Российское религиоведение: прошлое, настоящее, будущее.
§1. Прошлое
Существует несколько точек зрения по поводу того, с какого момента
отсчитывать историю российского религиоведения. Так, лекции Фридриха
Макса Мюллера под названием «Религия как предмет сравнительного
изучения» выходят на русском языке в 1887 году [3], а в статье
«Сравнительное изучение религии» (1900) в «Энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона» [5] этнограф Лев Яковлевич Штернберг уже достаточно
полно описывает развитие науки о религии (преимущественно западной) на
рубеже XIX и XX веков. Начиная с 1939 года термин «религиоведение»
активно входит в язык российской науки, впервые его, вероятно, вводит
историк религии, профессор Московского университета Владимир
Капитонович Никольский [4]. Первая монография на русском языке со
словом «религиоведение» в заглавии – это «Введение в теоретическое
религиоведение» профессора философского факультета МГУ имени
М.В.Ломоносова Дмитрия Модестовича Угриновича, вышедшая в 1973 году.
Разумеется, история научного изучения религии в дореволюционной
России и в СССР и близко не исчерпывается указанными выше работами,
однако можно говорить об определенных периодах в истории российского
религиоведения:
1. Вторая половина XIX – 30-е годы XX века. В это время наибольшее
внимание читателя привлекают переводы религиоведческих работ западных
авторов, хотя, начиная с 1920-х годов можно говорить о выработке в рамках
российской науки особого понимания предмета, целей, задач и методологии
научного изучения религии [см.: 2];
2. 50е годы XX века – середина 1990-х годов. Это время активного
развития различных религиоведческих дисциплин: философии религии (как
религиоведческой дисциплины), истории религии, социологии религии и
психологии религии [7];
3. Середина 1990-х годов – по настоящее время. В последние 10–15 лет
российское религиоведение активно развивается в научном смысле [6], к тому
же в ведущих российских университетах открывается специальность и
направление подготовки «Религиоведение», религиоведческие дисциплины
начинают читаться в составе других специальностей.
Изучение истории российского религиоведения – важная задача
современной науки. Так, в проект нового государственного образовательного
стандарта по религиоведению, разработанного философским факультетом
МГУ имени М.В.Ломоносова, включен магистерский курс «История
отечественного и зарубежного религиоведения»; начиная с 2010 года, он
будет преподаваться на всех кафедрах, выпускающих магистров или
специалистов-религиоведов.
§2. Настоящее
По состоянию на январь 2009 года, в России образование по
направлению подготовки «Религиоведение» осуществляется в 37 высших
учебных заведениях [1]. Ещё в шести вузах существуют религиоведческие
подразделения, но образования по религиоведению в них не ведется. Помимо
этого, религиоведческие предметы читаются в рамках таких направлений
подготовки, как философия (философия религии), история (история мировых
религий), социология (социология религии), социальная антропология
(основы религиоведения), музеология (сравнительная история мировых
религий), культурология (история религий), востоковедение и африканистика
(религиоведение). Таким образом, те или иные религиоведческие дисциплины
читаются более чем в трехстах вузах России. Интересно, что образовательный
стандарт по направлению подготовки «Теология» был принят в России на
основе религиоведческого стандарта, и до сих пор совпадает с ним в
половине общепрофессиональных предметов.
Институционально российское религиоведческое образование может
быть возведено к созданию кафедры истории и теории религии и атеизма
философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в 1959 году, позже
переименованную в кафедру философии религии и религиоведения (1996). С
тех пор вот уже половину столетия философский факультет МГУ имени
М.В.Ломоносова и входящая в его состав кафедра философии религии и
религиоведения по преимуществу определяет структуру и содержание
российского религиоведческого образования за счет подготовки
образовательных стандартов по религиоведению. Действующий на
настоящий момент стандарт по специальности «Религиоведение» включает в
себя следующие общепрофессиональные и специализированные
религиоведческие дисциплины: философия религии, социология религии,
психология религии, феноменология религии, история религии, история
философии, эстетические проблемы в религиоведении, религиозная этика,
наука и религия, религиозная философия, история свободомыслия,
современные нетрадиционные учения и культы, логика и теория
аргументации, эзотерические учения, христианская теология (богословие),
эволюция религии в современном мире, свобода совести, диалог религиозных
и нерелигиозных мировоззрений и религиозная антропология.
В настоящее время философским факультетом МГУ имени
М.В.Ломоносова подготовлены проекты образовательного стандарта
следующего поколения, примерных основных образовательных программ и
примерных учебных планов бакалавра и магистра религиоведения. В
обязательный компонент содержания образования бакалавра-религиоведа
(с осени 2010 года) добавляются такие курсы, как антропология религии и
методика преподавания религиоведческих дисциплин в системе общего и
начального профессионального образования. Магистр-религиовед, в свою
очередь, обязан прослушать такие профессиональные курсы, как:
информационные технологии в науке и религиоведческом образовании,
история отечественного и зарубежного религиоведения, история религиозной
философии, религия и политика, эзотерические и мистические учения.
В целом, можно уверенно утверждать, что в области религиоведческого
образования Россия сегодня переживает период стабильного роста как в
институциональном смысле, так и в плане возрастания объема учебной
литературы, контроля качества образования и его содержательного богатства.
Помимо того, что в большинстве университетских подразделений,
осуществляющих религиоведческое образование, также ведутся и научные
исследования, существует десять подразделений Российской Академии наук,
связанных с проблематикой изучения религии1 и пять научных центров,
занятых религиоведческой проблематикой2. В научном плане
религиоведение, с общепринятой в России точки зрения, включает в себя
следующие разделы: историю религии, социологию религии, психологию
религии и феноменологию религии. Также, с точки зрения подавляющего
большинства российских религиоведов, ядром религиоведческого знания
является философия религии3. Для религиоведов санкт-петербургской школы
значимым разделом религиоведения является антропология религии (другое
название – этнография религии). Реже в состав религиоведения как науки
включаются такие разделы как экология религии, география религии,
1 Группа религиеведения Центра этнополитических исследований ИАЭ РАН; группа этнической и
конфессиональной картографии Центра междисциплинарный исследований ИАЭ РАН; Научный Совет по
религиозно-социальным исследованиям РАН; Научный Совет РАН «Роль религий в истории»; Отдел
философии и религиеведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Сектор
философии религии Отдела аксиологии и философской антропологии ИФ РАН; Центр «Религия в
современном обществе» Института социологии РАН; Центр истории религии и церкви в России Института
российской истории РАН; Центр истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН; Центр по
изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
2 Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии; Институт религии и политики; Некоммерческое
партнерство «Центр религиоведческих и социальных исследований»; Центр религиоведческих исследований
«Этна»; АНО «Независимый научно-исследовательский центр».
3 Следует отметить, что и в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии, описывающей научные
направления, по которым возможно получение ученых степеней кандидата и доктора наук, религиоведение
относится к разделу «Философские науки»,
семиология религии и такие научные направления, как сравнительное или
когнитивное религиоведение.
4 Первоначально: «Научный альманах “Религиоведение”».
В области научной периодики в современной России наиболее известен
научно-теоретический журнал «Религиоведение», с 2001 года ежеквартально
издающийся под редакцией Александра Николаевич Красникова (МГУ имени
М.В.Ломоносова) и Андрея Павловича Забияко (Амурский государственный
университет). Однако, это не единственное периодическое издание такого
профиля. С 1982 года и по сей день издается ежегодник «Религии мира:
история и современность» (РАН), с 2001 года – серия «Религиоведение»
ученых записок Орловского государственного университета4. Наследником
«Вопросов научного атеизма», издаваемых Академией общественных наук
при ЦК КПСС с 1966 по 1989 (39 выпусков) и «Информационного бюллетеня
Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС» (с
1968 года) стал журнал «Государство, религия, церковь в России и за
рубежом», издаваемый с 1994 года по настоящее время Российской
академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.
§3. Будущее
На наш взгляд, наиболее интересные перспективы российского
религиоведения связаны с развитием системы профессиональной периодики,
интеграцией российских религиоведов в единое сообщество и выходом
российского религиоведения в мировое религиоведческое пространство.
Так, на рубеже 2008–2009 года из печати вышли ещё два периодических
издания в области религиоведения: это «Вестник Российского Сообщества
преподавателей религиоведения» и альманах Московского религиоведческого
общества на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова
«RELIGO». Новые издания подытоживают деятельность указанных
организаций за последние несколько лет и, как нам кажется, указывают на
5 Первоначально: Ассоциация исследователей религии МГУ.
хорошие ресурсы развития российской религиоведческой периодики в
ближайшей перспективе.
Внутри России по состоянию на сегодняшний момент сформировалось
несколько разнонаправленных профессиональных религиоведческих
сообществ. Российское объединение исследователей религии, возникшее в
2001 году, интегрирует научную работу специалистов в области, главным
образом, государственно-конфессиональных отношений, тогда как в задачи
Российского Сообщества преподавателей религиоведения, организованного в
марте 2006 года, входит координация деятельности преподавателей в
осуществлении и совершенствовании преподавания религиоведческих
дисциплин в Российской Федерации, в частности – проведение конференций
по вопросам состояния и совершенствования преподавания религиоведческих
дисциплин. Конференция «Религиоведение в системе высшего образования»,
организованная Сообществом, прошла в декабре 2006 года; её материалы
изданы в указанном выше «Вестнике».
В России также существует региональное сообщество исследователей
религии – Московское религиоведческое общество, возникшее в 2004 году на
философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова5. В числе его целей –
содействие в организации и проведении исследований в области
религиоведения; содействие формированию профессионального
религиоведческого сообщества; содействие профессиональной деятельности
исследователей религии; налаживание научно-информационного обмена
внутри профессионального сообщества исследователей религии; участие в
организации и проведении конференций, семинаров, симпозиумов, круглых
столов и иных научных мероприятий, в том числе всероссийских и
международных по религиоведению и смежной проблематике и, наконец,
содействие в развитии всесторонних связей с российскими и
международными религиоведческими организациями.
6 С мая 2006 года прошло уже шесть Круглых столов.
7 Интернет-конференция каждый год традиционно проходит с октября по декабрь (начиная с 2007).
Московское религиоведческое общество на философском факультете
МГУ имени М.В.Ломоносова за время своего существования провело более
50 научных мероприятий – от научных семинаров и публичных лекций
ведущих исследователей религии России и стран Запада до Круглых столов
по важным проблемам современного религиоведения6 и единственной в
своем роде Международной научной интернет-конференции по
религиоведению7. Результаты работы Общества за 2006 – 2007 года
опубликованы в альманахе «RELIGO».
Итак, выход российского религиоведения в мировое религиоведческое
пространство – одна из задач, встающих перед российскими религиоведами в
самое ближайшее время. Хотя представители кафедры философии религии и
религиоведения, а также Московского религиоведческого общества на
философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, начиная с последнего
мирового религиоведческого Конгресса в Токио (2005) и представляют
Россию на конференциях Европейской Ассоциации изучения религии, нам
кажется, что связи российского религиоведческого сообщества с мировым в
настоящее время нуждаются в развитии и упрочении. Мы надеемся, что
сложившаяся традиция совместных научных мероприятий продолжится уже в
этом году и, в преддверии Религиоведческого Конгресса 2010 года в Торонто,
надеемся, что обретающее себя религиоведческое общество России сможет в
будущем занять достойное место в системе современной мировой науки о
религии.
Литература:
1.
Костылев П.Н. Университетские и академические подразделения, научные центры и
профессиональные ассоциации в области религиоведения в современной России // Вестник
Российского Сообщества преподавателей религиоведения. Вып. 1 / Отв. За выпуск:
И.Н. Яблоков; Сост. В.В. Винокуров, П.Н. Костылев. – М.: Издательство «Социально-
политическая МЫСЛЬ», 2008. – С. 65–69;
2.
Меньшикова Е.В. Из истории отечественного религиоведения: осмысление
предмета и методов в 20-е – 30-е годы XX века // Вестник Российского Сообщества
преподавателей религиоведения. Вып. 1 / Отв. За выпуск: И.Н. Яблоков; Сост.
В.В. Винокуров, П.Н. Костылев. – М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ»,
2008. – С. 70–77;
3.
Мюллер Ф.М. Религия как предмет сравнительного изучения / Лекции проф. Макса
Мюллера. Перевод [с англ.] А.М. Гилевич. – Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1887. –
138 с.;
4.
Никольский В.К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры //
Тэйлор Э. Первобытная культура / Пер. с англ.; под ред., с предисл. и прим.
В.К. Никольского. – М. Соцэкгиз, 1939. – С. XXVI–XXVII;
5.
Штернберг Л.Я. Сравнительное изучение религии // Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона. Т. 31 (61): София – Статика. – СПб.: 1900. Воспроизведено в:
Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. – Л., 1937. – С. 179–185;
6.
Kolkunova K.A., Kostylev P.N., Miroshnikov I.Y., Safronov R.O. Religious studies in
Russia: Bibliographical essays // Archaeus: Studies in the History of Religion, XI-XII (2007–
2008), pp. 305–332;
7.
Shakhnovich M.M. The Study of Religion in the Soviet Union // Numen: International
Review for the History of Religions. – Leiden: Brill, 1993. – Vol. 40, №1, pp. 67–81.
|