|
|
преподобномученик Афанасий
игумен Брестский (1597- 1648), память 5/18 сентября |
Теология / История Церкви / Православие на Беларуси
|
Святой Афанасий, игумен Брестский
Подгот. Марина Зубелевич
Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой семье Филипповичей. Это было тяжелое время для Православной Церкви, т. к. в 1596 году в Бресте была заключена церковная уния, имевшая своей целью латинизацию Православной веры и ополячивание народа
(см. Брестская уния 1596 года). Борьба с унией стала призванием святого Афанасия, этому была отдана вся его жизнь.
В молодые годы преподобный Афанасий некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе вельможи, укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем – в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподобный Афанасий возвратился в Вильну, где был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении католиков-иезуитов. Преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь.
|
преподобномученик Афанасий
игумен Брестский (1597- 1648), память 5/18 сентября |
В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, он прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто поучать об этом, что вызвало у униатов величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но его не допустили.
В 1643 году преподобный вновь отправился на сейм в Варшаву и обратился к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, которые чинили православным иезуиты и униаты. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве.
По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года святой Афанасий был взят под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении он написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, одно из них адресовалось также на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить Православную Церковь в Западной Руси.
Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Здесь святой Афанасий не оставляет борьбы против унии. В монастыре, он работает над сбором своих произведений под названием «Диариуш» («Дневник»).
После кончины митр. Петра Могилы, святой вернулся в Брест. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, - ответил святой Афанасий, - потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть». После неудачной попытки склонить преподобного в унию, его повели к брестскому воеводе Масальскому, который в раздражении бросил: «Имеете уже его в своих руках, делайте же с ним, что хотите!».
5 сентября 1648 г. волонтеры привели мученика в соседний бор у села Гершановичи и, после пыток, убили его.
В течение восьми месяцев тело святого, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Иноки выкопали нетленное тело Афанасия и перенесли в свой монастырь. 8 мая 1649 года преподобный был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.
Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Глубоко чтилось верующими белорусской земли святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих.
Утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий цель своей проповеди. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания.
Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется трижды: 5/18 сентября — в День преставления, 20 июля / 2 августа — день перенесения мощей, Неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор Белорусских святых.
<<
назад |
содержание | вперёд >>
|