Теология / Патрология
протоиерей Владимир Башкиров
доктор богословия, профессор
Минской Духовной Академии, заведующий кафедрой Богословия Института Теологии БГУ
|
Как понимать молитву и как молиться современному человеку?
Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17)
Нет молитвы у нас...
Нет молитвы у нас до кровавого пота.
И душа — как давно обмолоченный сноп.
Хорошо, если где-то задумчиво кто-то
Перекрестит хотя бы свой лоб:
Но Господь — Он же знает, что в нас оскуденье,
Он-то видит, что веры у нас только вид.
Но и малое наше приемлет моленье
И за слезы смиренья навстречу летит.
И святые глядят, что дела наши плохи,
Что, как пруд, усыхает молитвенный труд.
Им отрадны от нас даже малые крохи,
Что к Престолу Всевышнего вздохи несут!..
Прот. Андрей Логвинов
Говорить о молитве трудно, несмотря на обилие литературы. Понимаешь, сколь прав был безвестный старец, который однажды в шутку сказал: «Никто не может говорить о молитве, если он не молится. Если же он молится, у него нет ни малейшего желания об этом говорить».
Но говорить, тем не менее, надо: люди ищут альтернативу молитвословам, с их огромными сводами малопонятных текстов, на прочтение которых у современного человека просто нет времени, и потому часто приходится слышать такие вопросы:
1. Что же, все-таки, такое молитва, и нет ли каких-либо аналогий, чтобы проще было уразуметь её действие?
2. Какова её цель, и нельзя ли её достичь более кратким и простым способом, чем предлагает молитвослов?
3. Как вести себя, если молитва осталась не услышанной?
В своей статье мне и хотелось бы ответить на эти вопросы подборкой высказываний нескольких подвижников разных эпох. Эти мнения до сих пор остаются весьма востребованными.
1. В Священном Писании о молитве или молении упоминается более 240 раз. Обращение к Богу в любой жизненной ситуации было обычным, и потому напоминания апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17), «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18), «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4, 2) проникнуты глубоким библейским духом.
Рассмотрим этимологию (происхождение) слов молить, молиться. Праславянский глагол modliti (из molditi) близок к греческому прилагательному malthakos (мягкий, нежный) и древнесаксонскому mildi (мягкий, добрый милостивый), и имел основное значение делать кого-либо мягким, добрым.
Удивительно, что наши предки точно уловили основной смысл молитвы: она изменяет человека настолько, что он становится способным общаться с Богом.
Святые обычно дают молитве следующие определения. «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу», — пишет свт. Феофан Затворник (+1894). Святитель резюмирует здесь классические определения молитвы св. Иоанна Златоуста (+407): «Молитва — основание всякого блага и способствует к достижению спасения и вечной жизни… Всякий, молясь, беседует с Богом; а как много значит, будучи человеком, говорить с Богом, знает каждый…Что могло бы быть святее беседующих с Богом? Что праведнее? Что благороднее? Что мудрее?».
Похожее определение находим у преп. Иоанна Лествичника (+649): «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же своему, она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе дочь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокруше-ние браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, обнаружение духовного устроения, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд и престол Судии прежде страшного суда».
Для разъяснения действия молитвы отцы обычно искали аналогии в окружающем мире и в самом человеке. Достаточно упомянуть свт. Григория Нисского (ок. +395), который пользовался им настолько широко, что без аналогий из природы не начинал ни одного из своих размышлений о божественных вещах.
Подобным же образом обстояло дело и с молитвой. Ограничимся лишь несколькими яркими аналогиями. Так, свт. Филарет Московский (+1867) сравнивал молитву с магнитом, который привлекает благодатную и чудодейственную силу .
А свт. Феофан обращался к аналогии вдыхаемого кислорода: «Кто-то, — говорит он, — называет молитву дыханием духа. Она и есть дыхание духа… Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве раскрываются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему воспринять соответствующий дар. И как там кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится затем по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит внутрь нас и оживотворяет там всё».
Красивую аналогию зажигательного стекла предлагает св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908): «Зажигательное стекло, когда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются в одной точке зажигаемого предмета, всею своей совокупностью действуют на него, и таким образом, как бы всё cолнце в уменьшенном виде помещается в предмете. Так и в молитве, тогда наша душа согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем — Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всей Своей простотой и Своей силой».
Эти сравнения — не случайны. Они наводят на мысль о том, что молитва — это не занятие в определенное время суток, а состояние духа, причем всегдашнее. Но тогда получается, что стоять пред иконой и класть поклоны — совсем не молитва, а только прием или средство; читать молитвы на память или по книжке — тоже не молитва, а способ её возбуждения. Признаком же настоящего молитвенного делания служат возвышенные чувства к Богу: богомыслие, благодарность, преданность, славословие, ощущение своего недостоинства. «И молюсь я только тогда когда имею эти чувства. Ими — то и надо наполнять свой ум, иначе он, как быстродвижный, сам найдет себе занятие, начнет плодить помыслы и будет заниматься, — по словам блж. Феофилакта Болгарского (+ ок. 1126), — любопытством, пересудами, празднословием и пустословием».
Св. Иоанн Златоуст в комментарии на слова апостола Павла «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18) подчеркивает именно такой смысл молитвы: «Не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве. Беспрестанно, говорит, молитесь. Не слышал ли ты о вдовице, как она победила (судию), благодаря своей настойчивости? Не слышал ли, как один друг в самую полночь крепко молил и умолил (своего друга)? Не слышал ли и о хананеянке, как она своей неотступной просьбой возбудила к себе участие Владыки? Эти люди достигли цели настойчивостью… Нужно молиться непрестанно с бодростью духа».
2. Отсюда и цель молитвы — постоянно держать в себе память о Боге.
Древние подвижники указывали на именно такой характер молитвы. Например, прп. Исаак Сирин (+ок. 700), строгий аскет и подвижник, на первый взгляд, неожиданно широко толкует понятие молитвы, которая, по его мнению, включает в себя все действия человека, совершаемые с мыслью о Боге. Однако для него самого здесь нет ничего необычного и странного: «Надо нам знать, что всякая беседа (с Богом), совершаемая втайне (внутренне), всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном устанавливается молитвой и нарицается именем молитвы, и сюда входят различные чтения, славословие Богу, заботливая печаль о Господе, телесные поклоны или псалмопение в стихословии, или всё прочее, что составляет всё учение чистой молитвы, от которой рождается любовь Божия; потому что любовь от молитвы…».
А св. Василий Великий (+379) подчеркивает деятельный характер такой молитвы. Для него, как потом и для прп. Симеона Нового Богослова (+1022), слово, неподтвержденное делом, является текучим и пустым, потому что молитву нельзя сводить только к словам. Её сила и энергия — в душевном настроении и в добрых делах, которые, по меткому определению св. апостола Павла, следует совершать всю сознательную жизнь: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31)».
К этой мысли свт. Василий возвращается часто. Приведем еще одно его характерное размышление: «…Для молитв и псалмопения, как и для многого другого пригодно всякое время. Посему, двигая руку на дело,… если возможно, языком, а если невозможно, то сердцем воспевай Бога… псалмами, славословиями и песнопениями духовными (Еф. 5, 19), и между делом совершай молитву,…благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания…».
Так же думает и свт. Феофан Затворник: «Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Нему. Мысль о Боге — мысль о Его Вездесущии, о том, что Он везде есть, всё видит и всё содержит. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего, Ему неугодного, и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно».
Он предлагает простые способы подготовки к молитве и приемы её совершения, которые хорошо известны и по другим источникам. Нужно отвлечься от земных дел и предметов, постоять немного, походить, отрезвить мысль, подумать о том, кто такой я, и кто Тот, к Которому я намереваюсь обратиться с молитвой. Чрезвычайно важно настроить себя так, чтобы произносить слова молитвословий с благоговением и страхом Божиим в сердце Начав же молиться, пробуй сопровождать молитву покаянным чувством, без которого молитва как мертвый выкидыш.
А еще приучай себя мысленно становиться на суд Божий. Если же молитва стала рассеянной и поспешной, то надо напрячься и проследить, чтобы ни одно слово не произносилось без чувства и осознания смысла. Старайся вниманием быть в сердце и больше нигде, потому что от ослабления внимания ум удаляется из сердца, где он должен быть во время молитвы, и теряет память Божию, а без внимания нет молитвы. Бывает и так, что молитва не идет на ум, тогда ненадолго её можно отложить. Но если не пойдет и дальше, то силой заставь себя исполнить свои молитвы, как голодный, желая тех благ, особенно духовных, т. е. прощения грехов, очищения, освящения, утверждения в добродетели, о которых говорится в молитвенных прошениях.
Но реально ли это? А если да, то как?
Опытные молитвенники рекомендуют очень простой метод — краткие и частые молитвы. Такие молитвы лучше и дольше поддерживают молитвенное настроение, их даже сравнивают с искрами, которые воспламеняют сердце.
«Для того надо часто, но кратко молиться, — говорит преп. Иоанн Кассиан Римлянин (+435), — чтобы враг — наветник не смог всевать что-нибудь в наше сердце. Это — истинная жертва, потому что жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Это спасительное приношение, это — чистое возлияние, это жертва правды, это — жертва хвалы (Пс. 49, 14), это — мысленное всесожжение (Пс. 65, 15) , которое приносится сокрушенным и смиренным сердцем».
У св. Феофана Затворника я прочитал очень дельные советы о том, как это надо делать: «Средство к тому — краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: «Господи, помилуй»… Сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент, держите в мысли, что Господь близко, и взывайте к Нему из сердца: «Господи, помилуй».
Он же предлагает составить свои собственные краткие молитвы, в которых совмещалось бы всё. Например: Слава Тебе, Боже, в Троице покланяемый, Отец, Сын и Святый Дух! Слава Тебе, создавшему всё! Слава Тебе, почтившему нас Своим образом! Слава Тебе, Господи Иисусе Христе! Ты воплотился, пострадал, умер за нас и воскрес!
Полезно взывать к Богу многократно в течение дня, в каждом конкретном случае составляя соответствующее прошение. Например, в начале дела — «Господи, благослови», в конце дела — «Слава Тебе, Господи», страсть обуяла — «Спаси, Господи, погибаю», в смущении — «Изведи из темницы душу мою», грех влечет — «Наставь меня, Господи, на путь», находит отчаяние — «Боже, милостив будь мне грешному» и так далее.
О молитве своими словами учит и св. Иоанн Кронштадтский: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом, не всё быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум,…притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя… Не допусти, чтобы молитва твоя испарилась и от неё остались только сухие слова, но да дышит она теплотою духа, как влажный и теплый хлеб, вынутый из печи».
Кроме того, свт. Феофан советует: «…А начать надо с дома и переосмыслите в нем всё — дом, стены, кровлю, фундамент, печи, столы, стулья. Затем — родителей, детей, братьев, сестер, родных, приезжих, а потом и весь порядок жизни: вставание, здорованье, обед, работы, отлучки, возвращения, чаепитие, угощение, пение, день, ночь, сон и всё другое… Как всё это сделаете, то всякая вещь будет для вас как книга святая или что статья в книге…И тогда всякая вещь и всякое занятие и дело будут приводить вас к мысли о Боге».
Смотрите, как всё естественно и просто. На молитву, как размышление о божественных вещах, не надо даже тратить дополнительного времени, ей можно всегда занимать свой ум.
Но мы привыкли, если и обращаться к Богу, то только тогда, когда нам что-нибудь нужно, и часто с нами бывает так, как в одном смешном разговоре молодой девушки со священником:
— Батюшка, наконец, я стала молиться так, как вы учили, совсем бескорыстно!
— А можешь сказать как? — спросил священник.
— А вот как: «Господи, я ничего не прошу для себя. Но дай моей маме года через два хорошего зятя».
3. Ну, а что делать, если молитвы в том виде, в каком мы просим, не исполняются. Причина одна. Мы просим Бога без усердия, как бы мимоходом, и потому наши прошения часто похожи на прошения змеи и камня (Мф. 7, 9-10). Нам кажется, что мы испрашиваем реальные вещи, а на самом деле требуем, именно требуем, от Бога исполнения наших иллюзий, и забываем, что молитва исполняется ровно в той мере, в какой к прошению был приложен молитвенный труд.
Похожую мысль высказывает и прп. Иоанн Лествичник: «Не будем скорбеть, если, прося чего у Господа, некоторое время не бываем услышаны. Все, которые просят чего-либо у Бога и не получают, без сомнения не приемлют по одной из следующих причин: или потому, что просят прежде времени, или потому, что, получив, они стали бы превозноситься, или потому, что вознерадели бы после исполнения их прошения… Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним».
Первая реакция на такой призыв: «Да как же этот так?» В самом деле, невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, нарушает и попирает законы, человеческие и Божественные. И все-таки, надо найти в себе силы, чтобы, не одобряя его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло, помогать ему в жизненных трудностях и молитвенно желать ему вечных благ (Рим. 12, 17-20). Ведь мог же прп. Силуан Афонский(+1938) вообще не делить людей на врагов и друзей, а только на познавших Бога и непознавших Его.
Конечно, приведенные мнения о молитве — только крупица из сокровищницы аскетического наследия. И, тем не менее, хочется надеяться, что мысли подвижников и аскетов, собранные в этой статье, могут оказаться полезными для тех, кто хочет войти в благословенный мир молитвы.
Литература:
• Отцы-пустынники смеются. М., 1996. С. 61.
• Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Репринт, 1910-1914. С. 548.
• Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Репринт, 1895. С. 406.
• Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 2. Книга вторая. О молитве. Слово второе. СПб.: Репринт, 1898. С. 837.
• Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1901. С. 232-233, 237.
• Великие мысли, кратко реченные. СПб., 2001. С. 502.
• Феофан Затворник, свт. Начертание. С. 406.
• Сергиев Иоанн, прот. Указ. соч. Т. 1. С.115.
• Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. Книга первая. СПб.: Репринт, 1905. С. 213.
• Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 39. Сергиев Посад: Репринт, 1911. С. 166.
• Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1998. С. 149 — 150, 200.
• Василий Великий, свт. Правила, пространно изложение в вопросах и ответах. Вопрос 37. Творения. Т. 2. Изд. П. П. Сойкина. С П б.: Репринт, 1911. С. 374-375.
• Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Письмо № 947. Выпуск шестой. М.: Репринт, 1899. С. 20-21. Собрание писем. Выпуски V, VI, VII, VIII. Т. 2. М., 2000.
• Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Собеседование 9-е. О пользе краткой и безмолвной молитвы. Глава 36. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1993. С. 348-349.
• Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь. С. 166, 182, 185.
• Феофан Затворник, свт. Письмо № 227. Собрание писем. Выпуск первый и второй. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С 34-40 ( во втором выпуске).
• Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 155. Т. 2. С. 152.
• Zarty niepoświęcone. Pozbierał i opowiedział ks. Jan Kracik. Kraków, 1993. S. 64.
• Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2003. С. 360-363.
|