Научный анализ астрологических представлений
Проблема истинности астрологических прогнозов была актуальна уже в древнем мире. До сегодняшнего дня дошли многие труды античных философов, в которых истинность астрологии подвергалась сомнению. К их числу принадлежат, например, Цицерон (О дивинации), Секст Эмпирик (Книга против астрологов) и др. При этом различные доводы против астрологии повторялись из столетия в столетие, мало отражаясь на её популярности. Это объясняется тем, что полемика велась в области философии. Развитие естествознания и научной методологии привело к тому, что с середины ХХ столетия появилось много критических работ, где феномен астрологии исследуется с точки зрения науки. Психологи, философы, специалисты по статистике, астрономы, физики, биологи и др. ученые провели научный анализ астрологических концепций, самого феномена астрологии и ее влияния на людей. Выводы оказались для астрологии неудовлетворительными.
В первом приближении можно астрологию разделить на 3 части: популярную астрологию, традиционную астрологию и космобиологию (включающую изучение влияния космических факторов на земные организмы).
Многочисленные статистические исследования современных учёных показывают, что первая часть бесполезна и являет собой эксплуатацию масс с целью личной прибыли или насаждения астрологического мировоззрения.
Второй тип астрологии требует разнопланового и усиленного научного исследования. Здесь существует сложный символический формализм, сформированный в течение многих столетий. Работы многих аналитиков показывают, что он может и не касаться никакого реального влияния планет и звёзд на человеческий характер. Эта сложная система символов многими людьми расценивается полезной для обеспечения ощущения связи человека со Вселенной в целом, т.е. носит скорее психологический, чем естественнонаучный характер.
Третий тип астрологии, куда многие исследователи стремятся вместить и космобиологию, может показать, что современная концепция Вселенной, в которой мы живём, не настолько заключительна и полна, как мы привыкли думать. Имеются некоторые факты, которые требуют пристального внимания и хорошей гипотезы для их объяснения. Однако, космобиология не может рассматриваться как фактор, подтверждающий традиционную астрологию, так как ее выводы пока не удается связать с астрологическим формализмом.
В 1976 году учёные, среди которых много лауреатов Нобелевской премии, написали заявление против астрологии, в котором выразили своё негативное отношение к этому явлению. Кроме этого, многие специалисты, детально изучавшие астрологию и ее методы, склоняются к тому, что астрология не отражает объективных взаимосвязей небесных тел и человека.
Х.Эйсенк и Д.Ниас провели исследование, посвященное выявлению достоверности соответствия психологических характеристик людей тем толкованиям, которые дают астрологи в соответствие с положением Солнца в зодиакальном знаке в момент рождения. При этом использовались лишь самые общие характеристики человека: интровертность и экстравертность, импульсивность и стабильность психики. Для первой пары характеристик получилась хорошая корреляция с астрологическими предсказаниями, в то время как для второй пары совпадений не было. Тогда Х. Эйсенк с коллегами допустили, что, возможно, предварительное знание исследуемых людей своих астрологических характеристик могло повлиять на конечный результат исследования. Поэтому было проведено исследование на детях, которые ещё не были знакомы с астрологическими прогнозами. Первые результаты в этом случае не подтвердились 1.
Исследования, касающиеся корреляции самоубийств и астрологических факторов в гороскопах жертв, проведенные Н. Пресс и др., показали, что из множества астрологических правил, содержащихся в справочниках и руководствах, ни одно не совпало с реальным событием .
Достижения космобиологии свидетельствуют, что "сбываемость" многих общих астрологических прогнозов может быть вызвана чисто астрономическими явлениями. Так, было доказано, что настроение людей может меняться в зависимости от солнечной активности. На поверхности Солнца постоянно появляются и исчезают пятна, число которых увеличивается с ростом активности Солнца. Период солнечной активности составляет примерно 11 лет. Известно, что солнечные пятна являются источниками излучения, которое оказывает влияние на магнитосферу Земли. Имеется подтверждение того, что число солнечных пятен связано с температурой воздуха и количеством дождей на Земле. Это имеет косвенное влияние на настроение людей. Когда погода солнечная, люди имеют хорошее настроение и лучше относятся к другим людям.
Астрологи пробовали установить корреляцию землетрясений с астрологическими факторами. Однако, учёные опровергают возможность таких совпадений, так как землетрясения различной интенсивности происходят на Земле почти каждые 30 секунд и можно легко подтасовать результаты. Было проделано множество исследований, чтобы выявить возможное влияние Луны на землетрясения, но все они оказались безрезультатны.
Почти все современные астрологи отступают от первоначального индуктивного и эмпирического характера получения астрологических знаний. Если первоначально, по свидетельствам древних халдейских источников, накапливалась информация о явлениях на небе и событиях на земле, а потом, после сопоставления тех и других фактов, делались выводы, то сейчас часто мы имеем ситуацию, когда астролог вместо сбора информации начинает интерпретировать гороскоп исходя из собственного мнения, которое основывается больше на интуиции и домыслах, чем на знании. Например, все зодиакальные знаки носят определённые названия. Эти названия были присвоены очень давно, и трудно сказать, как они возникли. Для того чтобы получить более менее достоверную информацию о том, как на человека влияет время его рождения при нахождении Солнца в каком-то знаке, например, в знаке Тельца, нужно собрать много характеристик людей, родившихся в это время, обобщить их, провести научное исследование с применением статистических методов и сделать выводы. Многие астрологи поступают наоборот. Они делают суждение о человеке, исходя из того, какими качествами должен обладать Телец, т.е. бык. Такой подход ненаучен и не может привести к положительному знанию.
Французский психолог М.Гокелен протестировал 50 000 признаков личности на соответствующих 12 зодиакальных символах и его результаты не показали никакой корреляции с современными упрощёнными психологическими трактовками астрологов. Часто люди рождаются с Солнцем в определённом знаке и не имеют признаков личности связанных с характеристикой этого знака. Эти факты свидетельствует о том, что современная тенденция психологизировать астрологию носит ненаучный характер и примитивные трактовки зодиакальных символов не имеют под собой реального основания 2.
Астрология противоречит научному мировоззрению, так как в науке ничто не может быть установлено как безусловно истинное. В науке идёт непрерывный поиск, экспериментирование, которые могут опровергнуть старые теории. Научные выводы должны зависеть не от персональных симпатий и убеждений исследователя о гипотезе, а от фактов.
Любая гипотеза, выдвигаемая астрологами, должна иметь очень сильное подтверждение, чтобы её приняли учёные. Часто в астрологической литературе встречаются большие необоснованные массивы информации, получаемые по аналогии с ранее установленными символическими конструкциями. Например, Павел Глоба в своей книге “Практическая астрология” даёт описание значений транзитов для планет. При этом подробно останавливается на характеристиках Меркурия, Венеры, Марса, а характеристики дальних планет предлагает своим читателям додумать самим по аналогии. Этот метод получения информации является антинаучным, так как ставит процесс получения знания в зависимость от субъективизма каждого исследователя 3.
В трудах астрологов авестийской школы содержится исчерпывающая справочная информация об аспектах планет, их положениях в знаках, домах гороскопа. При этом планеты, открытые недавно, такие как Уран, Нептун и Плутон, описаны настолько же подробно, как и известные с глубокой древности. Уран, со времён его открытия Вильямом Гершелем, прошёл всего 2,5 оборота вокруг Солнца, а Нептун и Плутон, открытые позднее, не прошли ещё ни одного. Однако, многие астрологи заявляют, что свойства этих планет уже изучены достаточно хорошо. Характер этой информации заставляет сомневаться в объективности приведенной системы знаний. Если старые планеты могли быть изучены астрологами на протяжении тысячелетий, то, например, Плутон, открытый лишь в 1930 году и имеющий период обращения вокруг Солнца 248 лет, ещё должен тщательно изучаться. Возникает подозрение, что информация взята из оккультных источников, додумана на основе символических представлений или просто сфальсифицирована.
Анализ астрологических предсказаний показывает, что астрологи развили свои методы выражения информации для того, чтобы их предсказания выглядели более успешны. Один из таких методов использует туманные, продолжительные сроки, чтобы учесть самое широкое разнообразие интерпретаций, другой связан с тем, что предсказания делаются далеко на будущее, с надеждой, что люди забудут о предсказании, пока пройдёт это время. Некоторые астрологи делают то же самое предсказание много раз в течение нескольких лет в надежде, что это событие в конечном счете когда-нибудь произойдет. Таким образом, статистические исследования показывают, что истинность чётких астрологических прогнозов невелика и не выходит за пределы случайного совпадения.
Астрологическое мировоззрение осталось во многом античным, оперирующим символическими объектами и связями между объектами. Такое знание можно назвать донаучным. Это тем более подтверждается современным состоянием астрологических построений, так как астрология не употребляет в своих расчётах многих астрономических объектов, например, спутников больших планет, которые не были известны в древнем мире. По своей физической значимости многие из этих тел намного превосходят известные в древности. Например, спутник Юпитера Ганимед по размерам и массе больше планет Меркурия и Плутона и находится к Земле намного ближе чем Плутон. Однако, современная астрология не учитывает его влияние на земные события.
Мировоззрение многих астрологов можно назвать ненаучным, так как они не знают принципов работы астрологии, т.е. не могут указать механизм воздействия небесных тел на человека. Их представления более похожи на магические, во всяком случае, в них явно нарушается принцип причинности. Наиболее часто можно услышать, что всё в мире устроено по принципу: “то, что наверху подобно тому, что внизу”. Этот принцип оккультный и не соответствует строгим научным представлениям о устройстве мира. Он больше похож на туман ный философский принцип, из которого невозможно получить практического знания.
Многие астрологи являются практиками и вообще не интересуются научностью астрологии и её связями с другими дисциплинами. Для них главное частная практика, использование уже имеющихся простых правил, без их проверки и дальнейшей творческой работы.
Одна из самых существенных проблем, с которыми сталкиваются астрологи – это описание механизма, с помощью которого планеты оказывают влияние на людей. Большинство предложенных астрологами моделей не соответствуют современной научной картине мира.
Современные астрологи постоянно подчеркивают связь своего учения с психологией и особенную ценность этого союза. Исследовав это, Р.Кулвер и Ф.Ианна считают, что привлекательность астрологии в том, что она предлагает удобный путь ухода от ответственности. Вместо того, чтобы признать ответственность за свои действия, можно сказать, что звёзды были не правы, или, что звёзды заставили сделать какой-то поступок 4.
Причины роста популярности астрологии и других оккультных систем различны, от простого любопытства до отчаянного поиска чудесного средства, которое поможет избежать многих жизненных проблем. Современная напряжённая жизнь толкает людей на поиски каких-то форм облегчения и ощущения безопасности. Многие люди не видят в традиционных религиях жизнеспособное средство, способное реально помочь, потому ищут дополнительные формы духовности. Это связано с тем, что традиционный религиозный путь нелёгок, так как требует множества ограничений и большой духовной работы. Современный западный человек, выросший в потребительском обществе, уже не способен побороть свой эгоизм и не хочет ограничивать свои удовольствия, поэтому ищет лёгкий путь для разрешения жизненных проблем.
Астрология имеет квазирелигиозное значение в жизнях многих людей. Люди чувствуют, что являются частью какого-то большого целого, всей вселенной, где всё взаимосвязано, где всё запланировано в движении звёзд, чьей-то высшей властью и большим могуществом. Значит, события в жизни не являются случайными, а имеют некую большую цель в рамках всей Вселенной.
Кажущийся успех астрологии лежит в области психики человека. Сегодня осталось мало людей, котоpые стаpаются вести более менее самостаятельный обpаз жизни. Явно пpослеживается несвобода нашего совpеменника, котоpый чеpез газетную пpопаганду, pадиовещание и телевидение получает гото вые пpедписания, pецепты - что он должен делать, от чего отказаться, что есть и пить, где пpоводить отпуск, что обуть на ноги, на что тpатить свободное вpемя и деньги.
Вера в астрологию может быть объяснима и тем, что если человек знает предсказание на будущее, то ведёт себя так, даже подсознательно, чтобы это предсказание сбылось. Его поведение меняется по сравнению с тем, какое бы было, если бы предсказание не было известно.
Можно выделить несколько важных причин, почему люди обращаются к астрологии:
• Это происходит из-за эмоциональной усталости и жизненной суматохи. Разговор с кем-то, не обязательно с астрологом, о проблемах жизни даёт определённое облегчение. В обществе, где все люди чужие друг другу, консультации с астрологом могут дать психологическое облегчение.
• Астрологи не только дают здравомыслящие советы и сочувствуют, но также поддерживают чувство собственного достоинства клиента, подчёркивая его возможности в будущем. Это даёт клиенту ощущение надежды на то, что его пожелания сбудутся.
• Астрологи редко дают моральные советы. Легче говорить с тем, кто не будет осуждать поведение и называть его неправильным. Это даёт клиенту ощущение, что все его поступки правомочны, несмотря на их последствия. Астролог как бы берёт часть вины за неправедные поступки на себя. Священник на исповеди будет вести себя совсем по другому, требуя соблюдения моральных норм, поэтому по пулярность христианства в западном обществе падает, а популярность астрологии возрастает.
• Астрологические сочинения дают человеку ощущение значимости своей жизни, как части большой Вселенной. Кроме того, это даёт надежду на будущую духовную жизнь, связанную с реинкарнацией, так как зачастую астрология интегрирована в теософию и поддерживает веру в переселение душ.
• К астрологии обращаются люди, которые ненавидят традиционную религию и могут использовать её как замену; люди, которые ищут простые решения сложных проблем; кому нужна лесть вместо правды; для кого просто интересно этим заниматься.
• Люди консультируются с астрологами из-за всё возрастающего социального престижа астрологии и её признания. Сегодня всё больше физиологов и психологов включают астрологию в свою практику и это даёт основания широкой публике считать, что астрология имеет признание в научном мире. Многие люди просто считают, что раз астрология так популярна, значит имеются основания для её правдивости.
• Многие притягиваются к астрологии из-за того, что она обещает дать возможность контролировать будущее и развить внутренний потенциал, заложенный в человеке. Таким образом, искушение быть властелином своей судьбы, путем угадывания будущего, притягивает к астрологии.
Каковы причины того, что люди склонны доверять астрологии, несмотря на то, что её опровергает наука? Исследование, проведённое в 1991 году Д. Тобасиком и Д. Шредер, показало, что люди, которые имеют низкую самооценку и не способны своими силами добиться в жизни больших успехов, более доверяют астрологии, сознательно или подсознательно, как методу, который может помочь им улучшить жизненный статус с помощью нетрадиционных, чудесных методов .
Эти исследователи также установили, что вера в опровергнутые учения коррелирует с такими чертами личности, как: беспокойство относительно времени смерти, чувство отчуждения, иррационализм в мировоззрении, несоответствие устных утверждений с объективной действительностью, малый контроль над собственными чувствами, шизотипия, т.е. наличие разных причуд в индивидуальности, странные реакции при психическом напряжении.
Популярность астрологии так же связана с возрастающей популярностью парапсихологии, которая всё более заявляет о своей научности. Традиционно паранормальные свойства человека приписывались контактам с духами, теперь же объясняются как раскрытие потенциальных возможностей человека.
Ещё одной причиной интереса к астрологии может служить стремление людей к отказу от традиционной этики. Исследования показали, что 70% американцев больше не верят в абсолютную ценность морали. Это делает нетрадиционные религии и учения более соблазнительными, чем христианство.
В заключение можно выделить основные выводы исследователей, занимавшихся исследованием астрологии с точки зрения современной науки:
• Большинство исследователей считают, что астрология опасна, так как любое массовое уклонение от рациональности, происходящее из-за невежества, должно вызывать в обществе глубокую озабоченность. Повышающаяся популярность астрологии является признаком ухудшения нашей культуры и возможности ее скорого крушения.
• Многочисленные статистические исследования в различных странах мира показали, что классическое учение астрологии не может быть квалифицировано, как способное дать точные предсказания на будущее или точно описать человека, со всеми присущими его характеру чертами.
• Тревогу вызывают факты, что все больше бизнесменов и политиков пользуются услугами астрологов. Например, президент США Рональд Рейган имел личного астролога и не предпринимал никаких шагов без предварительной консультации. От мудрых людей, особенно занимающихся управлением страны, хотелось бы ожидать более взвешенных решений, чем иррационального поведения и следования сомнительным советам.
• Астрология приносит вред, потому что укрепляет неверное мнение о самом человеке, об этике, Боге, Вселенной. Решения, основанные на этом ложном представлении, не могут быть полезны. Астрология не помогает людям улучшать жизнь, но поощряет практикующих специалистов и их клиентов нивелировать моральные ценности и принимать различные оккультные системы, которые могли бы и не попасть в их поле зрения, если бы они не обратились к астрологии.
• Астрология опасна, потому что оперирует непроверенной и часто лживой информацией. Ничто, основанное на лжи не может помочь людям принять конструктивное решение. Общество или человек, живущие во лжи, не могут быть здоровы. Эта ложь препятствует благочестивой жизни.
• Астрология вредна, так как оправдывает эгоистическое поведение. Она противоречит христианскому идеалу любви. В современном обществе большинство людей обеспокоено эгоистичными делами больше, чем стараются помочь другим. Многие астрологи признают, что их учение нейтрально и может использоваться для причинения зла другим людям.
• По мнению многих христианских исследователей, астрология является оккультной системой и принуждает людей заниматься оккультизмом. Эта духовная практика всегда имеет дело с духами, которые, по учению христианства, людей ненавидят и хотят уничтожить. Причастность к оккультизму, по свидетельству многих физиологов, часто является началом или усугублением умственных и душевных болезней. Многие сторонники оккультных методов отчуждают себя от общества, имеют болезненную озабоченность по поводу психических явлений, которые могут стать навязчивой идеей. Психологи свидетельствуют, что оккультизм часто ведёт к депрессии, психопатии и психозам. Многие люди, серьёзно занимающиеся оккультизмом, совершают самоубийство или заканчивают жизнь в психиатрической больнице.
• 1Eysenck, H.J. and D.K.B. Nias. Astrology: Science or Superstition?. Penguin Books, Markham , Ontario , 1982.
• 2Gauquelin M. Cosmic influences on human behavior. The planetary factors in personality, 1990.
• 3Глоба П., Пpактическая астpология, Л., 1984.
44. Culver, Roger B. and Philip A. Ianna. Astrology: True or False? A Scientific Evaluation. Prometheus Books, Buffalo, New York, 1988.
• 5Tobacyk, Jerome and Deborah Shrader. "Superstition and self-efficacy", Psychological Reports, Volume 68, 1991.
|