ТЕИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА
АРХИЕПИСКОПА НИКАНОРА (А.И.БРОВКОВИЧА)
Данное сообщение имеет целью представить забытое имя: речь пойдет о философском наследии видного церковного иерарха второй половины 19-го века — архиепископа Одесского и Херсонского Никанора (в миру — Александр Иванович Бровкович, годы жизни: 1827 – 1890). Архиепископ Никанор был значительной фигурой церковно – общественной жизни России второй половины 19 века и, кроме того, оставил после себя яркий творческий след — глубокое и самобытное философское учение, практически не известное сейчас. Его система по форме представляет собой классическую метафизическу, но по содержанию и методу — предвосхищает многие идеи и установки русской и западноевропейской философии 20-го века. В объеме краткого сообщения удастся представить лишь общую логику идей архиепископа Никанора.
Ближайшим содержательным контекстом творчества Никанора Бровковича была философская школа русских духовных академий, содержательную парадигму которой можно определить как философский теизм. Как религиозный принцип, теизм осуществляется в 3-х генетически связанных между собой религиозных системах — иудаизме, христианстве, исламе. В своем религиозном содержании этот принцип представляет собой исповедание единого абсолюта как бесконечного личностного начала. При этом в христианской традиции теизм приобретает особое содержание. Христианство посделовательно выводит абсолют за пределы сотворенного бытия. Абсолют — это принципиально иная реальность, которая не принадлежит доступной, открытой нам реальности наличного. В христианстве устанавливается трансцендентность бесконечного личного абсолюта. Именно это уникальное уточнение проявляется и в философии теизма, которая формируется в школе русских духовных академий 19-го века. Теизм в философии мог сформироваться под воздействием только двух идейных источников: во-первых, христианского откровения и, во-вторых, положений восточной патристики. Эти содержательные источники в русской традиции наследовались лишь философами духовных академий.
Теизм, или религиозное мировоззрение, основанное на идее абсолюта как бесконечного личностного начала, — в своей философской проекции утверждается на следующих основных положениях: трансцендентности абсолютного первоначала как созидающего принципа бытия; несовершенства эмпирического мира и онтологической заданности его становления к совершенству и полноте; наличия особой сферы метафизического бытия; онтологической неравноценности сфер реальности и др.
В учении А.И.Бровковича эти принципы развернуты в уникальной модели всеобъемлющего обоснования реальности.
Отправным пунктом философии А.И.Бровковича является идея абсолютного бытия. Способность видения абсолютного в условном, ограниченном составляет особенность его личного духовного опыта и в его философствовании проявляется как исходная интуиция. На основании этой исходной интуиции и в соответствии с аксиомами христианской догматики А.И.Бровкович интерпретирует суть акта творения, как изначальной онтологической реальности.
Согласно этой интерпретации, абсолютное бытие, которое является силой или действием абсолютного первоначала, в акте творения произвольно ограничивает свои творческие импульсы небытием. Момент соприкосновения энергий абсолюта с небытием дает проявление отдельных качеств абсолютного бытия, которые получают онтологическую самостоятельность и, в своей качественной определенности, становятся новым, иносущным абсолюту, бытием.
Собственная сущность нового, сотворенного бытия оказывается двойственной и состоит из 1) элементарной сущности, которая есть бесконечная полнота всецелого абсолютного бытия, ограниченного небытием, и 2) индивидуальной сущности, которая есть конкретный тип сочетания абсолютного бытия и небытия.
Эта онтологическая схема разворачивается у А.И.Бровковича в космологическом и гносеологическом планах.
В космологии, как конкретном описании мира, элементарная сущность представлена свойствами одушевленности и разумности — как главными проявлениями абсолютной природы в сотворенном бытии. Живая (одушевленная) разумность проявляется в каждом единичном бытии в виде внутренней силы, или импульса активности, содержащего внутри себя закон своей активности. Этот закон состоит в сообразовании каждого единичного бытия с целым бытием и с каждой другой его единицей. Индивидуальная сущность определяет тип, или способ этого сообразования. Сумма живой разумности, или естественной готовности к законосообразному поведению всех единиц бытия составляет универсальный космический разум, или живое законосообразное единство целого бытия. Космический разум есть проявление в сотворенном мире абсолюта, преломленного в небытии. Сказываясь в жизнедеятельности каждого и целого сотворенного бытия, космический разум действует как практический разум, внутренне указывающий норму жизненного поведения всем единицам бытия и его целому.
Космический разум ощущается или сознается его носителями: на неорганическом уровне — в виде принудительных действий внутренних сил, на уровне живой природы — в виде инстинктов, на уровне разумной жизни — в виде интуиций.
Высшей формой осознания в себе космического закона обладает человек. Генетически связанный с целым мира, он осознает практический закон космического разума для всего мира так же, как и для себя.
Это осознание — и здесь уже обозначается переход к гносеологии А.И.Бровковича — осуществляется в форме антиномичного единства разумной интуиции и рассудка. Человек, стремясь, в силу своей внутренней природы (или индивидуальной сущности), к ясному осознанию целей своего собственного бытия, исследует истину о целом бытии, его сущности и целях. Абсолютная истина о бытии дана человеку в виде глубоко внутреннего интуитивного предпостижения — смутного, но полностью адекватного; это внутреннее знание заключено в идеях разума, врожденных человеку. В то же время, ясное, отчетливое (но часто не адекватное) представление о мире человек получает из внешнего опыта, который систематизируется рассудком. Рассудок, обладая такими характеристиками своей деятельности, как строгость и отчетливость, часто отрицает права разума на обладание истиной. Противоречие между этими антиномическими сторонами единого процесса познания (рассудочной и разумной) есть проявление «конституциональной антиномичности» бытия, его двойственной сущности.
В своей абсолютной основе (элементарной сущности) мир непостижим, в живой конкретности индивидуального бытия (индивидуальной сущности) — доступен познанию. Но индивидуальная сущность, хотя и предпостигается разумом, пробуждает его идеи, — в своей бесконечной полноте никогда не доступна рассудку. Поэтому правильное движение внутри противоречивого процесса познания возможно лишь при безусловном признании интуиций разума (идей) за единственное основание (верный ориентир) для правильных выводов рассудка (выраженных в понятиях). В связи с этим А.И.Бровкович утверждает, что для человека истина обусловлена подчинением сознательного теоретического разума космическому разуму, представляющего собой закон, или норму жизни — как для познания, так и для деятельности.
Такова, в самых общих чертах, схема обоснования реальности у А.И.Бровковича, философа, представляющего теистическую традицию духовно – академической школы.
Философский теизм можно назвать доминирующей парадигмой развития философии в русских духовных академиях 19-го века. Теистическая модель дает возможность — и это ясно видно на примере учения А.И.Бровковича — построить всеобъемлющую по охвату картину реальности, включающую в качестве своего предельного горизонта бесконечность абсолютного начала; в соответствии с этим задается и перспектива человеческого бытия. Как видно, духовно – академической философией в свое время была наработана серьезная теоретическая база, которая требует сегодня своего переосмысления. Обращение к традиции духовно – академической философии открывает целый пласт неисследованных смыслов, которые, будучи вновь актуализованными, могут дать новационные модели обоснования сущности, целей и ценностей человеческого и мирового, универсального бытия.
В пользу этого соображения говорят идеи, тематически характерные для духовных академий, самобытно решенные в учении А.И.Бровковича и созвучные кардинальным проблемам современной цивилизации, а именно: идея цельности начал духовного опыта, идея взаимосвязанного единства мирового бытия, идея ответственности человека перед мировым целым за правильность постижения его общих целей и задач и др.
|