Религиозная образованность по данным социологических исследований в Латвии.
Исключительное оживление религиозных интересов населения‚ особенно — молодежи в постсоциалистическое время, поначалу вызвало в основном философские размышления. Быстрое размножение различных неправославных и нехристианских религиозных движений вместо ожидаемого возвращения всех и вся в лоно христианства выявило потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Появление тоталитарных и деструктивных сект и культов‚ их высокая активность‚ известная популярность в молодежной среде‚ а также трагические развязки подобных увлечений показали незащищенность людей перед лицом религиозного предложения. Списывать названный феномен на "постсоциалистические издержки" также нет оснований: с нетрадиционной религиозностью столкнулась в не меньшей степени Западная Европа и‚ вероятно‚ Северная Америка.
Один из наблюдаемых факторов незащищенности — недостаточная ннформированность в вопросах религии‚ более того — необразованность. Вторая предполагаемая причина — низкий уровень религиозной идентичности‚ иными словами — неразвитость мировоззрения‚ связанная‚ видимо‚ с атеистическим воспитанием предшествующих десятилетий. Какая часть населения менее подвержена новым веяниям религиозного рынка — консервативное допротестантское или либерально–протестантское? Социологические исследования в США и Канаде показывают‚ что либерализм в христианстве более жизнеспособен‚ однако в Европе — наоборот — консервативные направления христианства показывают большую устойчивость перед лицом новоявленной нехристианской духовности. В условиях формирования религиозного образования названные направления важно изучить со всею серьезностью: религиозное образование в начальной школе неизбежно носит характер религиозного воспитания. Каков уровень религиозной образованности у тех‚ кто называют себя "убежденными и практикующими христианами"? В конце концов — насколько грамотны взгляды тех‚ кто называют себя атеистами? Таков далеко не полный перечень вопросов‚ поставленных перед исследованием.
Религиозное сознание — сфера малодоступная для эмпирического исследования. Однако опосредованную информацию можно приобрести при помощи социологических исследований, и в этой области приобретен известный опыт. Прошлой осенью в Латвии было предпринято обследование средних школ. В опросах участвовало 763 школьника старших классов средних школ и гимназий. Исследование проводилось соответственно в трех регионах - (1) лютеранском хинтерланде, где исследователи думали найти сравнительно высокий уровень христианской самоидентификации, (2) православно-католическом юго-востоке, т.е. бывшей Витебской губернии, где предполагалось высокое христианское самоотождествление, и (3) мегаполисе Риге, где предполагалась низкая религиозность и высокая склонность к новым религиозным движениям. Была использована методика, отработанная в Швеции социологами Уппсальского университета.
При анкетировании начальным вопросом была религиозность опрашиваемых. (Из-за тесных рамок данного сообщения нам приходится опускать пояснение анкет и процедуры опроса). Уровень религиозности в Латвии оказался самым высоким в Европе - 85 процентов на юго-востоке Латвии и 77 процентов в Риге1. Найденный результат показывает, что имеется стихийная, неосознанная, но высокая религиозность.
Учитывая историческое наследие, следует предполагать, что основная часть этой религиозности будет идентифицироваться как христианство. С заявлением анкеты "Я являюсь убежденным и практикующим христианином" согласились 42 процента на юго-востоке, 30 процентов в Риге и только 2 процента в традиционно лютеранском севере Латвии. Последняя цифра нуждается в пояснении. По Швеции в среднем практикующими христианами себя считают 6 процентов населения, однако в так называемом "Библейском поясе" (Ваарнамо) христианами себя называют 77 процентов. Латвийский лютеранский район, таким образом, достоин книги рекордов Гиннеса как самый нехристианский район христианского мира. Характерно, что высокую христианскую самоидентификацию показали именно районы с высоким процентом русскоязычного населения (Рига, юго-восток).
Альтернативой христианству считаются новые секты и нехристианские культы. К таковым себя причислили в Риге, где ожидался высокий удельный вес альтернативной религиозности: всего 3,5 процентов, на лютеранском севере — 3 процента, а на православно-католическом юго-востоке — 2 процента. Как видим, эти данные малопоказательны и на сегодня нельзя сказать, что новые религизоные движения по формальным показателям являются реальной альтернативой христианству.
Однако, теория гласит, что современную религиозность формируют противоречивые и взаимоисключающие «духовные» воззрения, почерпнутые из самых разных источников. Эти воззрения, по теории Марчело Труцци, делятся на три основные группы: (1) оккультизм, (2) встреча с иносуществами (инопланетянами, духами, реинкарнация и т.д.), (3) астрология. Социологический опрос убедительно показал, что пустую нишу стихийной религиозности занимает преимущественно оккультизм.
Оккультизм (магия‚ колдовство‚ шаманизм и т.п.) — не что иное‚ как современные формы древнейшего язычества‚ если не хуже того. Характерно‚ что увлечение разными формами оккультизма наиболее выражено на лютеранском севере (92 процента)‚ а самое низкое — в современном городе Риге (80 процентов). Традиционно христианский юго–восток оказался посередине. Для сравнения: в лютеранской Швеции аналогичный показатель составлял 55 процентов‚ в католической Франции — 40 процентов. Удивительно‚ что сравнительно низкий интерес опрашиваемые показали к астрологии (55 процентов — юго-восток‚ 63 процента Рига‚ север — 78 процентов). Для сравнения : Швеция — 55 процентов‚ Франция 29 процентов.
Очевидно‚ что исключительно высокий уровень увлечения так называемыми паранормальными феноменами перекрывает христианскую самоидентификацию‚ иными словами‚ христиане‚ видимо‚ в немалой степени сами разделяют так называемые паранормальные взгляды. С целью выяснения основных параметров христианских убеждений было проведено еще одно анкетирование‚ которое включало вопросы‚ выясняющие ориентацию в спектре "консервативное – либеральное – сектантское" христианство‚ а также степень распространения суеверий и чуждых христианству элементов в установках религиозного сознания.
Основной вопрос теологии — концепция Бога. Классическое христианство гласит‚ что Бог — личностная сущность‚ что Бог не только Творец всяческих‚ но и активно участвует в жизни людей. Вторая ипостась Бога в христианстве — Иисус Христос — Бог и Человек. Характерная же черта либеральной теологии — рассматривать Бога как безличностную космическую силу‚ которая не участвует в жизни людей. А Христос — просто учитель человечества‚ лишенный подлинно божественных черт.
Данные опроса показали‚ что либерально – христианских взглядов придерживается в среднем одна треть опрошенных христиан. При этом одна пятая всех опрошенных христиан дает утвердительные взаимоисключающие ответы на поставленные вопросы.
Еще одна треть христиан стоит на сектантских позициях. Сектантскую ориентацию обнаруживают по (1) установке на самоизоляцию от окружающего мира и (2) собственную богоизбранность. Третий (3) признак — ожидание или признание нового пророка после Христа. Результаты опроса: 17 процентов опрошенных ожидают пришествия нового небесного посланника, в то время как 27 процентов считают окружающий мир злом, а себя — истинными христианами, единственными Божьими избранниками.
Куда более тревожны данные о степени инфицированности нехристианскими взглядами. Половина христиан Латвии (53 процента) считают, что после смерти душа переселяется в новое тело (реинкарнация). 60 процентов опрошенных христиан верят в гороскопы. 54 процента верят в летающие тарелки и зеленых человечков. Только 13 процентов верующих юношей и девушек категорически отвергают упомянутые инорелигиозные установки.
Сравнение данных христианских и нехристианских групп позволило сделать вывод, что христианская самоидентификация (1) в значительной степени дань местной или семейной традиции, (2) что инорелигиозные, либеральные, сектантские элементы в христианском сознании — результат духовной и катехизисной необразованности, (3) что нехристианские взгляды распространяются учителями, которые сами не знают предмета, которому учат. (Христианское воспитание часто берут на себя учителя литературы).
Наконец — рассмотрим одну анкету, автор которой — девушка, единственная учащаяся в Краславской 3-й средней школе, которая заявила, что она атеистка. Она при этом верит в посмертное существование души, полагает, что мир сотворен Богом, который, в свою очередь, является безличностной космической силой, не верит в Иисуса Христа, однако полагает, что придет «иной спаситель мира». После смерти человек возрождается в новом теле, судьба человека записана в звездах, цифра 13 несет несчастье, однако нет никаких привидений. Вместе с тем мир духов существует и в него следует вслушаться для того, чтобы прийти к новым истинам. Такой вот атеизм.
На основании этих вкратце описанных результатов социологического опроса становится очевидной масштабность задач в образовательной работе, в области мировоззренческой ориентации подрастающего поколения. Подробное описание задач не является целью этого сообщения. Очевидно, что богословское образование в секулярном обществе с необходимостью должно включать (1) формирование христианского мировоззренческого хребта, что означает религиозное воспитание и (2) академически объективную информацию о религиозном многообразии окружающего мира, (3) выработку терпимости к иным взглядам, не теряя, однако, собственную мировоззренческую позицию и способность оценивать окружающее с христианских позиций.
|