На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология / Литургика

Алексий Хотеев
Священник

Почему на богослужении не читается Апокалипсис?


Из книг Нового Завета в православном храме во время богослужения не читается только книга Откровения (греч. «Апокалипсис») св. ап. Иоанна Богослова. Эта книга наполнена устрашающими видениями конца земной истории грешного человечества и впечатляющими откровениями будущей славы праведников на обновленной земле. Повествование насыщено различными образами, сравнениями и символами. Целый ряд диковинных зверей¬чудовищ напоминает пророческие видения из книг Даниила и Иезекииля. Присутствует также и символика чисел. Например, 7 указывает на полноту, совершенство, а 12 — число колен израилевых — на избранный народ Божий. Книга представляет собой послание семи малоазийским церквям с пророческим указанием об имеющих прийти скоро событиях конца, чтобы христиане были тверды в своем исповедании и ожидали скорой славы Господа Иисуса.

Апокалипсис был включен в канон (список книг) Нового Завета довольно поздно, несмотря на то что в пользу его подлинности имелись достаточно ранние свидетельства. Первым упомянул «Откровение Иоанна» св. Иустин Философ в Диалоге с Трифоном иудеем (сер. II в.). Неясно, понимался ли под этим Иоанном св. ап. Иоанн Богослов. Более определенно говорят об апостольском авторстве Апокалипсиса св. Ириней Лионский и Тертуллиан (нач. III в.). Однако св. Дионисий Александрийский (сер. III в.), не умалявший достоинства книги Откровения, отрицал ее принадлежность св. ап. Иоанну на основании языковых данных. Действительно, если Евангелие и Послания ап. Иоанна написаны хотя и простым, но правильным греческим языком, то Апокалипсис содержит много грамматических ошибок, например, в употреблении падежей, которые сразу режут слух образованного эллина. Немалые сомнения вызывало также учение о тысячелетнем царстве праведников перед последним Судом (т.н. «хилиазм» — Апок. 20). Эти особенности книги определили неоднозначное к ней отношение и в IV в. Если св. Афанасий Великий в своем перечне книг Св. Писания в 367 г. называет и Апокалипсис, то около того же времени св. Амфилохий Иконийский говорит, что Откровение Иоанна многими считается неподлинным. Сюда нужно прибавить еще, что такой авторитетный толкователь Библии как св. Иоанн Златоуст (†407), немало говоривший о кончине мира, антихристе и Суде, ни разу не ссылался на Апокалипсис. Как следствие этого настороженного отношения к таинственным видениям ап. Иоанна в богослужении Восточной Церкви так и не утвердилось уставное чтение Откровения.

Можно встретить утверждение, что круг литургических чтений сформировался раньше разрешения сомнений в подлинности Апокалипсиса, поэтому его чтение якобы и не нашло себе места в церковном году. Однако порядок апостольских и евангельских чтений формировался на протяжении столетий. Если распределение воскресных и праздничных зачал в течение года можно отнести в Восточной Церкви к IV¬V в., то порядок чтений для будних дней был утвержден позднее, по преданию, св. Софронием Иерусалимским (†641). Затем в системе чтений долгое время происходили изменения и перестановки, пока в X¬XI в. в Константинополе они не приобрели свой окончательный вид, который стал известен и на славянских землях. За такой большой период времени на Востоке не проявляется особого интереса к Апокалипсису. Известно только одно авторитетное его толкование, принадлежащее св. Андрею Кесарийскому (VI¬VII вв.). Если посмотреть на количество греческих рукописей Откровения и других книг Нового Завета, то заметно такое соотношение: рукописей Евангелия известно почти в 10 раз, а Деяний и апостольских посланий в 2 раза больше чем рукописей Апокалипсиса.

Иное отношение видно на Западе. Здесь Апокалипсис упоминается в числе канонических книг на Иппонском соборе 393 г. и Карфагенском соборе 419 г. (33 пр.). С этого времени, вероятно, начинается и богослужебное употребление Откровения. Но чтение не сразу стало здесь повсеместным и общепринятым. В этом отношении показательно 17 правило Толедского собора (Испания) 633 г.: «Решением многих соборов и синодальных декретов римских предстоятелей книга Апокалипсис приписывается евангелисту Иоанну, а также определяется, что она должна быть принята в состав божественных Писаний. Но поскольку есть многие, которые не признают ее авторитет и пренебрегают ее чтением в церкви, впредь да будет отлучаться всякий, кто ее не признает или не читает от Пасхи до Пятидесятницы во время Литургии». С этого времени чтение Апокалипсиса точно фиксируется и сохраняется до сих пор в Католической Церкви и некоторых протестантских конфессиях.

Современные православные библеисты отмечают, что в самом тексте Откровения заметно его литургическое употребление. Здесь есть и обращение чтеца (1, 1¬2), и благословение предстоятеля (1,3), и возглашение адресата (1, 4¬5), и славословие (1, 5¬6), и различные песнопения (напр. 4, 8.11; 5, 12.13). Указывают также, что понимание Апокалипсиса не будет адекватным без изучения его исторического фона. Книга была написана, вероятнее всего, во время гонения при Домициане в 90¬95 г., в ее символике отражаются исторические реалии, как например пресловутые три шестерки, указывающие на гонителя христиан императора Нерона. Наконец, признается необходимым сравнение Откровения св. Иоанна Богослова с иудейскими апокалипсисами, которых сохранилось до нашего времени около 15. Это сравнение показывает сходство и различия, помогает уяснить образы и символику, обусловленную историческими обстоятельствами форму выражения и непреходящий смысл Откровения. Он заключается в том, что беззаконие конечно, что терпение временных страданий будет вознаграждено вечным блаженством, и, что самое главное, как учат нас «малые апокалипсисы» в Евангелиях (напр. Мк. 13), нужно всегда бодрствовать душой, чтобы с надеждой встретить грядущее явление Христа.

газета «Воскресение», № 6, 2011

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым