ИНВЕРСИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дом-то человек построит, а сам расстроится,
Кто же будет жить в доме?
А.Платонов. «Котлован»
«Сила моя совершается в немощи»
(2 Кор. 12:9)
Мы живем в эпоху большого напряжения творческих и интеллектуальных усилий, безус-ловно, не остаются в стороне от этих процессов и педагогические изыскания. Однако в совре-менной педагогике все больше и больше торжествуют тенденции педагогического эмпиризма, скованности педагогической мысли, подчиненность принципам натурализма.
Современная эпоха — эпоха «Культуры». Но, будучи производной от понятия «веры», «культура» пытается превзойти производящее. Не следует забывать и того, что в Европе дан-ное понятие появилось только в XVI веке, а в России и того позже, примерно в ХIХ. И свет разума, рационализма, гуманизма был много ниже исконного «фаворского» света, тепла и ра-дости «Солнца Правды» пророческих писаний. Вечный холод, лицемерие и цинизм принесла «культура» современному человечеству: так и звучит в нем из столетия в столетие демониче-ское своеволие, дьявольское внушение, соблазн того, что свет может быть иным, не Божест-венным; что прекрасное культуры выше прекрасного Господнего творения, выше Самого Творца. Культивированию этих тенденций способствовало и появившееся в середине ХIХ ве-ка в Германии понятие «ценности», пришедшее в культуру из политической экономии («цен-ность» = «стоимость»). С этой же экономической меркой мы подходили и продолжаем подхо-дить к Слову Божию, к вечным истинам христианства: «христианские ценности» — «христи-анские стоимости», «христианские цены»…
Современная педагогика продолжает идти по пути формирования прежде всего характера: умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять свои замыслы, уметь достигать постав-ленных целей, уметь овладевать окружающей средой. Однако, физическое здоровье, культура ума, сильный характер не могут спасти человека от внутренних нравственных трагических конфликтов, от холода бездушия и «грядущего хама». Тема человека, культуры оказывается значительно шире и глубже, запутаннее и сложнее, нежели ее преподносит современная сис-тема образования.
Нежелательно форсировать развитие духовных склонностей в ранней юности; однако же-лательно помочь ребенку развить те духовные тенденции, которые у него просматриваются. Ибо юность — это время конкретного религиозного обучения, время «врастания» в дух Бо-жий. Верный путь духовных дерзаний в данный период — помочь развиться у ученика, сту-дента христианскому воображению: направить внимание учащегося на все прекрасное, а по-том посмотреть, что он захочет добавить к нему, изменить, убрать, чтобы завершить красоту. У молодости замечательная память, замечательная интуиция, но они действуют только в от-ношении вещей, которые ее интересуют. То, к чему у ученика нет интереса, нет ощущения ду-ховной близости, он никогда не запомнит, он его просто не увидит, не услышит, не узнает, так как для того, чтобы понять, нужно ощутить родство, теплоту, радость и свет. Это не ошибка юношеской памяти и воображения — это ошибка тех, кто навязывает им внешнее, мертвое и циничное. Ибо где, как не в детстве, юности, проглядывает устроение Божие, дух Божествен-ной гармонии. Каждый из учащихся — неповторимая личность, готовая раскрыться навстречу Богу и людям. А то, что культивируют современная педагогика, современная система образо-вания, оказывается безобразно мертвым, затхлым, необратимым образом искажающим эколо-гию юношеской духовности, нарушающим естественный иммунитет.
Не всегда целесообразно играть с эмоциями юности. Преподающим часто доставляет удо-вольствие видеть, как учащихся поражает некая мысль, некое слово, но, поступая так, мы же и ослабляем эти способности. Лучше всего сохранить чувства юности нетронутыми для того, чтобы эта самая глубинная способность могла еще более углубиться и стать сильнее, чтобы, когда ученик, студент достигнут возраста, в котором их наилучшие эмоции должны будут проявиться, они были совершенны. Единственное, что мы должны и можем сделать в данной ситуации, это развить у молодого поколения способность рассуждать, рассуждать творчески и беспристрастно, рассуждать по совести. Ибо именно от этой способности зависит будущее молодежи, от нее зависит вся их жизнь. Там, где способность рассуждать не развита, всегда существует угроза жизни. Лучший способ помочь в постижении современных процессов — это дать желательные впечатления об условиях, ситуациях, о личностях. И таким образом, да-вая конкретные безотносительные фрагменты окружающих реалий, мы позволяем юному соз-нанию учиться самому без того, чтобы учить его пустыми словами и парафразами.
Огромный недостаток современной системы обучения состоит в том, что она всего лишь учит человека получать от жизни то, что ему хочется. И он пытается получить это во что бы то ни стало, всеми путями, правыми и неправыми, зачастую, невзирая на причиняемые другим людям потери и боль. Вследствие этого жизнь наполнилась конкуренцией в коммерции, на профессиональном поприще и государственной службе. Для того, чтобы один мог приобрести, другой наверняка должен потерять. Ребенку следует начинать учиться соперничеству в добро-детели и конкуренции в благотворительности. Жизнь — это результат взаимодействий, а взаимодействие может быть создано посредством изменения настроя с эгоизма на бескоры-стие. Единственная надежда созидания в будущем лучшего мирового духа — это учить идеалу бескорыстия и благодушия, тем самым делая его духом грядущего мира.
Должен быть стандарт всеобщего обучения в стране. Это принципиальная вещь, необхо-димая для порядка и мира в обществе и нации. Никто, как бы стеснены не были его обстоя-тельства, не должен быть лишен обучения в детстве — единственной возможности для души обрести знания. Следует считать, что каждый ребенок — ребенок общества. Ученик должен научиться признавать свое родство и долг по отношению к тем, кто его окружает. Улучшение мира в большей степени зависит от развития грядущего поколения. Идеал любви и почитания ближнего следует начинать преподавать с дома, школы. И первым этапом знаний, которые не-обходимо дать ребенку, должно стать введение в метафизику, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь между душой и разумом, душой и телом, душой и Богом, и т.д.
Следующим этапом должно стать ознакомление с обычаями страны, где ребенок родился и где ему жить. Мы должны отбросить наивные идеи о провинциальной уютности, амбициозно-сти и заново переосмыслить динамику нашего развития, которая безусловно определяется ди-намикой духа национального. Но нельзя забывать и об органической целостности мира. Мы находимся на переломе не только русской, белорусской, но и мировой истории. Перед совре-менной Белоруссией стоят труднейшие задачи самопознания и самообретения. Со всех сторон выдвигаются всевозможные принципы, всевозможные интересы, но все они формальны, ибо нет в них главного, интуитивно-кровного: нет идеи Отечества. Налицо нечувствование в себе Родины. И в самую пору тут вспомнить, что принадлежа к тварному миру, человек имманен-тен всей живой целостности бытия. Эта подлинность, «органическая целостность» и должны стать современной основой системы образования.
Изначально господствующая академическая теория педагогики веками разрушала христи-анские основы жизни. Поэтому современное образование не дает возможности отличить ис-тинные зерна от плевел. Перед лицом надвигающегося всепланетарного магизма и оккультиз-ма, мы наивно беспомощны, груды диссертаций и методик оказываются только пылью, и единственной возможностью спастись становится необходимость припасть к основам христи-анства, к основам, а не фарисейским имитациям. Ибо само понятие «образования» мы и то ис-казили. Проблемы образования уже не ограничиваются только школой, а охватили всю жизнь, и не в одной какой-либо стране, а во всем мире.
Никогда еще проблемы самовоспитания не ставились так остро; сам ход истории делает такое самовоспитание условием выживания человечества в ситуации нарастающих глобаль-ных трудностей. Когнитивные конструкты, методические частности не могут заменить глубин самосознания себя и культуры. Знание — не есть сила, знание есть любовь, а в любви невоз-можно объясняться согласно планам и методическим разработкам, потому что это самый ис-кренний и уникальный акт во Вселенной. И преподавание должно стать духовным подвигом, несением любви к миру, человеку, народу, культуре, Богу.
Умственные перегрузки современной системы образования убивают не только желание учиться, но и свободу духовного поиска, ухудшают не только физическое, но и нравственное здоровье. Неизбежным следствием прогресса, платой за комфортность существования стали формализм, бездушие, нравственное оскопление. Мы научились говорить слова, много слов, но стерли и забыли их смыслы, мы формулируем наугад, наугад чувствуем и поступаем. Зна-ния (маски, симулякры, фетиши, пустоты) поставили впереди любви, духовности, Божествен-ного света.
Во все века человечество прежде всего старалось сохранить нерастленным детское созна-ние, пыталось сохранить «целомудрие мышления», боясь нашпиговать учащихся множеством знаний, умений. Не о развитии мышления шла речь, (да и самого этого понятия не было), а об одухотворении. Ибо и смысл латинского «educacio» означал воспитание, взращивание вверх. Самая опасность современной школы — это ее перегрузка, костность и мертвость. Духовность требует времени, требует сил, здоровья и свежести. Мы же только все отнимаем, превращая образование в «королевство кривых зеркал», в марафонский бег. Духовность устремляет чело-века к поиску света изнутри, современный же педагогический контроль способствует только профессиональной имитации.
Почему педагогику высших внутренних сил заменили педагогикой внешнего принужде-ния, контроля, робототехники, дрессуры? Вне развития свободы нет смысла образования, вос-питания. Но, каким образом, не обращаясь к внешнему принуждению, фарисейским заигрыва-ниям, обеспечить связь образования, свободы и добра?..
Добро не культивируется внешними условиями среды, ни даже творческими усилиями, оно светит в душе независимо от всего и раскрывается в свете проблемы отношения к вечности, в свете идеи спасения, искупления и жертвенности. Мы все время пытаемся воспитать детей в духе свободы и в то же самое время стараемся защитить их от тех катастроф, которые неиз-бежны, когда свобода души подавляется или стесняется. Вера в красоту человеческой души должна стать основой воспитания и образования.
Какова бы ни была ступень человеческого прогресса, один только Божественный идеал поможет прокладывать свой путь в океане жизни. Именно потеря Божественного идеала при-водит к катастрофам в жизни людей и всего человечества вообще. Причина паралича совре-менного прогресса — не что иное, как потеря Божественного. Пришло время, когда у человека нет религии предков, но он не создал и своей религии. Человек, особенно ребенок должен знать, что существует некий Идеал, что к этому Идеалу, сознательно или бессознательно стремится все человечество. Ребенок должен ощущать, что он ответственен за все, что делает, не только перед своими ближними, но и перед Кем-то высшим, и что смерть — это только мост, по которому душа переходит из одной сферы в другую. Духовный идеал — естественная наклонность каждой души, и нужно только этот огонь не погасить.
Бог — вне ценностей, вне всяких концепций, это живой опыт. И Вы живете в Боге. Каждая религия говорит, что есть Бог, в каждой религии Бог понимается как вездесущий, как присут-ствующий везде. Если он присутствует везде, то он присутствует и в Вас. Он присутствует во все времена. Когда мы здесь, теперь, сейчас, с нами — Бог. Но наш ум никогда не находится в настоящем мгновении, мы постоянно колеблемся, мечемся. Настоящий момент настолько глу-бок, широк, что мы его и не чувствуем. Но именно тот момент, который приводит наш ум в настоящее, и есть подлинное знание, именно там и пребывает Божественное.
Жизнь — это тотальность, поток, океан, все вместе взятое. Поток несет в себе и бревна, и мусор, и рыб, и лебедей, и драгоценные вещи, и грязь, и друзей, и врагов, и тебя самого, и т.д. Он не делает различий, он все уносит; ничто лежит в основе того, что может быть охарактери-зовано как нечто.
Современная система образования должна ориентироваться не на ценности, а на духов-ность в собственном смысле этого слова. Духовность — как целостное стремление ясно ви-деть жизнь во всех ее проявлениях, ясно видеть истину. Если же нас интересует не Истина, а форма, это уже не духовность. Современное образование должно сделать «Божественное» другом сердца человеческого и научить хранить его, оберегать и лелеять. Для того, чтобы но-сить драгоценный камень, должна быть добротная и надежная оправа. Пусть же Мудрость и Знание именно христианской педагогики станут этой оправой сердца и надежно будут хранить и созидать, украшать Божественное.
|