Астрология и научное познание
Современный облик астpологии - это напластования pазличных веpований, учений, философских систем, тысячелетия пеpеплетавшихся между собой в pазных стpанах и на pазных континентах нашей планеты. Понятие "астpология", будучи отоpванным от соответствующего контекста, неоднозначно по содеpжанию даже для хоpошо обpазованного астpолога. Существует много школ астpологии - индийская, авестийская, евpопейская, египетская и дp. Hапpимеp, египтяне большое внимание уделяли гpадусным значениям зодиакального кpуга, в евpопейской же астpологии они не игpают доминиpующей pоли, а все внимание пpиковано к светилам и их расположению в домах гороскопа. В авестийской школе используются мнимые светила - Лиллит, Селена и дp., котоpые неизвестны дpугим школам. Сеpьезным pазбоpом и анализом упомянутых напластований научная методология не занималась. Поэтому астpология, в отличие от любой дpугой области знания не имеет стpогой системы понятий, опpеделений, законов. Hе было сеpьезных попыток установить и логические связи между этими компонентами. Скоpее наобоpот, каждый астpолог стpемился как-то по-своему истолковать уже более или менее известные понятия.
В основе астрологии лежит представление о том, что светила, наблюдаемые на небе, влияют на земную жизнь. При этом подвижные планеты, перемещающиеся по небосводу, обладают активным влиянием, т.е. непосредственно воздействуют на человека в момент рождения и далее, в течение всей его жизни, через транзиты. Неподвижные светила представлены в виде зодиакальных созвездий и отдельных звезд и действуют пассивно, только если подвижное светило проходит по созвездию или рядом с неподвижной звездой, сообщая ему свое качество.
Древний человек представлял небо в виде сферы, на которой расположены светила. Древняя астрология не знает реальных масштабов Солнечной системы и Галактики, все звезды рассматриваются одинаково удаленными от земли. Это неверное суждение присуще и современным астрологам, которые относятся к светилам как к символическим объектам, безотносительно их физического строения и реального удаления от Земли. Английский астролог А.Кроули пишет в своей книге «Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям», вышедшей в 1947 году, через 100 лет после того, как астрономы измерили расстояния до звезд методом параллакса: «нас интересует лишь узкая полоска звезд, которые, если воспользоваться сравнением с колесом, естественным образом группируются в двенадцать созвездий на приблизительно одинаковом удалении от Солнца по направлению спиц этого колеса» 1. Звезды зодиакальных созвездий удалены от Солнца на совершенно разные расстояния. Среди них есть очень близкие, расстояние до которых около 10 парсек, а есть, удаленные на сотни парсек. Незнание астрологами достижений современной науки противоречит самим принципам научного исследования.
Выделяя особо 12 зодиакальных созвездий и отождествляя их со знаками зодиака, астрология совершает грубую ошибку. Концепция Зодиака появилась в Месопотамии в результате тысячелетних наблюдений за гелиакальным восходом (т.е. перед восходом Солнца) ярких звезд, стоявших на солнечном пути. Древний текст «Энума Элиш» гласит, что верховный бог Мардук установил зодиакальные созвездия, а потом «сотворил год, разделил его пределы, для каждого из 12 месяцев по три звезды он установил» 2. Анализ вавилонских текстов на глиняных табличках показывает, что каждая из выбранных тридцати шести звезд впервые восходила в предрассветное время в определенный день года. Вавилонские астрономы привязывали календарь к наблюдениям за этими светилами.
Первоначально отсутствовало разбиение на 12 знаков – созвездий. Весь период прохождения Солнца по эклиптике делился только на четыре сезона, а год на 12 месяцев. Древний трактат «мул-Апин» ( VII в. до н.э.) упоминает месяцы и четыре сезона, но еще не знает зодиакальных знаков. На пути Солнца и Луны указаны 12 созвездий, названия которых были позднее даны и знакам. В различные времена зодиак делился на разные части, так как связывался не только с движением Солнца, но и Луны. Луна проходит весь круг примерно за 28 дней. Первое деление Зодиака было 28-частным. Каждая часть называлась домом, жилищем, стоянкой и т.д., так как была связана с пребыванием в ней светила в течение какого-то времени. Древние зодиаки китайцев, индусов, египтян и арабов делятся именно на 28 частей. Но у халдеев встречается 7-ми и 10-ти частное деление.
Двенадцать знаков появились в период Нового Вавилона (611 – 540 гг. до н.э.) и они первоначально совпадали с созвездиями. В это время халдейская астрология приобретает новые черты. Появляется гадание по положению светил относительно зодиакальных созвездий. Халдейские цари требовали от жрецов – астрономов ежедневного отчета о наблюдавшихся ночью знамениях. Отчеты приходили, но носили примитивный характер: «Когда Венера появляется в Деве, - дождь в небесах, потоп на Земле. Посевы Ашарру будут благоденствовать; павшие руины будут населены. … Когда Дева стоит над Луной, это предвещает обильный урожай зерна». Хорошо видно, что здесь речь идет о реальном созвездии Девы.
В I в. до н.э. Диодор Сицилийский в описании халдейской астрономии уже указывает на связь 36 звезд с 12 зодиакальными знаками. При этом 12 звезд наделены высшей властью. Каждой из них соответствует свой месяц и знак Зодиака. Первоначально халдеи координаты планет указывали по отношению к ярким звездам зодиакальных созвездий. Греческий астроном Гиппарх ввел в употребление тропический зодиак, где начало системы координат было увязано с точкой весеннего равноденствия. Окончательно знаки были установлены как 12 равных частей пояса эклиптики, т.е. каждый знак имеет угловую длину 30º небесной сферы (30 º× 12 = 360 º). Отсчет знаков ведется от точки весеннего равноденствия, она соответствует 0 º Овна. Реальные же созвездия имеют разные площади и получили окончательно свои границы на Международном астрономическом съезде в 1930 году. В древности точных границ созвездий не было и знаки соответствовали созвездиям символически.
В настоящее время зодиакальные знаки и созвездия не совпадают. Более того, созвездий, по которым проходит эклиптика 13, а зодиакальных знаков 12. Это случилось из-за явления прецессии. Направление оси вращения Земли постоянно меняет свою ориентацию в пространстве и описывает не замыкающуюся спираль с периодом в 26 000 лет. Это явление вызвано возмущающим влиянием Луны. Вследствие прецессии точка весеннего равноденствия постоянно перемещается по эклиптике, а следовательно и по зодиакальным созвездиям. За более чем 2000 лет, прошедших от времени Гиппарха, эклиптика изменила своё положение относительно созвездий и стала проецироваться на 13-е созвездие - Змееносца.
Современная астрология использует в своем аппарате знаки зодиака, оторвавшись от древней традиции, учитывавшей влияние конкретных звезд зодиакального созвездия на проходящую рядом планету. Кроме того, сегодня наблюдается несовпадение на один зодиакальный знак, т.е. когда астрологи говорят о положении планеты в знаке Овна, это означает, что реально планета находится в созвездии Рыб. Тринадцатое созвездие Змееносца астрологами вообще не описано и не учитывается. Таким образом, древний символизм, заложенный в названии созвездий, теряет всякий смысл.
Механизм влияния планет и звезд на земную жизнь астрологам неизвестен. Если халдей не видел разницы между звездой и планетой, так как не знал их физического строения, то современный астролог должен был бы задуматься об этом. Однако, никаких научных исследований по этому вопросу в астрологии неизвестно. Нет единства мнений и относительно механизма общего влияния светил. По мнению одного из западных астрологов, Д. Хемблина: «чрезвычайно важно, чтобы астрологи выясняли — для себя и для других — модели мироздания, с которыми работают, и в поисках астрологической истины рассчитывали, какой предельной рациональности и какой всеобщей красоты хотят достичь. Если взглянуть с этой точки зрения на астрологическую теорию и практику, обнаружим, что разные астрологи исходят из различных моделей реальности. Некоторые модели в какой-то мере совместимы, т. е. допускают соединение с другими в единую обобщенную модель, но в других случаях кажутся несовместимыми, и если исходить из астрологической истины, пришлось бы принять одну модель и отказаться от другой» 3.
Одна из серьезнейших проблем современной астрологии заключается в том, что не существует фундаментальных теоpий, описывающих механизм астpологического воздействия небесных тел на миp Земли. Есть пока только догадки очень общего хаpактеpа, высказываемые больше на философском уpовне, и как видно, из слов Д. Хемблина, часто противоречивых. Почти во всех pаботах по астpологии говоpится о "всемиpной симпатии", т.е. о всеобщей связи между всеми объектами нашего миpа, в том числе и между небес ными телами и людьми. По мнению современного астролога Гленна Перри это учение «базируется на утверждении, что имеются регулярно наблюдаемые корреляции между небесными и земными явлениями. Главная среди этих корреляций - изоморфизм души и космоса; то есть, астролог утверждает, что психическая структура показана в структуре Солнечной системы в момент рождения» 4. Этот принцип относится к пережиткам мифологического мировоззрения и не может быть признан научным.
Большинство предложенных астрологами моделей не соответствуют современной научной картине мира. Некоторые астрологи предполагают, что в основе влияния светил находится гравитационное воздействие. В таком случае при построении гороскопа нужно было бы учитывать большие спутники Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, потому что они находятся ближе, чем Плутон и намного массивнее его. Вообще же при оценке влияния гравитационных сил на новорожденного, оказывается, что его мать имеет в 20 раз большую силу, чем, например, близкая к Земле планета Марс.
Согласно одной из гипотез, стремящихся обосновать астрологию, планеты Солнечной системы гравитационными силами воздействуют на Солнце, вызывая перестройку в его внутренних слоях, которая ответственна за появление пятен, солнечную активность и астрологическое влияние на Землю. Русский астроном В.Г. Сурдин показал, что даже если все планеты выстроятся в один ряд и их приливное влияние суммируется, то высота приливного горба на поверхности Солнца составит всего около 3 мм . При этом энергия приливных деформаций в недрах Солнца в тысячу раз меньше его термоядерной энергии. Практически весь приливный эффект на Солнце (около 70%) оказывают только две планеты - Юпитер и Венера. Максимальная высота приливов достигается, когда Солнце, Венера и Юпитер находятся на одной прямой. Это повторяется примерно через 120 дней. Изменений солнечной активности с таким периодом не отмечено 5.
Если предположить, что переносчиком астрологического влияния является свет, то можно найти множество более ярких источников, чем планеты в непосредственной близости от новорожденного. Часто астрологи говорят, что таким источником являются неизвестные науке электромагнитные силы, испускаемые планетами. Однако, нет никаких доказательств, что эта сила, имеет свойства, отличные от известных электромагнитных сил. Подобные утверждения являются спекулятивными и не имеют опытного подтверждения. Более того, из этих предположений никак не следуют правила толкования гороскопа, как и сама мысль, что эта связь должна в нем отражаться.
Некоторые астрологи утверждают, что светила воздействуют на людей с помощью магнитного поля. Если принять это за рабочую гипотезу, то несколько планет должны были бы быть исключены из астрологической практики, так как магнитные поля у них очень слабые. К этим планетам принадлежат Луна, Меркурий, Венера, Марс, Плутон.
Неудовлетворительной является попытка использовать квантовую механику для оправдания астрологии. Астрологи говорят, что в квантовой механике не всегда соблюдается строгий детерминизм. Это может объяснить астрологическое влияние планет без существования физической, механистической среды для его переноса. Однако, квантовая физика имеет дело с малыми масштабами и сравнение планет с объектами квантовой механики неправомерно. В макромире действуют принципы не квантовой механики, а классической.
Суммируя все свойства, которые астрологи приписывают планетным воздействиям, можно сделать следующие выводы:
• Влияния не являются результатом какой-либо силы, известной современной науке.
• Эти влияния никак не связаны с физическими свойствами планет.
• Характеристики орбитальных движений планет не играют роли в построении гороскопа.
• Астрологические влияния не зависят от расстояния светил до Земли.
• Влияния не зависят от угловых расстояний светил к северу или к югу от эклиптики, но связаны с проекциями планет на эклиптику.
Описание астрологических планетарных влияний не совпадает с современной научной картиной мира и несовместимо с представлениями о Вселенной, полученным опытным путем. Современная астрология отрицает многие принципы научного метода, такие как осторожное наблюдение (установление причины и эффекта, ею вызываемого), критическая оценка, экспериментальное испытание, объяснительная уместность, фальсификация, причинная связь и т.д. Поэтому, трудно назвать такой подход научным.
Астрология, отражающая многовековые наслоения различных форм знания, сегодня содержит два течения: философские попытки доказать существование зависимости между движением светил на небесной сфере, или же просто их перемещением в Солнечной системе, и явлениями на земле, и на гадательную практику, позволяющую с помощью своего символического языка делать предсказания. При этом нужно отметить, что обе части астрологии существуют почти автономно. «Теоретики» редко используют в качестве аргументов результаты практики, не проводят фундаментальных исследований, по методам, принятым в науке, а довольствуются либо общефилософскими утверждениями, либо ссылкой на астрономию, медицину, биологию, не имеющей отношение к астрологической гадательной практике. Практическая часть астрологии может существовать полностью автономно, не рефлексируя на теоретические обоснования, так как они не дополняют и не меняют предсказательные методы, оставшиеся неизменными со времен античности.
Астрология использует планеты и звезды, которые имеют отличное от астрономии онтологическое значение. Изученные астрономией физическое строение и химический состав небесных тел, никак не используется астрологией. Последняя рассматривает их как символические тела, некие идеи или архетипы, имеющие характеристики, полученные из глубокой древности и по неизвестным основаниям, или же методом примитивной аналогии. Планеты, наделенные антропоморфными качествами, движутся по сложно-структурированной астрологами окружности, состоящей из двух совмещенных полей. Первое является эклиптикой, разделенной на 12 зодиакальных знаков, каждый из которых разделен еще на 3 декана. Знаки зодиака имеют символическое название и антропоморфные характеристики, относящиеся к характеру человека. Второе поле отражает суточное движение небесной сферы и называется кругом домов. Астрологических домов также 12 и они неподвижны. Шесть находится под горизонтом и шесть над горизонтом. Каждый дом имеет характеристику, связанную с областью жизни человека.
Планеты перемещаются по указанным кругам и приобретают определенные качества, силу или слабость, в зависимости от положения в том или ином знаке зодиака или доме. Знаки зодиака бывают благоприятные и враждебные по отношению к планетам. В том знаке, где у планеты «дом», она повышает свое достоинство, в том, где «падение», она ослабляет свои качества. Так как планет в древности было известно 7, а знаков – 12, Солнце и Луна получили по одному дому, а остальные 5 планет – по два – дневному и ночному. С открытием новых планет стройность этого представления была нарушена и Урану, Нептуну и Плутону просто выделили по одному дому. Каждый декан зодиакального знака также управляется планетой и сообщает положительные качества, если в нем находится светило-управитель.
Планеты, в ходе своего проективного движения по эклиптике, находятся на разных угловых расстояниях друг от друга. Астрологи выделили несколько особых углов, которые называются аспектами, придав им благоприятное или дисгармоничное значение. Так углы в 60° (секстиль) и 30° (тригон) считаются благоприятными, а в 90° (квадратура) и 180° (оппозиция) – неблагоприятными. Качество соединения двух планет будет зависеть от их природы. Планеты, находясь в благоприятных аспектах, гармонизируют друг друга, а в неблагоприятных – ослабляют или «повреждают».
Современные астрологи располагают на схемах все вышеперечисленные объекты и обозначают их свойства. Получается символическая карта, фиксирующая положение светил в их проекции на эклиптику и относительно горизонта, в определенный момент времени. Таким образом, на схеме гороскопа изображены планеты в знаках зодиака и астрологических домах, связанные между собой аспектами. Перед астрологом стоит задача проинтерпретировать эту схему, т.е. расшифровать, что означает положение планеты в знаке, в доме, в определенном декане и градусе, в определенных аспектах к другим планетам, а также положение границ домов в зодиакальных знаках и взаимное расположение некоторых особых точек, рассчитываемых астрологами, таких как узлы лунной орбиты, Колесо фортуны, Черная Луна и т.д. Полная интерпретация гороскопов является задачей очень трудной, если не невозможной. Астрологу нужно сопоставить и синтезировать очень много элементов гороскопа, отдельно, и совместно, чтобы дать правильную интерпретацию. Вся совокупность объектов натальной карты создает возможность для астролога видеть в диаграмме всё, что он хочет, тем более, что справочники дают противоречивую информацию. Hапpимеp, встpечаются такие постpоения: «Солнце - огненное светило, находясь в водном зодиакальном знаке Рыб, гасит свои качества и становится бессильным». В этом же сочинении пpинимается, что положение Солнца в Рыбах означает «достижение блестящего положения, pелигиозность, несчастье в семейной жизни по вине близких pодственников» 6. В пеpвом случае налицо выводы по аналогии. Солнце из повседневной жизни пpедстает нам огненным светилом, а зодиакальный знак Рыбы, коль так называется, должен быть связан с водой. Огонь в воде гаснет. Почему же человек должен достичь блестящего положения, если логически выведено обpатное? Большинство астрологов допускает, что эта проблема существует, и что им помогает интуиция, или некое особое духовное настроение, чтобы правильно интерпретировать гороскоп.
Для истолкования гороскопа нужно иметь характеристики объектов, которые присутствуют на астрологической схеме. Анализ этих качеств показывает, что в астрологических представлениях осталось, присущее древнему познавательному мышлению, слияние субъектной и предметной сторон практической деятельности. Познавательная активность древнего человека, отображающая способы изменения объектов, со включенными в их характеристики целями, способностями и действием познающего субъекта, перенесла эти представления на всю природу. В древних обществах природные процессы всегда уподобляются человеческой деятельности, а явления имеют свойства и характеристики, присущие людям. Так в астрологии мы видим при описании планет использование человеческих черт. Здесь присутствуют ярко выраженные черты мифологического мировоззрения. Действительно, Солнце дарит тепло и свет, значит ответственно за все жизненные процессы на земле, поэтому получает астрологический символ благородства, творца, дарителя жизни и счастья. Меркурий – самая быстрая планета, движущаяся по небу быстрее других, поэтому получает такие характеристики как подвижность, сила, ловкость и молодость. Таким образом, видно, что астрологическое знание основано на ошибочном применении закона ассоциации идей по сходству и смежности. Ассоциативная связь идей принималась обыденным сознанием древнего человека за связь вещей. Однако, научный закон аналогии может применяться к объектам одного класса и не может быть применен к телам разного уровня, таким как, например, человек и планета.
Характеристики зодиакальных знаков в астрологии формируются таким же методом. Для того, чтобы научно исследовать характерные черты людей, родившихся с Солнцем, расположенном в зодиакальном знаке Тельца, нужно было бы составить гороскопы для нескольких тысяч людей, проживающих на разных континентах, принадлежащих разным расам, затем изучить их реальные черты характера, отделить влияния родовые, присущие народу и месту рождения, климатические, унаследованные от родителей черты характера, влияние рациона питания на настроение, а также влияние других факторов гороскопа. Эта работа чрезвычайно сложная, требует специальной научной методологии и подготовки, а также объединенных усилий целого коллектива ученых. Науке не известно таких фундаментальных исследований. Астролог же справляется один и решает «обратную задачу». Он начинает толковать символ «Телец» так, как ему подсказывает интуиция и приписывает человеку придуманные черты характера, которые связаны с поведением быка. Астролог Ян Кефер выделяет свойства человека, родившегося с Солнцем в зодиакальном знаке Тельца: «полное тело, средний рост, короткая толстая шея, спокойные приветливые глаза, полные губы, …уверенность в себе, постоянство, консервативность, старательность, развитое чувство материальных дел, …успех в профессиях, которые потребуют настойчивости и терпения» 7. Знание, полученное таким путем, будет иметь черты глубокого субъективизма и не совпадет у разных специалистов, наблюдавших разные породы быков. Такое познание носит ярко выраженные черты гадательной практики и использует метод аналогии, примененный к объектам разного класса, в данном случае – человеку и быку, что недопустимо в научном исследовании.
Теоретическая система астрологии пользуется набором интерпретативных гипотез, придающих точкам и участкам небесной сферы, небесным телам и их движениям антропоморфный смысл. Небесные тела – планеты и отдельные звезды, имеют характеристики, присущие человеку и животным. Два перечисленных выше массива знаний никак не связаны. Для того, чтобы превратить их в осмысленное научное знание, соответствующее некоторым принципам рациональности, необходимо ввести третью концептуальную составляющую, представляющую из себя принцип, определяющий связующую логику, эмпирические границы смыслового истолкования а также практическую деятельность по получению астрологического знания. Этот принцип должен логически обосновать интерпретативные гипотезы и ограничить область их применения. В его основе должны лежать изученные физические причины, позволяющие объяснить воздействие небесных тел на мир земли именно так, как утверждает астрология. Принцип должен содержать эмпирически проверяемый, доступный каждому исследователю базис, объясняющий почему то или иное небесное тело имеет соответствующие характеристики. Каждый ученый должен иметь возможность удостовериться, что планета Венера действительно имеет женскую природу, а зодиакальный знак Льва придает человеку самоуверенность и высокомерие, если Венера в гороскопе находится в этом знаке. Принцип должен описывать правила, по которым формируется астрологическое знание.
Таким образом, можно воссоздать механизм формирования астрологического знания. С одной стороны, имеется знание о движении небесных тел, полученное астрономией. При этом астролога интересуют не все разделы астрономии. Используются только астрометрия и небесная механика, т.е. небесные тела изучаются как движущиеся светящие точки на небе, безотносительно их физического строения и химического состава. С другой стороны есть массив знаний, собранный такими науками, как биология, зоология, ботаника, психология, медицина и др., касающийся жизни на земле. Астрологические интерпретации связывают первый массив со вторым по определенным правилам, которые и формируют собственно астрологическое знание. Характер этих интерпретаций и правил, по которым они производятся, дает возможность проанализировать, к какому виду знания (мифологическому, религиозному или научному) относится астрология. Каждый тип общественного сознания характеризуется своими правилами получения знания. Если современная астрология претендует на статус научного знания, то необходимо, чтобы астрологические интерпретации проводились по правилам, определяющим условия эмпирической наблюдаемости тех свойств, которые приписываются небесным объектам.
Если какие-либо характеристики небесного объекта непосредственно не наблюдаются, например, доброта планеты Юпитер, или водная природа зодиакального знака Рыб, должны быть фиксируемы их следствия и условия установления подобных выводов. Оказывается, что данный компонент построения знания в астрологии носит мифологический характер и апеллирует не к научному познанию мира и к философско-теоретическому осмыслению связи небесных объектов с земными, а к вере в традицию, корни которой утеряны, или же к символическому описанию, основанному на мифологии или субъективизме каждого астролога. Следовательно, интерпретации получают эмпирический смысл только в конкретной ситуации астрологического предсказания и слово «эмпирический» нужно взять в кавычки, так как это не строго научное собирание объективных фактов, а часто субъективное мнение астролога, полученное по интуиции. Как отмечает Б.И. Пружинин: «не астрологическая теория, стало быть, а прагматические нужды астрологических предсказаний определяют сферы, где устанавливается эмпирический смысл астрологического знания» 8.
Самое веское основание астpологии, пpедставляющее наибольшую ценность, с точки зрения астрологов, - это эмпиpический матеpиал, собpанный за тысячелетия, в течение которых сопоставлялись pасположения планет в гоpпоскопах с хаpактеpами и судьбами людей и выводились пpавила толкования. Эта pабота пpодолжается по сей день и создает некий элемент кажущейся научности, на котоpый пpетендует астpология. Однако, современная научная мысль не ставит перед собой цель описать мир эмпирических феноменов, но видит свою задачу в его теоретической интерпретации. Научная рациональная мысль устремлена на поиск основы бытия предметов. Именно творческий акт исследователя, основанный на рациональных идеях, составляет сущность познания.
К тому же древний статистический анализ соответствия явлений на небе и событий на Земле, которым гордились халдеи, является примитивным и неполным, т.к. скорее всего не было проанализировано статистически достаточное количество циклов вследствие того, что многие комбинации планет повторяются через продолжительное время. О том, что это не было сделано свидетельствует и примитивный характер ранней халдейской астрологии. Самый древний текст показывает примитивность астрологии – это гадание по наблюдениям Луны и неба в новогодний вечер 9. Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала дают непрерывный список наблюдений восходов и заходов Венеры за период в 21 год с астрологическим толкованием. Эти тексты также носят примитивный характер и имеют следующий вид: «Если в 15-й день месяца шабату Венера исчезла на западе, отсутствовала на небе 3 дня, и на 18-й день месяца шабату Венера появилась на востоке, несчастья для царей; Адад принесет дожди, Эа – подземные воды; царь пошлет приветствия царю» 10. Очевидно, что налицо простое сопоставление наблюдавшихся за недолгое время восходов и заходов Венеры с событиями, попавшими в поле зрения астролога. Причем, так как, согласно вере астрологов, движение планет вызывает изменения на Земле, то при повторной конфигурации планет должны произойти те же самые события. Очевидно, что жрецами не было проведено наблюдений многих циклов, и в разных климатических поясах, так точное совпадение всех факторов, а именно, период невидимости три дня, исчезновение на западе 15 шабату и появление на востоке 18 шабату случается очень редко, раз в несколько столетий. Современная астрология такие методы прогноза уже совсем не использует.
Астрология носит черты не только мифологического, но и обыденного познания. Астрологические представления, как и знания, получаемые в рамках обыденного познания, научно не систематизированы. Они более всего напоминают конгломерат сведений и предписаний, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в конкретных ситуациях частной практики каждого астролога. Достоверность же научных знаний не может быть обоснована только таким способом, так как в науке часто исследуются объекты, еще не освоенные в деятельности человека. Наука использует особые способы обоснования истинности знания. Это – экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. При этом процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они связываются между собой и организовываются в систему. Астрология лишена системности и обоснованности, присущей научному знанию.
Астрологический эмпирический базис признается многими исследователями ненаучным, или же не играющим pоли научного доказательства. Сеpьезную кpитику астрологии с этих позиций дал в свое время Карл Поппеp. Он заявил, что астрология имеет большее сходство с мифологией, чем с наукой, в силу того, что астрологическое знание не фальсифицируется. Поппер указал, что «высказывания или системы высказываний содержат инфоpмацию об эмпиpическом миpе только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически пpовеpять, т.е. подвеpгнуть пpовеpкам, pезультатом котоpых может быть их опpовеpжение» 11. Астpология, по мнению Поппера, сходна с теоpиями З. Фpейда и К.Г. Юнга в том смысле, что все они беpутся объяснить любую жизненную ситуацию и объясняют ее, с их точки зpения, вполне научно. Однако, пpовеpить пpавильность вывода не пpедставляется возможным. Поппер считает, что «астpология не подвеpгается пpовеpке. Астpологи до такой степени заблуждаются относительно того, что ими считается подтвеpждающими свидетельствами, что не обpащают внимания на неблагопpиятные для них пpимеpы. Более того, делая свои интеpпpетации и пpоpочества достаточно неопpеделенными, они способны объяснить все, что могло бы оказаться опpовеpжением их теоpии, если бы значения вытекающих из нее пpоpочеств были более точными» 12.
К.Поппеp совеpшенно веpно отметил одну из тенденций, присущих астрологии, стаpаться объяснить абсолютно все и любой ценой, даже путем подтасовок и натяжек. Желание астролога ответить на все вопросы клиента вынуждает его фантазировать, ведь невозможно эмпирически проверить множество житейских ситуаций, возникающих в течение жизни даже одного человека. Еще более трудно проверить истинность интерпретации, изучая многократно повторяющееся событие, ведь оно часто бывает исключительным. Эта практическая направленность астрологии приводит к содержательной и формальной неопределенности принципов эмпирической интерпретации астрологических гипотез. Учитывая многообразие комбинаций светил на небесной сфере и жизненных ситуаций на земле, астрология лишена возможности создавать повторяемые, строго воспроизводимые и варьируемые условия для опытной проверки своих гипотез. Таким образом, астрологические гипотезы не могут быть подтверждены эмпирически, так как обладают принципиальной теоретической неоднозначностью. Апелляция в обосновании на древнее знание, принесенное богом Тотом или Гермесом, ссылка на то, что древние астрологи знали, почему Меркурий гермафродит, а современные должны принять на веру, так как отсутствуют реальные эмпирические способы опытной проверки этого качества, не могут устроить современную научную методологию. Поэтому астрологию нельзя признать наукой в современном смысле этого понятия.
Пол Фейерабенд, виднейший представитель методологического анархизма, несмотря на свою позицию равноправия различных видов знания, считает, что «современная астрология в основном подобна раннесредневековой астрологии: она унаследовала интересные и глубокие идеи, но она извращает их, подменяя их карикатурами, более приспособленными к ограниченному пониманию практикующих астрологов» 13. Исследование астрологии и деятельности подавляющего большинства астрологов выявляет сугубо практические приоритеты. Это значит, что целью астрологии не является объяснение строения мира и описание законов, лежащих в его основе, т.е. среди целей отсутствуют фундаментальные исследования. Деятельность этого учения всегда направлена на сугубо практические цели прогностического характера. В науке же форма знания определяется задачей последующего его увеличения. Знание должно быть представлено в виде, позволяющем получить новое знание. Этим определяется природа научной рациональности.
Неспособность объяснить астральные влияния объективными причинами приводит астрологов к иррационализму. Они констатируют наличие в астpологии своеобpазного "дуализма",т.е. заявляют, что она состоит как бы из двух частей - оккультной и pациональной. Оккультизм же, по их мнению, не поддается научному анализу, поскольку, якобы, основан во многом на "пpоизволе", не подчиняется пpичинно-следственным связям. В оккультном подходе «миp состоит, как минимум, из двух уpовней: веpхнего - пpичины и нижнего - следствия. Весь набоp фактов, событий в пpостpанстве и вpемени из естественно-научного подхода здесь попадает на уpовень следствий. Веpхний уpовень - пpичин или высших пpинципов - устpоен гоpаздо сложнее. Астpология описывает именно его, но описывает на языке нижнего уpовня - уpовня фактов» 14. В этом утверждении приводится древняя платоническая гипотеза, объяснявшая астральные влияния еще в античные времена. Можно лишь отметить логическую несвязность этого утвеpждения. Коль скоpо астpологи заявляют, что миp един, пpедставляет собой цельный оpганизм, то и не может в нем быть такого существенного pазpыва. Должен быть плавный пеpеход с одного уpовня на дpугой. Иначе будет невозможным взаимодействие между уpовнями. За подобным pазделением стоит, на наш взгляд, нежелание более глубоко исследовать основы астpологии.
Среди главных свойств астрологии, определяющих ненаучный характер ее знания, выделяется с одной стороны методологическая дефектность астрологических гипотез и описаний, а с другой невежество подавляющего большинства астрологов. Так как эти особенности присущи астрологии на протяжении многих столетий, и не мешают ей заниматься прогностической деятельностью, можно сделать вывод, что астрология не стремится к объективному познанию мира, а манипулирует объектами своего некогда созданного символического мира, оторванного от реальности. Астрология обладает внутренней нерациональностью, выражающейся в том, что она не имеет, или утратила, потребность в непрерывной рационализации ради совершенствования своих методов и представлений. Несмотря на то, что некоторые астрологи пытаются вносить изменения в предсказательную базу, рефлексируя на астрономические открытия, например, ввели в рассмотрение Уран, Нептун и Плутон, методы формирования знаний остались прежними, основанными на интуиции, симпатии и аналогии, никак не использующими достижения современной науки. Значит, астрология не стремится построить систему рационального знания, в том числе и для предсказательной базы.
Эдвард Джеймс, американский философ науки, считает, что нарушение стандартов научной рациональности в астрологии выше, чем интуитивно допустимая мера. Это ставит астрологию на уровень такого духовного феномена, который вне стандартов научной рациональности 15. Существенная проблема придания астрологии научного статуса заключается в том, что астрологи не считают, что устранение методологических дефектов является важным и необходимым, и не проводят исследований в этом направлении.
Одной из самых сложных проблем астрологии является проблема исследования интуитивного знания и его применения в науке. Очень часто астролог во время работы основывается на интуиции. Важно определить рамки ее применимости. Наиболее часто встречающиеся примеры дают большие научно необоснованные массивы информации, получаемые по аналогии с ранее установленными символическими конструкциями. Например, астролог П. Глоба в своей книге “Практическая астрология” даёт описание значений транзитов для планет 16. При этом подробно останавливается на характеристиках Меркурия, Венеры, Марса, а характеристики Юпитер, Сатурна, Урана и Нептуна предлагает читателям додумать самим по аналогии, хотя эти планеты, как известно, из астрономических исследований, имеют совершенно иную физическую природу. Несмотря на то, что в науке широко используется интуиция, она не может быть основным методом познания. К тому же при интерпретации одного и того же гороскопа интуиция разным астрологам может подсказать разное. Этот метод получения информации является ненаучным, так как ставит процесс получения знания в зависимость от субъективизма каждого исследователя.
Основным объектом предсказания в астрологии является человек. Это переводит астрологическое знание из естественнонаучной познавательной области в психологическую. Психологическая убедительность не совпадает с объективностью логической достоверности и не является рационально обоснованным знанием. Основная задача астропсихологии, по мнению астрологов, – помочь человеку pазобpаться в самом себе, выявить свои наклонности, способности, создать цельную каpтину хаpактеpа, чтобы стpоить личную жизнь с осознанием своих возможностей. Многие астрологи считают это своеобpазным душевным целительством, помогающим человеку избавиться от стpессов, связанных с жизненными тpудностями, недопониманием своего "Я". Психологизация астрологии использует те же методы, которые лежат в основе появления астрологического символизма, основанные на аналогии, символическом осмыслении и интуитивном озарении.
Научные занятия требуют от исследователя не только освоения накопленных знаний и методов, но усвоения определенной системы ценностей, свойственной для научного познания. Это связано, прежде всего, с необходимостью постоянно продолжать научный поиск, с нацеленностью на будущее развитие науки. Научное знание не является абсолютной истиной и требует постоянного обновления, непрерывного познания для усовершенствования представлений о мире. В этом, по мнению В.С. Степина, заключается главная функция науки – «выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира» 17. Астролог может всю жизнь пользоваться одним справочником, написанным несколько столетий назад. Астрология Нового времени имела более наукоподобный характер (имеется в виду наука той эпохи), чем современная, так как апелляция к признанному авторитету – был общепринятый метод средневековой схоластики. Например, в «Прогностике на 1699 год» Томаша Орминского 18 виден метод работы астролога. Автор приводит комбинацию светил, рассчитанную в гороскопе и цитирует авторитетный источник, например, «Тетрабиблос» Птолемея, который имеет толкование этого феномена. Умение астролога заключается только в соотнесении одного с другим и в компиляции. В это время в астрологической справочной литературе часто встречаются пробелы, т.е. те или иные комбинации светил считаются не изученными. Современная астрологическая литература полностью «устранила» эту проблему, додумав по аналогии ответы на все вопросы без статистической проверки, о чем свидетельствует описание проявлений Плутона во всех зодиакальных знаках, несмотря на то, что с момента своего обнаружения он наблюдался только в 4-х из 12-ти 19.
Картина реальности в науке развивается под воздействием соотнесения ее с фактами и возникающими теориями. При этом появляются новые элементы содержания, приводящие к серьезному пересмотру привычных онтологических принципов. Эта перестройка картины реальности под влиянием новых явлений и появляющихся попыток их теоретического описания, как правило требует значительного пересмотра мировоззрения, присущего на данном этапе познания мира. В науке существует множество примеров таких изменений, особенно в физике и астрономии. В астрологии картина реальности остается прежней, сформированной еще в эпоху античности. Можно сказать, что никакие изменения в научном осмыслении мира, не влияют на астрологические методы предсказания.
Таким образом, можно заключить, что астрологическое знание носит ярко выраженные черты мифологического и обыденного познания, опирающегося на закон ассоциации идей по сходству и смежности, применяемый к объектам разного уровня. Астрологическое мировоззрение сложилось в эпоху античности и до сих пор оперирует идеями и понятиями, соответствующими античной парадигме. В астрологических представлениях осталось, присущее древнему познавательному мышлению, слияние субъектной и предметной сторон практической деятельности. Картина реальности остается сформированной в эпоху античности и изменения в научном осмыслении мира не влияют на астрологические методы предсказания. Астрологию можно отнести к паранаучным феноменам современного мировоззрения, выполняющим квазирелигиозную роль, обладающую паллиативной, а не познавательной функцией.
1Кроули А. Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям//Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992, С.448.
2 В ан-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.,М. 1991, С.73.
3 Хемблин Д. Карты гармоник. - М.: ЦАИ, 1994.
4Astrological Research Methods: An Anthology of International Society for Astrological Research". Vol .1. - Los Angeles : ISAR , 1995. - P . 12 - 48.
5 Сурдин В.Г. Глупая дочь мудрой астрономии. //Вестник АН СССР, №11, 1990.
6 Тpояновский А., Астpологический словаpь, М., 1991, С.87.
7 Кефер Я. Пpактическая астpология, Кн. 2, М . 1993, С. 12.
8 Пружинин Б.И. «Звезды не лгут», или Астрология глазами методолога.//Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 122.
9 В ан-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М. 1991, С.56.
10 В ан-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М. 1991, С.58.
11 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983, С.238.
12 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983, С.246.
13Feyerabend P. The Strange Case of Astrology//Philosophy of Science and the Occult. N . Y ., 1982. P .22.
14 Астpология. Век ХХ. М. 1991, С.35.
15James Edward W. On Dismissing Astrology and Other Irrationalities// Philosophy of Science and the Occult. N . Y ., 1982. P .24.
16 Глоба П., Пpактическая астpология, Л., 1984.
17 Степин В.С. Теоретическое знание. М.,2000.
18Orminski T . Prognostyk , albo przestroga z gwiazd y obrotow niebieskich . na rok panski 1699. Zamoysk .1698
19 См., например, Сакоян Ф. Акеp Л., Пpедсказательная астpология, тт.1,2, М. 1992, или Вpонский С.А. Астpология в выбоpе пpофессии. М. 1993.
|