На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ЛИТУРГИКА

Праведники вовеки живут

Свящ. Алексий Хотеев

Смерть, этот конечный удел земного существования, всегда наполняла скорбью человеческое сердце. Как есть время рождаться, говорит библейский Екклесиаст, так есть время и умирать, все произошло из земного праха и все возвращается обратно в земной прах (Еккл. 3;2,20). Могила становится последним пристанищем, концом земного странствования. Жизнь кажется такой же короткой, как глоток воды во время засухи, как глубокий вдох после долгого и напряженного подъема на горную вершину, когда все существо человека наполняется столь необходимым для него мигом удовлетворения, когда в одночасье забываются все пережитые трудности и лишения… И этому долгожданному насыщению вдруг приходит внезапный конец?! Человеческий дух не хочет принять такой горькой участи. Хочется жить. И если смерть нельзя отменить, то, жить хочется переступив ее, жить вопреки ей и после нее.

Это стремление к жизни после смерти может выражаться и в надежде на переход в мир невидимый, духовный, и в совершении какого-нибудь громкого дела, неподвластного испытанию временем и достойного славной памяти потомков. Разные религиозные воззрения древности описывали загробный мир и участь в нем человека, одновременно прославляя подвиги своих героев. Библейская религия, однако, не дала такого яркого описания загробного мира, как языческие системы, и не замкнулась на былинных героях прошлого, вся наполненная ожиданием будущего явления Мессии-Избавителя.

Библейское учение о человеке и его загробной участи основывается на предании о сотворении человека Богом. Адам, созданный из земли, стал «душой живой» после особого действия («дуновения») Божия. Смерть явилась наказанием за грех непослушания, она стала наследственным распадением состава человеческой природы: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12,7). Вместе с тем, еще в древние времена, когда была написана библейская поэма об Иове, живо было предание о будущем восстановлении духовно-телесной природы человека. «Я знаю, - восклицает Иов, - Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19, 25-26). Вера эта была жива и во времена земной жизни Спасителя, как видим из ответа Марфы на утешение Христа о смерти ее брата Лазаря: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11,24).

Однако вера в телесное воскресение и в это время уже колебалась в народе. Известно, что саддукеи, одна из религиозных иудейских партий, отрицали будущее воскресение мертвых (Мф. 22,23). Еще ранее, среди евреев рассеяния, живших в Египте, появились вольнодумцы, отрицавшие бессмертие. Они говорили: «Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знает, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах ,и дух рассеется, как жидкий воздух». В ответ на это в кон. 3 века до Р.Х. на греческом языке была написана книга Премудрости Соломона, не вошедшая в последствии в состав библейского канона (неканоническая), но со вниманием читаемая на богослужении Православной Церкви. Указывая заблуждающимся на губительные нравственные следствия их учения (безнаказанная тяга к земным удовольствиям и наслаждениями, притеснения слабых и беззащитных), автор пишет: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно… праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть». «Они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их… Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его». Посему «праведники живут вовеки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего» (Прем. Сол. главы 1-5).

Библейское противопоставление загробной участи праведников и нечестивых становится видным из предания о бессмертии Еноха (Быт. 5,23), телесного вознесения на небо пророка Илии (2 Цар. 2,11) и схождения богопротивников Корея, Дафана и Авирона живыми во ад (евр. шеол - Числ. 16, 29-33). О мирной кончине праведников говорится «отошел к отцам», «приложился к народу своему» (Быт. 15,15; 25,17), чего нет в рассказе о кончине грешников.

Из неканонических книг узнаем об обычае поминовения умерших и молитве за них. Так пророк Варух молится Богу, чтобы Он не поминал неправд «отцов наших» (Вар. 3,5), а Иуда Маккавей посылает в Иерусалим наказ, чтобы там принесли жертву за грех павших в сражении воинов (2 Мак. 12, 44-45). В книге Иисуса сына Сирахова также находится наставление творить милостыню в память умерших (Сир. 7,36). По сей день у евреев сохраняется традиция поминовения своих умерших родственников (молитва кадиша) с возжиганием свечей и сбором пожертвований (на цдаку, т.е. на праведное дело).

Все эти традиции, передававшиеся большей частью устно, свидетельствуют о библейской вере в справедливое воздаяние за гробом и будущее воскресение. Мысль о Спасителе-Мессии, Избавителе от смерти, Который восстановит в воскресении мертвых рассеченную смертью духовно-телесную человеческую природу, несколько замутилась представлениями о земном торжестве Его Царства. Пришествие на землю Сына Божия должно было возродить идею бессмертия, явить само чудо воскресения, чтобы исполнились заветные чаяния души человеческой, хорошо выраженные словами молитвы Давида: «Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени твоего» (Пс. 60,6-7).

Явление на земле Христа, Сына Божия, есть само по себе уже чудо соединения Бога и человека. Бог есть Податель жизни Своему творению и по природе Своей Он вечен. Человек же получает жизнь как дар, рождаясь от себе подобных, по природе же своей он является творением Бога, имеет начало, а вследствие грехопадения имеет также и земной конец - смерть. Соединение во Христе двух природ, божеской и человеческой, не могло не отразиться на последней: человеческая природа во Христе была обожена, в ней была преодолена греховность, а значит и следствие греха - смерть. Видимым знаком этого внутреннего освящения человеческой природы во Христе было Его Воскресение из мертвых. Ученики Спасителя стали свидетелями явления Его живым после крестной смерти. Чудесная весть о Воскресении стала главной темой всего евангельского благовестия. «Если Христос не воскрес, - говорит христианам св. ап. Павел, - то и вера ваша тщетна» (1 Кор. 15,17).

Однако еще до чудесного Воскресения и откровения об этом живущим на земле Спаситель явил заботу об умерших Своим сошествием во ад: «Находящимся в темнице духам, сойдя проповедал» (1 Петр. 3,20). Св. Ириней Лионский († 202) согласно с верованием Церкви, бывшим до и после него, поясняет: «Нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, то есть все, предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи». Получив осуждение во плоти как и все люди (приняв смерть земную), праведники продолжали жить духом, ожидая в преисподней своего Избавителя (1 Петр. 4,6).

Во время земного служения Христос благовествовал ученикам о Своем будущем распятии, смерти, погребении и воскресении (Мф. 16,21). Однако пророчества касались не только Его Самого. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5,24). Согласно с этими словами Господа и ап. Павел пишет, что Христос - это Первенец, воскресший от умерших, Он явил Себя живым ранее, чтобы это было залогом правильности веры нашей, за Ним каждый умирая последует к своему собственному воскресению во время будущего Второго Пришествия Христова (1 Кор. 15, 20-28;). Напоминание об истине грядущего воскресения к жизни вечной совершается в соответствующих библейских чтениях во время христианского погребения (1 Фес. 4, 13-18; Ин. 5,24-30).

Однако духовная жизнь после земной кончины до суда Божия есть удел не только праведников, но и вообще всех людей. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», - отвечает Христос на вопрос саддукеев (Лк. 20,38). Но пребывание в ожидании будущего суда у душ умерших людей разное. Как говорит древний патерик: «Одни вызванные к Царю находятся в ожидании чести и награды, другие - в ожидании порицания и наказания. И у первых, и у вторых это ожидание трепетное, ибо велик и страшен Судия и Господь».

Молитва за умерших, равно как и молитва умерших о живых есть выражение взаимной любви друг ко другу. Кто живет на земле и чья душа пребывает на небе - оба нуждаются в милости Божией. «Живем ли или умираем - всегда Господни», - говорит св. ап. Павел (Рим. 14,8). По этой причине в Церкви с давних времен было принято совершать поминовение всех умерших в Господе христиан. Но среди них особенно выделялись мученики, ведь и сами апостолы, основатели первых христианских общин, чаще всего мученически заканчивали свою земную жизнь. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», - завещает апостол (Евр. 13,7). Согласно с этим, один из древних христианских памятников III в., т.н. «Апостольские постановления», упоминает о чествовании первомученика диакона Стефана (Деян. 6-7). А церковный писатель Ориген (†254) замечает: «Мы совершаем память святых и родителей наших, также чествуем память друзей, умирающих в вере, как радуясь об их упокоении, так и самим себе испрашивая праведной кончины в вере». Начальное единство поминовения святых мучеников и всех умерших христиан подтверждается тем, что и для одних, и для других ежегодное чествование и поминовение связано с днем их земной кончины как днем рождения в жизнь вечную. Несколько позднее чествование святых было отделено от поминовения всех вообще умерших, поскольку в молитве первых нуждались живые, а вторые сами нуждались в молитве живых. В «Апостольских постановлениях» уже впоследствии появилось указание на совершение поминовения умерших в псалмах, чтениях и молитвах в третий, девятый и сороковой день кончины.

Однако трудно провести четкую границу между святыми, канонизированными Церковью, и всеми благочестивыми людьми, умершими во Христе, но не явленными миру. Суд Божий не очевиден земному суду. Поэтому слышим мы во время богослужения возглас, призывающий молитвы всех ведомых Богу праведников: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым