На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Литургика

«Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов…» (Ис.56,7)

Свящ. Алексий Хотеев

Богослужение христианское, новозаветное, в определенной степени является продолжением богослужения ветхозаветного. Ученики Христовы после вознесения Спасителя «возвратились в Иерусалим с великой радостью, – читаем у св. ев. Луки, – и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24,52-53). Понятно, что прославлять и благословлять Бога в храме для них было совершенно естественно в формах ветхозаветного храмового богослужения. Однако имеется важное примечание о первых христианах в книге Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (2,46). Здесь мы видим указание на богослужение храмовое и домашнее. Хотя св. Лука не говорит прямо, что по домам совершалось именно богослужение, упоминая только об общей трапезе, но мы с уверенностью полагаем, что главное таинство Нового Завета – таинство Евхаристии – должно было обязательно совершаться во исполнение слов Христовых «сие творите в Мое воспоминание». И совершалась Евхаристия именно на дому (как и первая вечеря Господня) вместе с общей братской трапезой.

Богослужение ветхозаветное уже по тому должно было почитаться у первых христиан, что Сам Господь пребывал и учил в храме особенно на великие праздники. Однако, после убиения св. архид. Стефана и гонения на христиан, воздвигнутого Иродом Агриппой (казнь ап. Иакова в 44 г. от Р.Х.), связь христиан с храмовым богослужением ослабела, а после разрушения самого Иерусалимского храма Титом в 70 г. и совершенно прекратилась. Впрочем разрушение Иерусалимского храма и прекращение ветхозаветных приношений придавало еще большее значение богослужению христианскому, которое приняв традицию Ветхого Завета, упразднило букву и вдохнуло новый дух в старые богослужебные формы.

Иерусалимский храм был средоточием религиозной жизни Израиля. Будь то будничные или праздничные жертвоприношения, богослужебный чин здесь имел торжественный и молитвенный характер. Еще во времена царя Давида из 38000 потомков Левия были отобраны 4000 певцов и музыкантов для исполнения при богослужении священных напевов и мелодий. С того времени профессия певца или музыканта стала наследственной. Само пение и музыка рассматривались как особого рода невещественная жертва подле вещественных жертвоприношений. Перед началом службы (утром и вечером) раздавался сигнал труб, в которые могли созывать народ только священники. Как только жертвенное животное полагалось на жертвенник хор певцов начинал исполнение определенного псалма, положенного на каждый день недели или какой-либо праздник. В знак того, что пение должно было совершаться в веселии сердца, на жертву возливалось вино. Пока огонь всесожжения делал свое дело, левиты продолжали пение псалма, который разделялся на три части продолжительными паузами, во время которых священники трубили в трубы, а все молящиеся люди в священном трепете повергались ниц. После принесения жертвоприношения и окончания пения народ восклицал «Аминь. Аллилуйя». Священник, приносивший жертву, поворачивался лицом к людям и совершал благословение (говорил известную молитву с возвышением рук), что было знаком окончания службы.

Пение и музыка были рассчитаны на громкость. Пели в один голос, допускалось октавное звучание высоких голосов левитских жен. Хор голосов и еще более музыка инструментов были настолько пронзительными, что говорили: «Когда играют в храме, слышно бывает до Самарии».

Пока во дворе храма совершалось это громогласное служение, во внутренней его части, во святилище и святая святых, в благоговейной тишине, священник приготовлял семисвещник для того, чтобы он горел с вечера всю ночь. Одновременно совершалось и курение фимиамом на жертвеннике кадильном.

Христианское богослужение заимствовало ветхозаветную традицию деления псалмов (на кафизмах) на три части, вообще, чтение или пение псалма (псалмов) в начале каждой службы. Заимствовало общенародное «аминь» и «аллилуйя». Пение стало неотъемлемой его принадлежностью, так же и каждение фимиамом, и возжигание светильников (лампад и свечей). Конечно, и сама обстановка торжественности, богослужения как священнодействия, принесения бескровной жертвы являются естественным продолжением ветхозаветной традиции.

Немалое влияние на богослужебный чин Христианской Церкви оказало и синагогальное богослужение, развившееся у евреев во времена вавилонского плена. В отличие от богослужения храмового синагогальный чин имел преимущественно не сакральный, а учительный характер. Здесь читалась главная вероучительная молитва (своего рода Символ веры) – Шема (с евр. «слушай»), представлявшая собой отрывки из Св. Писания (Втор.6,4-9; 11,13-21; Числ.15,37-41). И важное место уделялось чтению библейских Закона и Пророков. Все чтения разделялись на небольшие отделы ( как и в Христианской Церкви – «зачала»). Пятикнижие Моисея прочитывалось один раз в три года. Чтению из Пятикнижия соответствовало чтение из книг кого-либо из пророков (ср. с правилом евангельского и апостольского зачала).

Таким образом, христианское богослужение впитало в себя лучшее из ветхозаветной богослужебной традиции. Не напрасно в молитве идущего в церковь есть слова из псалма Давидова: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс.121,1). Этот дом Господень – теперь всякий храм, где совершается христианское богослужение и поется новая слава «людей Твоих, Израиля». Эта слава и честь – Спасителю нашему Христу Богу. Истину сказал пророк от лица Божия: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов…» (Ис.56,7).

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым