На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология / История Церкви


Мультирелигиозная Европа и Православие
Доклад архиепископа Тиранского и всея Албании,
Митрополита Тирано-Дурресско-Эльбасанского Анастасия,
заслуженного профессора Афинского университета,
члена-корреспондента Афинской академии
Кипр, Никосия, 7 октября 2012 года

В начале 20 века было широко распространено мнение, что религиозные верования в Европе угасают. Но в начале 21 столетия, во время господства секуляризации и равнодушия к духовной жизни, произошло возрождение интереса к трансцендентному, к Божественному. Людей потянуло на духовные поиски, но в этих поисках они были непостоянны. Какие-то люди, например, нашли духовное успокоение в индуизме, буддизме и др. Таким образом общественности, находящейся в неведении, преподносились продукты развития различных религиозных теорий непонятного происхождения, что в итоге приводило к бесконечной духовной пустоте и неопределенности.

В последнее время, однако, европейская общественность находится под влиянием довольно странных духовных идей. Это явление можно легко проследить по популярной детской литературе. Одним из самых любимых героев детей 20-го века был Оливер Твист Диккенса. В мире начала 21 столетия пальму первенства держат книги про Гарри Поттера, написанные Джоан Роулинг. В истории Оливера Твиста добро и зло определяются социальными условиями. Приключения Гарри Поттера связаны с духовностью, и причина их – его необычная судьба. В случае Оливера Твиста его полная трагедий жизнь меняется после вмешательства благородного покровителя. Герои современных детей, напротив, уходят от реальности в темный мир фантазий, потому что реальность для них враждебна. Волшебная палочка в руке как будто изменяет картину мира.

Поразительный успех книг о Гарри Поттере во всем мире показывает заметное стремление людей уходить от реальности в вымышленные, фантастические миры, а также обнаруживает интерес к области, которая выходит за рамки классической логики, уходящей своими корнями в эпоху Просвещения и абсолютно уверенной в главенстве разума.

Интересы самых разнообразных религиозных общин по-прежнему играют важную роль в общественной жизни Европы. Йоргос Теотокас в своей книге «Свободный дух» заметил: «Европа – это совокупность бесконечных контрастов. На севере и юге Европы, на её востоке и западе рождаются и существуют различные и часто противоположные настроения…». Эти контрасты переплетаются с духовными убеждениями европейцев, их обычаями и традициями разных религиозных общин.

Многообразие религий в Европе

1. Большинство европейцев – христиане. Но за века своей истории христианство разделилось на несколько ветвей. Я напоминаю, что среди основных ветвей христианства можно назвать: католическую церковь, также имеющую несколько ответвлений; православную церковь, которая составляется сообществом поместных церквей; протестантизм, также в той или иной степени раздробленный на несколько направлений. Всем направлениям христианства свойственна особая приверженность к своей истории.

Основной термин в европейских языках для обозначения верования – религия (Religion, religione). В соответствии с самой популярной гипотезой, это слово обозначает, во-первых, связь людей с Богом, и во-вторых, связь между людьми, которые разделяют одни и те же религиозные убеждения. Таким образом, в значении этого термина сокрыты одновременно и обособленность от чего-то, и единство членов определенной общины.

Вторая черта религиозного сообщества – развитые связи на горизонтальном уровне, между его членами. Связь на вертикальном уровне, т.е. собственно вера, как правило, ослаблена. Типичное заблуждение малоосведомленных людей – приравнивание конфессиональной идентичности к подлинной вере. Есть люди, которые считают себя католиками, православными, лютеранами и др. и при этом заявляют, что не верят в Бога. Например, в 1991 году христианами себя называли около 91% жителей Швеции, в то время как в 1990 году только 45% шведов говорили, что верят в Бога. Конечно, статистика очень помогает в исследовании религиозных проблем.

2. Бесспорным фактом остается то, что в последнее время во многих традиционно христианских обществах христианству посредством антирелигиозной пропаганды и секуляризации был нанесен некоторый урон. По статистике, в 1990 году среди жителей 15 европейских стран около 70% респондентов говорили, что они верят в Бога, но только 61% опрошенных утверждали, что они верят в существование души, 43% - в жизнь после смерти, 33% - в воскресение мертвых и др. В восточноевропейских странах, которые пострадали от систематической атеистической пропаганды, религиозная жизнь понесла ещё больший ущерб. Например, в Чешской Республике только 33% респондентов назвали себя христианами. В Германии и странах Восточной Европы ситуация была ещё хуже.

Перевод с греческого: Надежда Филипчик

www.churchofcyprus.org.cy

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым