Тридентский собор об оправдании.
К началу XVI века ситуация сложилась так, что у Римско – католической церкви не существовало строгого свода доктрин, которые бы четко отвечали на вопросы, что такое оправдание, как его можно достигнуть и т.д. Отсутствие ясного представления по этому блоку вопросов вызвало к жизни множество различных концепций, которые так или иначе пытались дать ответ вопрошающей пастве. Попытка провести некоторые преобразования на Латеранском соборе 1512 – 1517 годов не привела ни к каким результатам. Когда же точка зрения Лютера получила в Европе самое широкое распространение, и оказалась, что она разрушает все устои ортодоксальной церкви, иерархам католической церкви пришлось собраться, чтобы дать свой ответ на вызов, брошенный Реформацией. В 1545 году, в декабре, папе Павлу III наконец-то удалось созвать собор для решения животрепещущих вопросов. Хотя, конечно, созыв этого собора имел политическую подоплеку, для нас важно рассмотреть те решения, которые он принял в отношении богословия.
По вопросу оправдания Тридентский собор сформулировал 16 глав в декрете об оправдании и 33 канона.
Согласно им оправдание происходит следующим образом.
Римско – католическая церковь постулировала, что грех Адама привел к тому, что все люди утратили свою невиновность в глазах Бога; все они несут на себе печать первородного греха. Чтобы избегнуть вечной смерти, им необходимо оправдаться перед Богом, однако сами они это сделать не могут. Хотя, и для нас это важно заметить, человек по-прежнему обладает некоторой мерой свободной воли. «Все люди утратили свою невиновность из-за неповиновения Адама, став нечистыми и, как говорят апостолы, по природе чадами гнева... Грех настолько поработил их, и они в такой мере находятся под властью дьявола и смерти, что не только язычники по природе, но даже иудеи буквой закона Моисеева не могли быть освобождены от греха, дьявола и смерти, хотя свободная воля, ослабленная этими силами, связанная ими, никоим образом не уничтожена в них» (глава 1 декрета) .
В такой ситуации Бог сам послал людям своего сына, Иисуса Христа, который, принеся в жертву свою жизнь, дал возможность людям достичь усыновления, сделал для них возможным обрести праведность. Его жертва имела силу для всех уверовавших. «Небесный Отец... послал людям Иисуса Христа, своего сына… чтобы все люди могли достичь усыновления. Его Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (глава 2 декрета).
Католическая идея оправдания основывается на представлении о том, что Адам является представителем всех людей, и поэтому, когда согрешил он, автоматически согрешило и все остальное человечество. Точно также Христос Иисус является представителем всех рожденных свыше. Как вина сообщилась всем людям, так и заслуги страданий Христа, благодать оправдания, сообщаются всем рожденным во Христе. «Люди (если бы не родились от семени Адама, то и не родились бы неправедными) не могли бы быть оправданными, если бы не родились свыше во Христе, ибо через новое рождение на них изливается, благодаря заслуге Христа, благодать, которой они делаются праведными» (глава 3). В главе третей декрета об оправдании Тридентского собора также отмечается, что «хотя он и умер за всех, не все получают благословения его смерти, но те, которым сообщается заслуга его страданий». Очевидно, что все люди родились «от семени Адама», но почему один человек получает благословения смерти Христа, а другой нет, в главе источника не уточняется.
Что же такое оправдание? Как записано в главе 7, «оправдание ... является не только прощением грехов, но и освящением и обновлением внутреннего человека посредством добровольного принятия благодати и даров, через которые нечестивый человек становится оправданным, враг становится другом, чтобы мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Это определение ясно показывает, что, чтобы оправдаться, одного прощения грехов недостаточно. Казалось бы, вина человека состоит в том, что он совершил грех, и после прощения этого греха формально не должно быть никаких препятствий для того, чтобы он находился вне общения с Богом. Однако собор подчеркивает, что для того чтобы восстановилась связь между Богом и человеком, нужно еще и добровольное согласие человека постоянно принимать благодать и дары, вследствие чего происходит обновление его внутренней сущности. Отсюда следует, что оправдание — это не однократное событие (прощение грехов), а процесс, в котором сам человек принимает самое активное участие. Оправдание начинается с момента возрождения или с желания этого возрождения и продолжается всю жизнь. Это значит, что если человек особенно не преуспел в деле оправдания, то для того чтобы получить вечную жизнь, он должен понести какое-то наказание за свою нерадивость. Из вышесказанного можно также сделать вывод, что с католической точки зрения, праведность, которую можно получить в результате оправдания, это не что-то внешнее, а скорее внутреннее. Она не накладывается, а прививается, тем самым становясь частью личности. В каноне 11 так и говорится: «Если кто-то говорит, что люди оправдываются одной только вмененной праведностью Христа или одним только отпущением грехов, так что нет необходимости в благодати и любви, которые изливаются в наши сердца Святым Духом, или, что благодать, которой мы оправдываемся, является только лишь благосклонностью Бога к нам, да будет ему анафема». Человек становится реально праведным в некоторой степени, так как праведность Иисуса Христа сообщается ему и становится его собственной.
Как же проходит согласно догматам Римско – католической церкви процесс оправдания? Грех отделил человека от Бога, но жертвенная смерть Иисуса Христа, его заслуги страданий, дала Богу возможность послать всем людям без исключения так называемую предшествующую благодать. Эта предшествующая благодать сообщается человеку без каких бы то ни было заслуг с его стороны: «…начало вышеназванного оправдания происходит от предшествующей благодати Божией, через Иисуса Христа, которой без всяких заслуг с их стороны они призываются» (глава 5). Предшествующая благодать располагает сердце человека, пробуждает в нем желание оправдаться. Человек получает возможность выбирать, нужно ли ему оправдание Бога или нет, и если он решает, что оно ему ни к чему, то он может отвергнуть предшествующую благодать: «Когда Бог касается сердца человека, освящая его Святым Духом, человек не находится в пассивном состоянии, более того он может отвергнуть все это» (глава 5). Предшествующая благодать приводит к тому, что человек начинает верить в божественные истины, а именно в то, что он грешник, что справедливость Божья требует наказания за грех, и что, если бы не искупление Христа, он бы сам нес это наказание. У такого человека появляется надежда оправдаться, и надежда эта вызывает в его сердце любовь к Богу, желание повиноваться ему и жить праведной жизнью. Грешники «обращаются, страшась божественной справедливости, которая их к их же благу возбудила, и постигают милость Бога, их надежда на то, что Бог будет к ним благосклонным ради Христа, оживает, и они начинают любить его как источник справедливости, и поэтому они идут против греха, движимые сильной ненавистью и отвращением...» (глава 6). Заключительным этапом приготовления к оправданию является участие в покаянии и таинстве крещения, и только после этого можно говорить о начале новой жизни и исполнении Божьих заповедей: раскаяние «должно быть совершено перед крещением», необходимо «принять крещение, чтобы начать новую жизнь и исполнять Божьи заповеди» (глава 6).
При оправдании человеку сообщаются заслуги страданий Христа, и в его сердце изливается любовь Божия Духом Святым, человек прививается к Христу, а затем ему прощаются грехи и даются через Церковь дары: вера, надежда, любовь. Причем необходимо заметить, что все эти три дара передаются ему одновременно. Дар веры не предшествует оправданию, а следует за ним. А это означает, что и вера, и добрые дела (то есть надежда и любовь) должны проявляться в человеке в равной мере. В главе 7 говорится, что «когда они получают истинную и христианскую праведность, им повелевается сразу же после рождения свыше сохранять эту праведность чистой и непорочной, как лучшую одежду, данную им через Христа вместо той, которую Адам, не послушавшись, потерял для себя и для нас, чтобы они могли предстать в ней перед престолом суда нашего Господа Иисуса Христа и иметь жизнь вечную». То есть во время оправдания человек получает по благодати от Бога праведность, и перед ним ставится задача сохранить ее до конца жизни.
Римско – католическая церковь признает, что грешники оправдываются верой, но при этом она добавляет, что нечестивые оправдываются еще и даром, а это значит, что «ничто из того, что предшествует оправданию, — будь то вера или дела — не заслуживает благодати оправдания» (глава 8). Другими словами, вера человека не может стать причиной его оправдания. С другой стороны канон 9 гласит: «Если кто-то говорит, что одной верой неправедные оправдываются, то есть что ничего более не требуется, чтобы достичь благодати оправдания, и что совсем не обязательно, чтобы человек по своей воле приготовил и расположил себя получить ее, да будет ему анафема». Здесь наблюдается некоторая двусмысленность формулировок. Возможно, причина состоит в том, что вера считается своего рода делом, а дело — верой, и это тем более понятно, потому что католическая церковь признает у человека наличие свободной воли. Она отрицает, что оправдывающая вера — это уверенность в милости Бога, который прощает грехи ради имени Иисуса Христа. Вообще уверенности в том, что человек обрел Божью благодать, быть не может, так как «каждый, кто, думая о себе, видит свои слабости и нерасположенность к добру, должен сомневаться в своих добродетелях» (глава 9). То, что человек не уверен в своем оправдании, еще не значит, что он сомневается в милости Бога и действенности заслуг страданий Христа. Совсем не обязательно, что у него не должно быть сомнений и колебаний относительно отношения Бога к нему. Если он сомневается в прощении своих грехов, это не значит, что он не верит. И даже если он не сомневается, то это совсем не значит, что он оправдан, скорее наоборот: «Если кто-то говорит, что для прощения грехов всем людям необходимо твердо верить, без всяких колебаний, которые проистекают из его слабости и нерасположенности верить, что его грехи прощены ему, да будет ему анафема» (канон 13).
После того как во время крещения люди получают некоторую меру праведности Божьей, как об этом говорилось выше, «умерщвляя плотские члены и представляя их в орудие праведности, они через послушание заповедям Бога и Церкви, через веру, сотрудничающую с добрыми делами, возрастают в оправдании, которое они получили по благодати Христовой, и еще больше оправдываются» (глава 10). Таким образом, еще раз подчеркивается, что оправдание есть процесс, человек должен возрастать в оправдании, судя по всему, увеличивая ту меру праведности, которую он получил при совершении таинства крещения. Причем необходимо заметить, что возрастание в благодати дарует Церковь, когда оправдывающийся человек участвует во всех ее таинствах.
Чтобы возрастать в оправдании, необходимо соблюдать заповеди Закона. Синод учит, что соблюсти их можно: «Ибо Бог заповедует не невозможное, но заповедями Бог увещевает делать то, что ты можешь, и молиться о том, что ты не можешь (сделать), с целью, чтобы ты мог (сделать)» (глава 11). Со времени получения благодати оправдания верующие любят Христа, а тем, кто его любит заповеди исполнять легко (1 Ин. 5:3). Конечно, в течение жизни даже самый праведный человек может совершить мелкий, простительный грех, но от этого он не потеряет благодати оправдания. Верующие способны исполнить закон с помощью Бога, который всегда помогает им в этом, если они сами не отказываются от его помощи: «Ибо Бог не оставляет тех, кто однажды оправдан его благодатью, если оправданные сами первыми не оставляют его» (глава 11). Тот факт, что заповеди Божьи можно исполнить, дает основание думать, что утверждение о том, что можно спастись одной лишь верой, ошибочно. Вечную жизнь в наследство можно получить лишь в том случае, если страдать с Христом и во имя Христа. «...Все, кто утверждают, что праведный человек грешит, по крайней мере, простительно в каждом добром деле, противоречат ортодоксальному учению веры; или, что еще более недопустимо, что он заслуживает вечного наказания; а также те, кто утверждает, что праведники грешат во всех своих делах, если в этих делах вместе с главным устремлением прославить Бога они также стремятся к вечной награде, чтобы побороть свою лень и побудить себя бежать на ристалище» (глава 11). Но с другой стороны никто, даже оправданные люди, не может избежать греха в своей жизни. Несмотря на то, что заповеди исполнить теоретически можно, нет ни одного человека, кроме особенно благословленных Богом, кто исполнил бы все их на практике (канон 23). Сами же грехи по природе делятся на два вида: простительные, ежедневные, и смертные. Если человек совершил простительный грех и тем самым отпал от полученной при крещении благодати, он может вновь получить ее, если совершит таинство покаяния, когда мистическим образом его пребывание в благодати оправдания будет восстановлено. Причем покаяние перед таинством крещения по сути отличается от таинства покаяния впавшего в грех. Если во время первого человеку сообщается благодать оправдания, в результате чего у него появляется ненависть к греху и желание соблюдать Закон Божий, и человек совершает его для того, чтобы избежать вечного наказания, то второе необходимо для того, чтобы избавиться от временного наказания, которое должно постигнуть отпавших от благодати и огорчивших Святого Духа. Об этом говорится так: «Поэтому необходимо учить, что покаяние христианина, следующее после его падения, резко отличается от покаяния при крещении, и покаяние после крещения включает в себя не только отвращение от греха и ненависть к нему или сокрушенное и смиренное сердце, но также сакраментальное исповедание грехов или, по крайней мере, желание совершить это таинство, которое совершается в свое время, и сакраментальное отпущение грехов, а также посты, благотворительность, молитву и прочие благочестивые дела духовной жизни; не для того, чтобы избежать вечного наказания, от которого христианин избавляется вместе с виной посредством таинства покаяния или желания совершить это таинство, но для избавления от временного наказания, которое, как учат Св. Писания, не устраняется полностью, как в таинстве крещения, для тех, кто поступает неблагодарно по отношению к благодати Божьей, которую они получили, огорчив Духа Святого, и не побоялись разорить храм Божий» (глава 14). Таким образом, обобщая, следует сказать, что несоблюдение заповедей Божьих ведет к потере первоначально данной благодати оправдания, которую можно восстановить посредством совершения таинства покаяния; одной только веры в то, что Бог по милости своей простит грех, недостаточно. Каждый человек в течение своей жизни совершает грехи, за которые должен нести наказание либо в этом мире, либо после смерти в чистилище, и только после того, как его долг будет искуплен им же самим, он сможет войти в Царство Небесное. Все вышесказанное относится к простительным грехам. Но существует и другой вид греха — грех к смерти. Смертные грехи перечислены в Первом послании апостола Павла к Коринфянам, 6:9 – 10, плюс неверие. Неверие само по себе является смертным грехом, однако, все остальные грехи этого вида могут быть совершены даже при наличии веры у человека. Божья благодать дает человеку возможность обуздать в себе все эти грехи к смерти, однако, если человек по каким-либо причинам не делает этого, то даже таинство покаяния не может избавить их вечного наказания. Таким образом, благодать оправдания, однажды полученная, может быть потеряна навсегда. Как записано в 15 главе декрета: «необходимо подтвердить, что полученная благодать оправдания может быть потеряна не только неверием, когда даже сама вера потеряна, но также в результате любого другого смертного греха, когда вера не потеряна».
Согласно представлениям католического богословия существует реальная возможность утратить благодать оправдания, поэтому несколько глав декрета об оправдании посвящено отрицанию уверенности в окончательном оправдании, опровержению утверждения о том, что невозможно потерять надежду вечной жизни, и осуждению представлений о предопределении, которые логично вытекают из представления о невозможности потерять спасение. Собор утверждает, что никто не может быть уверен в том, что он избран к вечной жизни, живя на этой земле. Он осуждает представление о том, что «оправданный не может больше грешить или что если он и согрешит, то он может быть уверен, что он придет к покаянию» (глава 12). Только по особому откровению от Бога, которого удостаиваются лишь некоторые, можно точно знать, что ты избран к наследию в Царстве Божьем. Канон 15 анафематствует: «Если кто-то говорит, что человек, который рожден свыше и оправдан, обязан в силу своей веры твердо верить, что он точно из числа избранных, да будет ему анафема». По мнению католических богословов, уверенность в избрании человека принижает тайну божественного предопределения, и поэтому никто не может об этом судить без особого откровения, не нарушая при этом всевластия Бога.
Какое же место занимают добрые дела в процессе оправдания?
Учение римско – католической церкви состоит в том, что вечную жизнь могут получить те, кто до последней минуты своей жизни исполнял заповеди Божьи. Обретение этой вечной жизни — это действие благодати Бога, которая изливается на человека благодаря совершенным страданиям Христа, и одновременно награда, воздаяние, за хорошие дела. «...Жизнь вечная дается тем, кто верно трудился до конца и надеялся на Бога, и как благодать, милостиво обещанная сынам Бога через Иисуса Христа, и как награда, обещанная Богом как воздаяние за хорошие дела и заслуги» (глава 16) Благодаря наличию свободной воли, человек может выбирать между добрым делом и злым, и поэтому когда он выбирает доброе, которое исполнить несомненно тяжелее, чем злое, то это рассматривается как его заслуга. Для того чтобы достичь вечной жизни, необходимо два компонента: праведность Христа, которая частично дает человеку реальную праведность, и усилия со стороны человека заслужить оправдание своими делами. Без первого элемента никакие старания человека не могут быть угодны Богу, даже если моральный закон соблюдается. Это значит, что человек, который отвергает предшествующую благодать, если он и ведет абсолютно праведный образ жизни с точки зрения закона, не может надеяться на получение оправдания и вечной жизни. В то же время, если человек поверил и получил благодать заслуг Христа, но не ведет праведной жизни по каким бы то ни было причинам, он также не получит оправдания. Только в том случае, если оправданный покинет эту жизнь, пребывая в благодати оправдания, он получит небесное наследство. «Ибо хотя Иисус Христос постоянно передает свою добродетель оправданным (как глава телу и как лоза ветвям), — и эта добродетель всегда предшествует добрым делам, а также сопровождает их и следует за ними, и без этой добродетели добрые дела не могут быть угодны Богу и не являются заслугой перед ним, — мы тем не менее должны верить, что оправданным ничто не мешает считаться полностью исполнившими (посредством именно тех добрых дел, которые содеяны в Боге) Божий Закон, данный для этой жизни, а также, что оправданные истинно заслужили вечную жизнь, которую в свое время они обретут, если покинут эту жизни в благодати… Таким образом, ни наша праведность не поставлена как наша собственная, от самих себя, ни праведность Божья не унижена, ибо та праведность которая названа нашей (а она названа нашей, потому что мы оправдываемся ею как принадлежащей по природе нам), является в то же время праведностью Бога, так как она передается нам Богом посредством заслуг Христа» (глава 16). Отсюда видно, что внутренняя сущность человека для получения вечной жизни должна обладать двумя видами праведности: праведности, которую милостиво дарует Бог и которая в то же время считается праведностью человека, и праведностью, которой этот человек добился сам, посредством своих добрых дел. Верующий на основании своих стараний в этой жизни вправе ожидать награды в вечности за свои заслуги.
Таким образом, систематизируя все вышесказанное, можно кратко изложить католическое учение об оправдании следующим образом.
Грехопадение Адама, первого человека, привело к тому, что его вина стала виной всего человечества, на основании того, что все люди находятся в союзе со своим праотцем. Однако грехопадение не привело к полной потере свободной воли человека, она у него сохранилась, хоть и в испорченном виде. Бог по милости своей послал на землю сына своего Иисуса Христа, который, перенеся страдания, заслужил благодать Бога по отношению к людям. Он умер на кресте за всех людей, и поэтому Бог посылает каждому человеку предшествующую благодать, которая располагает сердце человеческое принять непосредственно благодать оправдания. Человек может отвергнуть предложение Бога, а может принять его. Если он принимает его, тогда он должен подготовить себя к принятию благодати оправдания. Для этого он должен пройти через покаяние и таинство крещения. В момент таинства крещения Бог вселяет в него свою праведность, которая становится праведностью человека, прощает ему совершенные до этого грехи и дает новые одежды. Крещение является началом процесса оправдания. Перед человеком стоит задача сохранить первоначальную белизну своей одежды, а для этого сразу же после крещения он просит у Церкви дары Божие: веру, надежду и любовь, которые даются сразу все вместе. Однако в процессе жизни он неизбежно будет совершать грехи, хотя в его силе было их не совершать. При этом он теряет благодать оправдания. Если он согрешит простительным грехом, то будет должен пройти таинство покаяния, для того чтобы восстановить потерянную благодать и избавить себя от будущего временного наказания в чистилище (или по крайней мере уменьшить его). Если он согрешит смертным грехом, то благодать оправдания отнимется у него навсегда, и он лишиться вечной жизни. Добрые дела, которые он совершит во время своей жизни, на суде Божьем будут рассматриваться как его заслуги, и за них ждет человека награда. Человек не может быть уверенным в том, что имеет вечную жизнь или избран Богом для этой вечной жизни, потому что обладая свободой волей, он может согрешить непростительным грехом, который делает Божью благодать бездейственной.
|