Мультирелигиозная Европа и Православие
Доклад архиепископа Тиранского и всея Албании, Митрополита Тирано-Дурресско-Эльбасанского Анастасия, заслуженного профессора Афинского университета, члена-корреспондента Афинской академии
Кипр, Никосия, 7 октября 2012 года
В начале 20 века было широко распространено мнение, что религиозные верования в Европе угасают. Но в начале 21 столетия, во время господства секуляризации и равнодушия к духовной жизни, произошло возрождение интереса к трансцендентному, к Божественному. Людей потянуло на духовные поиски, но в этих поисках они были непостоянны. Какие-то люди, например, нашли духовное успокоение в индуизме, буддизме и др. Таким образом общественности, находящейся в неведении, преподносились продукты развития различных религиозных теорий непонятного происхождения, что в итоге приводило к бесконечной духовной пустоте и неопределенности.
В последнее время, однако, европейская общественность находится под влиянием довольно странных духовных идей. Это явление можно легко проследить по популярной детской литературе. Одним из самых любимых героев детей 20-го века был Оливер Твист Диккенса. В мире начала 21 столетия пальму первенства держат книги про Гарри Поттера, написанные Джоан Роулинг. В истории Оливера Твиста добро и зло определяются социальными условиями. Приключения Гарри Поттера связаны с духовностью, и причина их – его необычная судьба. В случае Оливера Твиста его полная трагедий жизнь меняется после вмешательства благородного покровителя. Герои современных детей, напротив, уходят от реальности в темный мир фантазий, потому что реальность для них враждебна. Волшебная палочка в руке как будто изменяет картину мира.
Поразительный успех книг о Гарри Поттере во всем мире показывает заметное стремление людей уходить от реальности в вымышленные, фантастические миры, а также обнаруживает интерес к области, которая выходит за рамки классической логики, уходящей своими корнями в эпоху Просвещения и абсолютно уверенной в главенстве разума.
Интересы самых разнообразных религиозных общин по-прежнему играют важную роль в общественной жизни Европы. Йоргос Теотокас в своей книге «Свободный дух» заметил: «Европа – это совокупность бесконечных контрастов. На севере и юге Европы, на её востоке и западе рождаются и существуют различные и часто противоположные настроения…». Эти контрасты переплетаются с духовными убеждениями европейцев, их обычаями и традициями разных религиозных общин.
Многообразие религий в Европе
1. Большинство европейцев – христиане. Но за века своей истории христианство разделилось на несколько ветвей. Я напоминаю, что среди основных ветвей христианства можно назвать: католическую церковь, также имеющую несколько ответвлений; православную церковь, которая составляется сообществом поместных церквей; протестантизм, также в той или иной степени раздробленный на несколько направлений. Всем направлениям христианства свойственна особая приверженность к своей истории.
Основной термин в европейских языках для обозначения верования – религия (Religion, religione). В соответствии с самой популярной гипотезой, это слово обозначает, во-первых, связь людей с Богом, и во-вторых, связь между людьми, которые разделяют одни и те же религиозные убеждения. Таким образом, в значении этого термина сокрыты одновременно и обособленность от чего-то, и единство членов определенной общины.
Вторая черта религиозного сообщества – развитые связи на горизонтальном уровне, между его членами. Связь на вертикальном уровне, т.е. собственно вера, как правило, ослаблена. Типичное заблуждение малоосведомленных людей – приравнивание конфессиональной идентичности к подлинной вере. Есть люди, которые считают себя католиками, православными, лютеранами и др. и при этом заявляют, что не верят в Бога. Например, в 1991 году христианами себя называли около 91% жителей Швеции, в то время как в 1990 году только 45% шведов говорили, что верят в Бога. Конечно, статистика очень помогает в исследовании религиозных проблем.
2. Бесспорным фактом остается то, что в последнее время во многих традиционно христианских обществах христианству посредством антирелигиозной пропаганды и секуляризации был нанесен некоторый урон. По статистике, в 1990 году среди жителей 15 европейских стран около 70% респондентов говорили, что они верят в Бога, но только 61% опрошенных утверждали, что они верят в существование души, 43% - в жизнь после смерти, 33% - в воскресение мертвых и др. В восточноевропейских странах, которые пострадали от систематической атеистической пропаганды, религиозная жизнь понесла ещё больший ущерб. Например, в Чешской Республике только 33% респондентов назвали себя христианами. В Германии и странах Восточной Европы ситуация была ещё хуже.
Перевод с греческого: Надежда Филипчик www.churchofcyprus.org.cy
|