На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология/ Литургика

Иерей Алексий Хотеев
Настоятель храма прп. Иоанна Рыльского, г. Минск

Величит душа Моя Господа

В ряду церковных песнопений, взятых в богослужебный обиход непосредственно из Священного Писания, особое место занимает песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа» или «Честнейшая». Стихи этой песни приведены евангелистом Лукой в описании встречи Святой Марии и праведной Елисаветы (Лк. 1,46-55). Их исполнение на богослужении сопровождается припевом, прославляющим Пресвятую Богородицу. Начало этой благочестивой традиции видим у праведной Елисаветы, которая при встрече с Марией громко воскликнула, исполнившись Святого Духа: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1,42-43). Согласно с этим прославлением Матери Господа составлен припев: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».

Песнь Пресвятой Богородицы выражает Ее благодарственные чувства Богу за милость к Ней и ко всему роду людей боящихся Его, в первую очередь, из народа израильского, хранившего обетования о Мессии, начиная от праотца Авраама. Святая Дева именует Бога Своим Спасителем и сочетает Свое благодарение за участие в величии дела Божия с тем глубоким смирением, которое так характерно духу Христова учения – «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди». Песнь Богородицы была записана евангелистом Лукой со слов Самой Богоматери очевидно уже после своего собственного обращения, после завершения земного служения Бога-Слова, после Его распятия и воскресения. В таком случае мы видим здесь не только воспоминания Пресвятой Девы, касающиеся рождения Христа, но и переживание торжества Его проповеди и всего Его спасительного дела. Казалось бы, на страницах Евангелия совсем немного говорится о Богородице, но уже в самом начале евангельской истории приводится такой молитвенный гимн, который выражает отношение к ней смиренной ее участницы от самого начала до конца. Действительно, Богоматерь стала свидетельницей великого подвига Сына Божия и Сына Человеческого, Который основал Церковь, неодолимую державу для самих врат адовых. Его завистливые противники, сердца которых были ослеплены гордостью, добились лишь внешнего торжества на своем неправедном суде, скоро уличив себя корыстью, подкупом, изменой и ложью. Земные владыки, которые подобно Ироду величаются престолом своим и противопоставляют по духовной слепоте свою волю воле Творца, сходят со своих высоких престолов в могилу, покрытые бесславием, а простые рыбаки выходят из безвестности и несут славу о Христе всему миру. Алчущие питаются от милосердия, и жаждущие правды насыщаются живой водой Христова учения, а богатые в своем достатке остаются ни с чем как тот евангельский богач, говорящий своей душе: «много добра у тебя – ешь, пей, веселись». Ясно также, что евангельские события воспринимались Пресвятой Богородицей как исполнение древних обетований, исполнение времен, не зря предание приурочивает ангельское благовестие к тому времени, когда Дева Мария размышляла о пророчестве Исаии (Ис. 7,14).

Молитва «Честнейшую», сопровождающая стихи песни в качестве припева, согласно толкованию константинопольского литургиста Никифора Каллиста (XIVв.) принадлежит перу св. Космы Маиумского (VIII в.). Однако происхождение этой молитвы справедливо можно отнести к более древним временам. Св. Косма мог следовать похвальному слову Богородице прп. Ефрема Сирина (IVв.), которое начинается так: «Честнейшая херувимов, несравненно перед всеми небесными воинствами». Величие Пресвятой Девы Марии всегда связывалось с действительностью боговоплощения, ибо на земле от Нее родился истинный Бог. О Христе же говорит ап. Павел, что Бог воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1,21). Конечно, Богородица по человеческому естеству Своему не занимает такого высокого положения как Ее Сын, но по Своему отношению к Нему и по Своему участию в деле спасения людей Она по чести выше ангелов. «Достойно есть, ибо истинно, величать Тебя, Богородица, всегда Блаженной и Непорочной Матерью Бога нашего, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов»!
05.08.07

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым