Речи Посполитой, что было исполнено в 1787 г. Восстановление православной иерархии сильно встревожило латинских миссионеров. В одних только Киевском и Браслвавском воеводствах уния сразу потеряла 193 церкви, вернувшихся из унии в Православие. Эти украинские события увеличили у поляков страх народного восстания. Русско-турецкая война 1788-1791 гг. ( в которой приняла участие против России также и Швеция) показалась полякам благоприятным временем, чтобы избавиться от русской опеки. Для преобразования страны открылся знаменитый четырехлетний сейм, подготовивший польскую Конституцию 3 мая 1791г. Преосвящ. Виктор был заподозрен в подстрекательстве народного бунта и арестован в 1789 г. Следствие по его делу не выявило никаких доказательств о причастности к народным волнениям на Украине, однако обратило внимание на его переписку с Российским Синодом, на распространение церковных книг российской печати, что толковалось как вред национальному делу. Польский посол в Турции обратился к Константинопольскому патриарху с вопросом об учреждении независимого церковного управления православных в Речи Посполитой. Дипломатический ответ патриарха подавал полякам повод к надеждам. Для осуществления идеи был созван съезд выборных представителей православного духовенства и мирян (96 делегатов) в Пинске в 1791 г., который решил отказаться от всякой иностранной зависимости в делах церковного управления. Должно было учредить национальный Синод из трех православных епископов во главе с архиепископом, которых посвятил бы Константинопольский патриарх. После некоторых проволочек (вызванных протестами латинского духовенства) польский сейм утвердил артикулы Пинской конгрегации и издал еще несколько постановлений, облегчавших положение православных в Речи Посполитой. Однако то была уже лебединая песня.

Польская Конституция 3 мая 1791 г., предусматривающая государственное преобразование Речи Посполитой в парламентском духе так и не вступила в действие. Россия и Пруссия потребовали восстановления прежнего государственного порядка. В самой Польше противники реформ приглашали иностранные государства к вмешательству. В 1792 г. Россия ввела в страну свои войска. В 1793 г. последовал второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией. К России отошла центральная полоса Белоруссии (Минск, Пинск). В этом же году была создана Минская православная епархия, на которую назначен освобожденный Виктор Садковский. Непримиримые польские патриоты во главе с генералом Т. Костюшко подняли восстание против политики иностранных держав и напали на русские гарнизоны. Ответом было подавление возмущения и окончательный раздел Речи Посполитой в 1795 г. Вся белорусская территория вошла в состав Российской империи. Екатерина II теперь не стала сдерживать обращение униатов в Православие. По отчетам преосв. Виктора Садковского только за один с небольшим месяц 1794 г. к Православию присоединилось 333093 человека, что составляло 721 приход с 463 священниками. Один этот факт свидетельствует о добровольности перехода. Однако вместе со смертью Екатерины II († 1796) дело воссоединения приостановилось.

<< назад | содержание |

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым