|
Помни день субботний, чтобы святить его
Свящ. Алексий Хотеев
Известная заповедь Закона Божия учит почитать седьмой недели - субботу. «Суббота» происходит от евр. «шават» - закончить работу, отдыхать. Согласно библейскому рассказу о сотворении мира, после шести дней творения Бог «почил» в седьмой день и освятил его. Человек так же должен был вершить в течение шести дней свои земные дела, чтобы седьмой посвятить Богу. Библейское понимание субботнего покоя отличалось от понимания его значения у других народов древности, употреблявших семидневный недельный цикл. Например, вавилоняне также знали седьмой день покоя - субботу, но по их суеверным представлениям этот день недели, посвященный Сатурну, был неблагоприятным для каких-либо предприятий и поэтому назначался покой.
«Посвятить» седьмой день Богу означало в ветхозаветной религии выделить его для прославления Творца. Чтобы мысли не блуждали по житейским заботам в этот день предписывалось прекращать всякое дело, не варить и не жарить пищу, сеять и жать, зажигать огонь и собирать дрова, носить тяжести, торговать и перевозить товары. Работа воспрещалась в израильском обществе не только евреям, но и рабам, и иноземцам, и скоту. Особый мотив почитания субботы указан во Второзаконии: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5,15). Таким образом суббота становилась напоминанием об особом избрании и попечении Бога над народом израильским.
«Суббота в Церкви Христианской, - говорится в «Православном катехизисе» свт. Филарета Московского, - не празднуется как совершенный (настоящий праздник). […] Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный». Такая традиция сохраняется во всем христианском мире, не смотря на попытки отдельных сектантских движений (например, адвентистов седьмого дня) распространить иудейскую практику почитания субботы. При всем признании непреходящего значения синайского законодательства, данного от Бога через Моисея, Церковь хранит не столько его форму, сколько смысл, посвящая на служение Богу все дни недели и особо празднуя Воскресение. «Сын Человеческий есть господин и субботы», «можно в субботы делать добро», «суббота для человека, а не человек для субботы» - Евангелие дает не мало примеров понимания четвертой заповеди, свободного от узости формализма. Апостольский собор в Иерусалиме (49 г.) отменил для обращающихся из язычников соблюдение обрядовых предписаний ветхозаветного закона, следовательно и внешние правила почитания субботнего дня. Лаодикийский собор (ок. 343 г.) своим 29 правилом уже прямо осуждает празднование субботы по иудейским обычаям.
Суббота приобрела в православном богослужении однако свое особое символическое значение. В одном псалме Давид восклицает: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши… почему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс. 94, 7-11). В послании к Евреям эти слова понимаются пророчески: «покой Божий» есть Царство Небесное, проповеданное Христом. По этой причине «наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3,13). «Войти в покой», «успокоиться», «почить» значит перейти от земной жизни к небесной - «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4,10). Поэтому суббота в православном богослужении стала днем поминовения всех почивших праведников и днем молитвы за усопших. Ожидание будущей жизни есть ожидание радостное и поэтому суббота приобрела свои праздничные уставные особенности и известные послабления даже в периоды многодневных постов.
<< назад | далее
>>
|