На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции / Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009

Костылев Павел Николаевич
с.н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Российское религиоведение: прошлое, настоящее, будущее.

§1. Прошлое Существует несколько точек зрения по поводу того, с какого момента отсчитывать историю российского религиоведения. Так, лекции Фридриха Макса Мюллера под названием «Религия как предмет сравнительного изучения» выходят на русском языке в 1887 году [3], а в статье «Сравнительное изучение религии» (1900) в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» [5] этнограф Лев Яковлевич Штернберг уже достаточно полно описывает развитие науки о религии (преимущественно западной) на рубеже XIX и XX веков. Начиная с 1939 года термин «религиоведение» активно входит в язык российской науки, впервые его, вероятно, вводит историк религии, профессор Московского университета Владимир Капитонович Никольский [4]. Первая монография на русском языке со словом «религиоведение» в заглавии – это «Введение в теоретическое религиоведение» профессора философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Дмитрия Модестовича Угриновича, вышедшая в 1973 году. Разумеется, история научного изучения религии в дореволюционной России и в СССР и близко не исчерпывается указанными выше работами, однако можно говорить об определенных периодах в истории российского религиоведения: 1. Вторая половина XIX – 30-е годы XX века. В это время наибольшее внимание читателя привлекают переводы религиоведческих работ западных авторов, хотя, начиная с 1920-х годов можно говорить о выработке в рамках российской науки особого понимания предмета, целей, задач и методологии научного изучения религии [см.: 2]; 2. 50е годы XX века – середина 1990-х годов. Это время активного развития различных религиоведческих дисциплин: философии религии (как религиоведческой дисциплины), истории религии, социологии религии и психологии религии [7]; 3. Середина 1990-х годов – по настоящее время. В последние 10–15 лет российское религиоведение активно развивается в научном смысле [6], к тому же в ведущих российских университетах открывается специальность и направление подготовки «Религиоведение», религиоведческие дисциплины начинают читаться в составе других специальностей. Изучение истории российского религиоведения – важная задача современной науки. Так, в проект нового государственного образовательного стандарта по религиоведению, разработанного философским факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова, включен магистерский курс «История отечественного и зарубежного религиоведения»; начиная с 2010 года, он будет преподаваться на всех кафедрах, выпускающих магистров или специалистов-религиоведов.

§2. Настоящее По состоянию на январь 2009 года, в России образование по направлению подготовки «Религиоведение» осуществляется в 37 высших учебных заведениях [1]. Ещё в шести вузах существуют религиоведческие подразделения, но образования по религиоведению в них не ведется. Помимо этого, религиоведческие предметы читаются в рамках таких направлений подготовки, как философия (философия религии), история (история мировых религий), социология (социология религии), социальная антропология (основы религиоведения), музеология (сравнительная история мировых религий), культурология (история религий), востоковедение и африканистика (религиоведение). Таким образом, те или иные религиоведческие дисциплины читаются более чем в трехстах вузах России. Интересно, что образовательный стандарт по направлению подготовки «Теология» был принят в России на основе религиоведческого стандарта, и до сих пор совпадает с ним в половине общепрофессиональных предметов.

Институционально российское религиоведческое образование может быть возведено к созданию кафедры истории и теории религии и атеизма философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в 1959 году, позже переименованную в кафедру философии религии и религиоведения (1996). С тех пор вот уже половину столетия философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и входящая в его состав кафедра философии религии и религиоведения по преимуществу определяет структуру и содержание российского религиоведческого образования за счет подготовки образовательных стандартов по религиоведению. Действующий на настоящий момент стандарт по специальности «Религиоведение» включает в себя следующие общепрофессиональные и специализированные религиоведческие дисциплины: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии, история философии, эстетические проблемы в религиоведении, религиозная этика, наука и религия, религиозная философия, история свободомыслия, современные нетрадиционные учения и культы, логика и теория аргументации, эзотерические учения, христианская теология (богословие), эволюция религии в современном мире, свобода совести, диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений и религиозная антропология. В настоящее время философским факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова подготовлены проекты образовательного стандарта следующего поколения, примерных основных образовательных программ и примерных учебных планов бакалавра и магистра религиоведения. В обязательный компонент содержания образования бакалавра-религиоведа (с осени 2010 года) добавляются такие курсы, как антропология религии и методика преподавания религиоведческих дисциплин в системе общего и начального профессионального образования. Магистр-религиовед, в свою очередь, обязан прослушать такие профессиональные курсы, как: информационные технологии в науке и религиоведческом образовании, история отечественного и зарубежного религиоведения, история религиозной философии, религия и политика, эзотерические и мистические учения.

В целом, можно уверенно утверждать, что в области религиоведческого образования Россия сегодня переживает период стабильного роста как в институциональном смысле, так и в плане возрастания объема учебной литературы, контроля качества образования и его содержательного богатства. Помимо того, что в большинстве университетских подразделений, осуществляющих религиоведческое образование, также ведутся и научные исследования, существует десять подразделений Российской Академии наук, связанных с проблематикой изучения религии1 и пять научных центров, занятых религиоведческой проблематикой2. В научном плане религиоведение, с общепринятой в России точки зрения, включает в себя следующие разделы: историю религии, социологию религии, психологию религии и феноменологию религии. Также, с точки зрения подавляющего большинства российских религиоведов, ядром религиоведческого знания является философия религии3. Для религиоведов санкт-петербургской школы значимым разделом религиоведения является антропология религии (другое название – этнография религии). Реже в состав религиоведения как науки включаются такие разделы как экология религии, география религии, 1 Группа религиеведения Центра этнополитических исследований ИАЭ РАН; группа этнической и конфессиональной картографии Центра междисциплинарный исследований ИАЭ РАН; Научный Совет по религиозно-социальным исследованиям РАН; Научный Совет РАН «Роль религий в истории»; Отдел философии и религиеведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Сектор философии религии Отдела аксиологии и философской антропологии ИФ РАН; Центр «Религия в современном обществе» Института социологии РАН; Центр истории религии и церкви в России Института российской истории РАН; Центр истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН; Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. 2 Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии; Институт религии и политики; Некоммерческое партнерство «Центр религиоведческих и социальных исследований»; Центр религиоведческих исследований «Этна»; АНО «Независимый научно-исследовательский центр». 3 Следует отметить, что и в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии, описывающей научные направления, по которым возможно получение ученых степеней кандидата и доктора наук, религиоведение относится к разделу «Философские науки», семиология религии и такие научные направления, как сравнительное или когнитивное религиоведение. 4 Первоначально: «Научный альманах “Религиоведение”».

В области научной периодики в современной России наиболее известен научно-теоретический журнал «Религиоведение», с 2001 года ежеквартально издающийся под редакцией Александра Николаевич Красникова (МГУ имени М.В.Ломоносова) и Андрея Павловича Забияко (Амурский государственный университет). Однако, это не единственное периодическое издание такого профиля. С 1982 года и по сей день издается ежегодник «Религии мира: история и современность» (РАН), с 2001 года – серия «Религиоведение» ученых записок Орловского государственного университета4. Наследником «Вопросов научного атеизма», издаваемых Академией общественных наук при ЦК КПСС с 1966 по 1989 (39 выпусков) и «Информационного бюллетеня Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС» (с 1968 года) стал журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издаваемый с 1994 года по настоящее время Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.

§3. Будущее На наш взгляд, наиболее интересные перспективы российского религиоведения связаны с развитием системы профессиональной периодики, интеграцией российских религиоведов в единое сообщество и выходом российского религиоведения в мировое религиоведческое пространство. Так, на рубеже 2008–2009 года из печати вышли ещё два периодических издания в области религиоведения: это «Вестник Российского Сообщества преподавателей религиоведения» и альманах Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова «RELIGO». Новые издания подытоживают деятельность указанных организаций за последние несколько лет и, как нам кажется, указывают на 5 Первоначально: Ассоциация исследователей религии МГУ. хорошие ресурсы развития российской религиоведческой периодики в ближайшей перспективе.

Внутри России по состоянию на сегодняшний момент сформировалось несколько разнонаправленных профессиональных религиоведческих сообществ. Российское объединение исследователей религии, возникшее в 2001 году, интегрирует научную работу специалистов в области, главным образом, государственно-конфессиональных отношений, тогда как в задачи Российского Сообщества преподавателей религиоведения, организованного в марте 2006 года, входит координация деятельности преподавателей в осуществлении и совершенствовании преподавания религиоведческих дисциплин в Российской Федерации, в частности – проведение конференций по вопросам состояния и совершенствования преподавания религиоведческих дисциплин. Конференция «Религиоведение в системе высшего образования», организованная Сообществом, прошла в декабре 2006 года; её материалы изданы в указанном выше «Вестнике».

В России также существует региональное сообщество исследователей религии – Московское религиоведческое общество, возникшее в 2004 году на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова5. В числе его целей – содействие в организации и проведении исследований в области религиоведения; содействие формированию профессионального религиоведческого сообщества; содействие профессиональной деятельности исследователей религии; налаживание научно-информационного обмена внутри профессионального сообщества исследователей религии; участие в организации и проведении конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и иных научных мероприятий, в том числе всероссийских и международных по религиоведению и смежной проблематике и, наконец, содействие в развитии всесторонних связей с российскими и международными религиоведческими организациями. 6 С мая 2006 года прошло уже шесть Круглых столов. 7 Интернет-конференция каждый год традиционно проходит с октября по декабрь (начиная с 2007).

Московское религиоведческое общество на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова за время своего существования провело более 50 научных мероприятий – от научных семинаров и публичных лекций ведущих исследователей религии России и стран Запада до Круглых столов по важным проблемам современного религиоведения6 и единственной в своем роде Международной научной интернет-конференции по религиоведению7. Результаты работы Общества за 2006 – 2007 года опубликованы в альманахе «RELIGO».

Итак, выход российского религиоведения в мировое религиоведческое пространство – одна из задач, встающих перед российскими религиоведами в самое ближайшее время. Хотя представители кафедры философии религии и религиоведения, а также Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, начиная с последнего мирового религиоведческого Конгресса в Токио (2005) и представляют Россию на конференциях Европейской Ассоциации изучения религии, нам кажется, что связи российского религиоведческого сообщества с мировым в настоящее время нуждаются в развитии и упрочении. Мы надеемся, что сложившаяся традиция совместных научных мероприятий продолжится уже в этом году и, в преддверии Религиоведческого Конгресса 2010 года в Торонто, надеемся, что обретающее себя религиоведческое общество России сможет в будущем занять достойное место в системе современной мировой науки о религии. Литература: 1. Костылев П.Н. Университетские и академические подразделения, научные центры и профессиональные ассоциации в области религиоведения в современной России // Вестник Российского Сообщества преподавателей религиоведения. Вып. 1 / Отв. За выпуск: И.Н. Яблоков; Сост. В.В. Винокуров, П.Н. Костылев. – М.: Издательство «Социально- политическая МЫСЛЬ», 2008. – С. 65–69; 2. Меньшикова Е.В. Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20-е – 30-е годы XX века // Вестник Российского Сообщества преподавателей религиоведения. Вып. 1 / Отв. За выпуск: И.Н. Яблоков; Сост. В.В. Винокуров, П.Н. Костылев. – М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2008. – С. 70–77; 3. Мюллер Ф.М. Религия как предмет сравнительного изучения / Лекции проф. Макса Мюллера. Перевод [с англ.] А.М. Гилевич. – Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1887. – 138 с.; 4. Никольский В.К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры // Тэйлор Э. Первобытная культура / Пер. с англ.; под ред., с предисл. и прим. В.К. Никольского. – М. Соцэкгиз, 1939. – С. XXVI–XXVII; 5. Штернберг Л.Я. Сравнительное изучение религии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 31 (61): София – Статика. – СПб.: 1900. Воспроизведено в: Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. – Л., 1937. – С. 179–185; 6. Kolkunova K.A., Kostylev P.N., Miroshnikov I.Y., Safronov R.O. Religious studies in Russia: Bibliographical essays // Archaeus: Studies in the History of Religion, XI-XII (2007– 2008), pp. 305–332; 7. Shakhnovich M.M. The Study of Religion in the Soviet Union // Numen: International Review for the History of Religions. – Leiden: Brill, 1993. – Vol. 40, №1, pp. 67–81.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым