|
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Исследования последних лет в области поведения человека и восприятия им информации выявили в человеческом мышлении большое количество принципов и закономерностей, пользуясь которыми можно незаметно направить мышление неискушенного человека по необходимому руслу. Так зародилась наука о манипуляции сознанием, наука о том, как незаметно заставить человека изменить свои взгляды. Она позволяет отказаться от диктата и принуждения к действиям, ведь можно сделать так, чтобы человек сам захотел сделать то, что необходимо манипулятору.
История этой науки началась, со времен гипноза, когда психотерапевты открыли возможность вводить человека посредством эмоционального шока или перегрузки критики в состояние внушаемости. Позднее Милтон Эриксон, а затем Ричард Бендлер и Джон Гриндер разработали систему нейролингвистического программирования (НЛП), которая позволяла при общении эффективно распознавать категории мышления собеседника и говорить на наиболее доступном ему языке понятий, образов и жестов. Также эта техника включала в себя некоторые трюки, позволяющие провести внушение с помощью рассеивания внимания, выработки стереотипов и подмены понятий, которые и были приняты на вооружение современными кукловодами.
Современные успехи в изучении человеческого поведения позволяют создавать все более изощренные и незаметные способы влияния на мысль человека, так что в недалеком будущем, наверное, можно будет говорить об отсутствии свободы воли.
Все приемы манипуляции сознанием используют несовершенства и досадные промахи нашего мыслительного процесса. Человек, обладающий связным аналитическим умом, фундаментальными и разносторонними знаниями никогда не будет подвержен манипуляции — он быстро поймет, где в сообщении скрыта ложь. Если манипулятор встречается с обществом таких безупречных в умственном отношении людей, то доктрина управления сознанием предлагает ему способы посеять в них умственные пороки.
Для успешной манипуляции необходимо также иметь представление обо всех психологических особенностях, идеях, стереотипах, образе мыслей (и, если возможно, о самих мыслях) выбранной личности или общества. Поиску этой информации и будет посвящен первый раздел.
Сбор информации
Знание особенностей мышления, идей, настроений, мыслей, чувств и принципов конкретного человека или общества дают манипулятору огромную власть и возможности воздействия, которые будут направлены точно по слабым местам объекта манипуляции. К тому же такие сведения, оказывается, легко получить — достаточно организовать социологический опрос или телевизионное голосование на интересующую тему, и люди «из любви к науке» расскажут все сами, а у Вас окажется статистически достоверная картина мнений. Эффективные результаты приносят и такие «современные» методы, как использова-ние Интернет-сайтов психологических тестов и перехват электронной почты, на которых мы остановимся подробнее.
Компьютеры в Интернете делятся на два вида: обслуживающие (на них хранятся сайты) и обслуживаемые (компьютеры пользователей). На обслуживающих компьютерах хранятся все документы, программы и прочее «оснащение» сайта. Пользовательские же компьютеры имеют только программу-просмотрщик Интернета, которая умеет лишь передавать запросы пользователя, а также сообщенные им дополнительные сведения, и принимать поступающую в ответ информацию. Все же расчеты и логические операции выполняет обслуживающий компьютер. Таким образом, ответы на тесты обрабатывает не Ваш, а чужой компьютер, на котором они могут «оседать». Косвенным доказательством существования подобной практики может послужить Интернет-страница http://s.agava.ru/cgi/sites/create_site.cgi, создатели которой согласны Вам ПЛАТИТЬ за создание Вами сайта с ИХ тестами и привлечение на него пользователей.
Перехват электронной почты возможет по той причине, что электронное письмо во время отправки передается в незашифрованном виде на специальный постоянно работающий компьютер-«почтальон», с которого письмо заберет Ваш адресат, как только он подключится к Интернету. Естественно, что адми-нистратор подобного компьютера-«почтальона» может в любой момент просмотреть, что находится у него на компьютере. То же относится и к разнообразным системам быстрого обмена сообщениями (например, ICQ).
Захват аудитории и обретение доверия
Одной из важных операций в любой программе по манипуляции сознанием является «захват» аудитории — привлечение внимания объекта и установление доверительных отношений (устранение психологической защиты). Для этого используется множество уловок и соблазнительных приманок, направ-ленных как к разуму, так и к чувствам человека. Первое правило для успешного контакта — заявить о том, что отправитель сообщения входит с аудиторией в какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т. д.). Для этого выработан целый язык и манера обращения: коллеги, мужики, православные и т. д. Так что первые же шаги по установлению контакта служат кличем «Мы с вами одной крови — ты и я!». Поэтому первый признак манипуляции — уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и интересов, которые отстаивает «отправитель сообщения», сразу включает психологическую защиту тех, кто не разделяет этой позиции, а главное, побуждает к мысленному диалогу, а он резко затрудняет манипуляцию. В НЛП также существует несколько техник, призванных обеспечить доверие на неосознанном уровне. Некоторые из этих приемов мы попытаемся разобрать.
1. Определение системы мышления. Специалисты по НЛП провели интересные исследования, которые показали, что разные люди мыслят и воспринимают мир неодинаково с преобладанием зрительных, слуховых или тактильных образов. Естественно, что информация, преподнесенная человеку в его «кодировке» будет усваиваться лучше.
2. Копирование жестов. Данная техника призвана сообщить человеку на подсознательном уровне, что вы испытываете одинаковые чувства.
После успешного установления контакта манипулятору важно не потерять захваченное внимание, а поэтому контролировать чувства и интерес собеседника. Для этого был проведен ряд психологических опытов и составлено огромное число таблиц соответствия между жестами и настроением человека.
Воздействие
Все способы воздействия на человека можно разделить на те, которые своей целью имеют воздействие на ум, чувства и отвлекающие критику с последующим внушением. Некоторые из данных способов влекут за собой, как результат разрушение умственной и эмоциональной сфер человека для вызывания дезориентации или апатии. Такие жестокие последствия не мешают им распространяться в современной культуре и СМИ. Рассмотрим некоторые из них.
Воздействие на разум и чувства
1. Шизофренизация сознания.
Шизофрения (от греческих слов «schizo» расщепляю + «phren» ум, рассудок) — это расщепление сознания. Один из характерных симптомов шизофрении — утрата способности устанавливать связи между отдельными словами и понятиями. Это разрушает связность мышления. Ясно, что если удается искусственно «шизофренизовать» сознание, люди оказываются неспособными увязать в логическую систему получаемые ими сообщения и не могут их критически осмысливать. Им не остается ничего иного как просто верить выводам приятного диктора, авторитетного ученого, популярного поэта, потому что иной выход — с порога отвергать их сообщения, огульно «не верить никому» — вызывает такой стресс, что выдержать его под силу немногим.
Возможна ли в действительности порча логики у людей с рациональным типом мышления и если возможна, то как она достигается? Легче всего разрушение логики достигается в сознании человека живущего в постоянно изменяющемся мире и постоянно учащегося, т. е. у интеллигента. Если представить процесс нашего мышления как множество точек — понятий, соединенных между собой логическими связями-линиями (если X то Y), то мы получим картину, где не все, а только строго определенные точки соединены между собой. Когда мы узнаем и проверяем на правдивость какой-то новый факт, связанный с предыдущим опытом, например, доказываем геометрическую теорему о том, что «если X то Z», то наш ум проделывает следующие заключения (предполагается, что между точками X, Y и Y, Z уже установлены логические связи «если…то»): если X, то Y, если Y, то Z. Значит если X, то Z. И треугольник замыкается, появляется новая логическая связь, человек учится. На этой основе построено так называемое «образование университетского типа», которое ведет человека от известных фактов к неизвестным на основе логических доказательств.
В любой науке существуют недоказуемые положения — аксиомы. Существуют они и в сознании человека — это те первые логические связилинии, которые невозможно доказать по причине отсутствия каких бы то ни было других связей. Но человек может сам их провести независимо от того, есть доказательства или нет — они служат лишь подтверждением, что связь, которую ты хочешь провести, верная. Такие не на чем не основанные связиаксиомы и называются верой.
Современное общество разрушило университетское целостное представление о мире, заменив его «мозаичным», когда наши знания о мире не фундаментальны, а разрозненны, т. е. те логические связи, которые мы имеем, малочисленны, ненадежны и отстоят друг от друга так далеко, что между ними пролегает целое скопление «несоединенных» понятий, так что для доказательства они бесполезны. Уже хорошо если мы хотя бы целостно представляем себе свое профессиональное поле — медицину. Об остальных «частях света», таких как физика или компьютер мы имеем весьма смутные представления и знаем о них лишь «понаслышке». Вот здесь-то и кроются райские условия для манипуляторов сознанием. Выдавай какие угодно версии происходящего, строй ложные доказательства — поверят всему.
В этом случае можно пойти и по другому пути. Создать множественность мнений, когда правдивая информация тонет в потоках лжи, одновременно подрывая авторитет кого бы то ни было (особенно опыта прошлых поколений). Тогда человек будет находиться в состоянии дезориентации. Тогда в его сознание внедряется идея о том, что истина не универсальна, а у каждого — своя правда, логика и культура и неизвестно, кто, здравомыслящий человек или обитатель психбольницы, прав в своих представлениях о мире. (А точнее каждый посвоему прав и одновременно неправ.) Это позволяет полностью разрушить у человека представление о том, какие понятия можно связывать между собой, а что есть абсурд, и значит полностью вывести из строя логическое мышление.
Такое возможно из-за ряда причин:
1. Разрушение целостного образования в школах и институтах. Современные учреждения образования наполнены людьми, не имеющими представление о методике целостного преподавания, преподнося знание в виде несвязных фрагментов. Это значит и разрушение методики научного мышления.
2. Разрушение системы достоверной научно-популярной литературы и вытеснение ее псевдонаучной и эзотерической литературой, которая именно так, шизофренически, и представляет человеку мир.
3. Коммерциализация передачи информации и введение т. н. «защиты авторских прав», которая приводит к тому, что качественная информация становится доступной лишь богатой элите, а для народа существует дешевое массовое искусство.
4. Множественность мнений, когда правдивая информация тонет в потоках лжи, что приводит к растерянности и нежеланию иметь свое мнение.
5. Разрушение авторитета опыта прошлого поколения, который может существенно затруднить манипуляцию, просто потому что человек уверен, что столько людей на протяжении веков не могли придти к необоснованным выводам, и, скорее всего, правы они.
2. Скрытые вставки в тексте (пресуппозиции, техника НЛП).
Старая детская издевка «Твоя мама знает, что ты дурак?» прекрасно иллюстрирует этот способ внушения. Смысл в том, что ум занят поиском ответа на вопрос и не обращает внимания на как бы само собой разумеющуюся часть после союза «что», которая воспринимается как исходные данные, как бы уже проверенные и доказанные другими людьми, раз на них никто не обращает внимания. Этот прием может также использоваться для разрушения логических и культурных рамок неабсурдного. Примеры: «Сколько у тебя мужей?», «Хорошо повеселились на похоронах?», «Вы уже успели сменить религию по последней моде?» Шокирует?
3. Новояз (рефрейминг, метод НЛП)
Каждое слово в языке несет в себе смысл и оценку явления, первоначально заложенную в слово его автором и укрепившуюся в народе на протяжении веков. Эти сведения о смысле слов мы получаем преимущественно в детстве, когда учимся говорить. Все люди на Земле представляют красноватые переливы неба, когда говорят «закат» или спокойное процветание жизни, когда говорят «мир». Этот смысл уже навеки неразделим в нашем сознании вместе с обозначающими его словами. Вот почему переименование несправедливой войны в «миротворческую операцию» вызовет у нас совершенно благостные картины, меняя наше отношение к явлению.
Другая возможность данного метода — это создание в языке слов без исторического смысла и моральной оценки явления для того, чтобы отключить у людей эмоциональную реакцию на сообщаемый материал, а также для того, чтобы люди не до конца поняли и не смогли связать с однокоренными словами и их смыслом значение сообщаемого понятия. Пример: наемный убийца — негодяй, получающий деньги за смерть людей, человек вопиющей аморальности и цинизма, слово «киллер» же воспринимается как профессия в ряду других, может и не совсем хорошая, но вполне респектабельная.
Еще одно применение манипуляций с языком — развитие или деградация мыслительных способностей человека. Дело в том, для того, чтобы человек сам осознал пришедшую к нему мысль, ее нужно выразить словами даже при внутреннем диалоге. Тогда становится понятным, что человек владеющий языком на уровне Пушкина может создавать сколь угодно сложные мыслительные конструкции, поскольку знает названия всех тончайших оттенков своих ощущений, эмоций и образов. Выражая это словами, человек получает возможность привести всею информацию к единому стандарту (у подавляющего большинства людей это слово, поскольку именно так мы получаем большую часть информации). Это позволяет соединить пришедшие к нему идеи с уже знакомой информацией, и строить цепочки рассуждений. Естественно, что человек, принципиально не употребляющий слов кроме «уау!», «круто» и «отстой» простонапросто лишен возможности сам понять свою мысль и ему приходится ограничиваться чужими.
После такого разрушения способности мыслить, человек не воспротивится промыванию мозгов и убеждению даже с помощью таких простых приемов как использование метафор («нельзя быть немножко беременной» в приложении к перестройке экономики), ложные аналогии (Британская империя распалась, значит и СССР должен распасться) и использование авторитета (ученые установили…)
Методы внушения
1. «Матрица». Наверное, все видели данный поучительный фильм, прекрасно иллюстрирующий этот способ. Человека просто ставят в такие рамки, что мыслительная деятельность и критическая оценка событий становится невозможной. Например, вводят в состояние постоянной занятости, спешки, усталости, доводя человека до состояния тупого безразличия. Этот способ часто применяется в тоталитарных сектах.
2. Техника вставленных сообщений. Была придумана Милтоном Эриксоном, и состоит в повторении (в самых разных контекстах) в тексте словосочетаний определенной направленности, которые и предназначены для внушения. Например, для успокоения ребенка врач-психотерапевт может написать сказку, в которой будут во многих местах повторяться слова «спокойствие», «расслабленность» и т. д. Часто используется в рекламе.
3. 25-й кадр. Все, наверное, знают о т. н. феномене 25-го кадра, когда в фильм на 1/25 секунды вставляется незаметный для глаза кадр, содержащий внушение. Эту технику можно использовать и в речи, вставляя внушение между предложениями, описывающими реальное положение вещей (а еще лучше соединить их союзами логического вывода, например, словом «поэтому»). Пример: На дворе весна, тает снег, вся природа оживает, животные просыпаются от зимней спячки, просыпается и человек, обретая новые силы для достижения поставленных целей, именно поэтому сейчас Вы чувствуете огромный при-лив бодрости и жажды деятельности на неизведанных Вами ранее просторах сотрудничества с нашей фирмой.
4. Условный рефлекс (якорная техника, взята из НЛП). Авторы этой техники преломили учение Павлова на человеческое поведение. Они говорят о том, что если существует связь между двумя понятиями (например, между понятиями «дружба», «доверие» и «помощь» и соединением рук). Соединяя одно понятие из связки с каким-либо предметом, можно добиться и перенесения другого понятия на этот предмет (как сделала, например, компания «Nokia», в качестве логотипа выбрав как раз соединяющиеся руки).
Современные достижения психологии дают в руки человечеству огромные знания по устройству процессов нашего мышления и восприятия мира, которое, как и любое другое знание, может быть направленно и в сторону совершенствования мыслительных способностей человека, так и для манипуляции его разумом. Поэтому предупреждение о существовании подобных технологий, раскрытие их смысла и опасности и вооружение всех средствами защиты от подобных приемов является на сегодняшний день важнейшим делом для каждого старающегося сохранить независимое мышление человека. В том числе и для каждого православного христианина и Православной Церкви. Ведь только объединившись, мы сможем направить эти знания в сторону развития удивительных возможностей человеческой мысли. Да будет так.
Литература
- Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_word.zip.
- Горин, С. А вы пробовали гипноз? / С. Горин. http://lib.ru/DPEOPLE/gorin.txt.
- Энциклопедия методов пропаганды (как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама) / Информационный ресурсный центр по практической психологии «ПСИ-ФАКТОР». http://psyfactor.org/propaganda.htm.
- Бакиров, А. С чего начинается НЛП / А. Бакиров. http://lib.aldebaran.ru/author/baki-rov_anvar/bakirov_anvar_s_chego_nachinaetsya_nlp/bakirov_anvar_s_chego_nachinaetsya_nlp.rtf.zip.
Источник: Рыбин И. А. Манипуляция сознанием в современной культуре.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.
|