|
«Ибо отныне будут ублажать Меня все роды»
К празднику Благовещения – о православном почитании Пресвятой Богородицы
Свящ. Алексий Хотеев
Невозможно представить себе православного богослужения без особенного чествования Пресвятой Богородицы. Первые слова ангельского приветствия «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28) стали основой самой известной молитвы к Деве Марии («Богородице Дево, радуйся»). Известно также общее правило православного богослужения заканчивать все молитвы (будь то стихиры, каноны или ектинии) прославлением Пресвятой Богородицы. Пропел хор или прочитал чтец похвалу Господу или кому-либо из святых, и следует возглас (иногда разделенный на две части): «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь», а за ним – «богородичен», т.е. похвала Пресвятой Богородице ради чудесного рождения Ею Христа, Сына Божия.
Почитание Приснодевы Марии является частью Священного Предания Церкви. Первые праздники в честь Матери Господа появляются в церковном календаре в период IV-V вв. (Благовещение, Успение). К этому времени относится и построение первых храмов в честь Богородицы. Св. Константин Великий в нач. IV в. построил три таких церкви в своей новой столице Константинополе. В Риме также существовал древний храм Девы Марии. III Вселенский Собор (431г.), состоявшийся в малоазийском городе Эфесе, проходил в храме Пресвятой Богородицы. Несколько позднее устанавливаются еще два богородичных праздника – Рождество Богородицы и Введение Ее во храм. Традиция особенно прославлять Матерь Господа восходит, предположительно, к самому древнему празднику в честь Приснодевы, который совершался на второй день после Рождества Христова (Рождество Спасителя и Его Крещение первоначально праздновались вместе под общим названием Богоявления), теперь это Собор Пресвятой Богородицы. Древнейшие изображения Божией Матери действительно связаны с евангельской историей Рождества Христова. Это сцены Благовещения и поклонения волхвов, которые находятся на стенах римских катакомб. На фреске катакомбы Прискиллы (IIв.) Матерь Господа изображена с покрытой головой (восточный обычай подчеркивать замужнее положение женщины), сверху над Ней звезда. Рядом находится один из пророков, который одной рукой держит раскрытую книгу Священного Писания, а другой указывает на звезду. Предполагают, что это или пророк Исаия (ср. Ис.60,19), или Валаам (ср. Числ.24,17). Церковное же предание относит написание первого образа Богородицы ко временам более древним, чем римские катакомбы, к кисти самого евангелиста Луки. Характерной чертой иконографии Божией Матери с давних пор является изображение трех звезд на Ее одежде (на челе и плечах) в знак того, что Пресвятая Богородица «и до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества» Своего Божественного Сына всегда пребывает Девой.
Как же традиция православного почитания Богородицы соотносится со Священным Писанием? В наше время известны целые общества, именующие себя «христианскими», чье недавнее историческое прошлое, однако, не мешает им восставать на древность и отвергать почитание Божией Матери будто бы «не евангельское». Для них Она – простая женщина, лишенная даже права остаться навсегда девой после рождения Христа. В защиту этого мнения ими приводятся известные места из Евангелий, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (напр., Мф.13,54-56; Мк.6,3). Действительно, как тогда заметили евангелисты, что люди видели братьев Христа и соблазнялись о Нем, так и теперь некоторым людям вольно соблазняться о Его Матери. Они насчитывают, кроме Самого Господа Иисуса, до 7 и более детей у Марии и Иосифа! Но спросим: неужели Пресвятая Дева, по непреложному свидетельству самого Священного Писания, благодатью Святого Духа освященная и чудесным образом зачавшая Сына Небесного Отца, захочет после этого обычных супружеских отношений? Или Иосиф, «праведный» по слову Писания, покусится на сожительство с Той, Чье чудесное зачатие и рождение, а затем и спасение от угрозы кровожадного Ирода, было открыто ему видением ангельским? И если в Писании находим именование Христа «Первенцем» (Мф.1,25), то обязательно ли утверждать, что после первого ребенка необходимо следует второй, третий и т.д.? «Первенец, – говорит бл. Иероним, – не только тот, после которого были и другие дети, но и тот, после которого не родилось никого». В Церкви с давних времен существовало благочестивое объяснение пророческого видения Иезекииля о вратах в чудесный храм, которыми прошел и заключил за Собой Господь (Иез.44,2), в смысле указания на рождение Спасителя и девство Богородицы после этого рождения. Относительно же «братьев» и «сестер» Господа есть все основания утверждать, что это были Его двоюродные братья и сестры от брака Клеопы, брата Иосифа Обручника, с Марией, о родстве которой нам Писание не сообщает. Заметим, что Сам Господь, будучи на кресте, усыновляет Своей Матери любимого ученика Иоанна (Ин.19,26-27), очевидно потому, что у Нее не было других детей, и по кончине Своего Божественного Сына Она могла остаться одинокой.
Православное почитание Божией Матери имеет твердое евангельское основание. Ясное указание на будущее почитание Пресвятой Богородицы содержат пророческие слова Ее Самой: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Мы не воздаем Деве Марии божеские почести, но прославляем Ее как Матерь Господа, именуя Ее «Богородицей», исповедуем истину боговоплощения. Отметим здесь, что греческий глагол, переведенный на древнеславянский язык словом «ублажать» со значением «восхвалять, прославлять», оставлен с тем же значением и в русском Синодальном переводе. Чего не скажешь о разных современных опытах русского перевода, издаваемых протестантскими представителями Библейского общества. Тут находим вместо «ублажать» – «будут называть блаженной». Впрочем, неопротестанские проповедники и этого себе особо не позволяют. Некий Уитнесс Ли, именуя Деву Марию «каналом» воплощения, невысоко отзывается о Ее гимне «Величит душа Моя Господа» и ставит его ниже по достоинству чем приветствие Елисаветы (Лк.1,42-45) или песнь Захарии (Лк.1,68-79), поскольку не находит в нем имени Христова, а только благодарные человеческие чувства (Новый Завет. Восстановительный перевод. Анахайм. 1998. С.265. Комментарии). «И оправдана премудрость чадами ее» (Мф.11,19), – только и ответишь на это.
Православные же не могут подобрать достойных слов для выражения своего почитания Пресвятой Девы. Как поэтичен в этом отношении богородичен из службы Первого часа: «Как нам именовать Тебя, о Благодатная! Небом ли, потому что зажгла Солнце Правды; Раем ли, потому что вырастила Нетленный Цветок; Девой ли, потому что и Сама пребыла Нетленной; Непорочной Матерью, потому что носила в Своих святых объятиях Сына, для всех Бога. Моли Его, да спасет души наши».
<< назад | далее
>>
|