На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции / Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009

Муха Ольга Ярославовна
Ассистент кафедры теории и истории культуры Львовского национального университета им. И. Франко, кандидат философских наук

Основные тенденции развития религиоведения в Западной Украине.

Состоянием на сегодняшний день, да и в перспективе, Украина является поликонфессиональным, религиозно гетерогенным государством. Западный регион Украины является одновременно самым традиционным и обладает наивысшими показателями религиозной активности. Но не смотря на такое плодотворное поле для исследований, показатели развития регионального религиеведения остаются достаточно скромными.

Так, на всю территорию, охватывающую более десяти тысяч религиозных единиц, приходиться всего пять институций, академически занимающихся вопросами религиеведения. Старейшим центром является Музей Истории Религии, созданный в начале 80-ых годов ХХ века на базе бывшего Музея религий и атеизма. Остальные начинают свою историю с 1991 года – создана кафедра теории и истории культуры Львовского национального университета имени Ивана Франко. В 1996 г. – кафедра религиеведения и теологии Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника, в 2001 г. – кафедра религиеведения гуманитарного факультета Национального университета «Острожская академия». В 2003 г. научный ряд дополнен Отделом религиеведения и межконфессиональных отношений Института социогуманитарных проблем человека Западного научного центра НАН Украины и МОН Украины, который занимается темой межконфессиональных взаимоотношений на Львовщине, их особенностей и динамики развития. Создание отдельной институции, занимающейся этим вопросом, обусловлено тем, что различие христианских конфессий воспринимается западно-украинским обществом не как конфессиональный плюрализм, с которым следует примириться и воспринимать как данность, а как «раскол, временное нарушение нормы, которое необходимо исправить» [2:163]. Дело в том, что обывательская религиозность украинца – феномен очень аморфный и неопределенный, а варианты, где государство либо какое- нибудь официальное учреждение брало бы на себя роль «направляющей» наталкиваются на демократичность законодательства и обусловленность традиционного сознания.

Среди тенденций «классического» западно-украинского религиеведения заметна определенная дистанцированность от философии религии, вызванная либо чрезмерной ангажированностью в теологии, либо частными методологическими увлечениями. Исследователи скорее занимаются накоплением фактов и их интерпретаций, выдержками из истории конфессий и верований, изучением текстов, доктрин, практик и т.д. Основная проблема состоит в том, что утрачивая вкус к философскому языку, религиеведение теряет свойство целостной теории, превращаясь в набор фрагментарных исследований, вызванных либо методологической модой, либо субъективным интересом.

Однако существующая склонность к пограничным исследованиям на грани с культурологией и социологией во многом компенсирует данный изъян, включая в проблемное поле соответствующую категориальную базу, и подает надежды для перспектив развития именно в данном религиозно- культурологическом и социологическом направлении. Среди проблем, которые характеризируют особенности динамики религиеведения в Западной Украине, следует учитывать следующие:

Склонность к историзму: анализу проблем и событий прошлого, их причинно-следственных связей, вне основательного практического применения результатов в контексте актуальных проблем сегодняшней религиозной реальности. Помимо частной исследовательской тенденции, следует заметить, что единственный в западной Украине Специализированный совет с правом проведения защит диссертаций по специальности 09.00.02 «Религиеведение», находящийся в Остроге, присуждает научную степень кандидата исторических наук. Наиболее плодотворными в исторических исследованиях религии являются представители именно Острожской школы – С. Жилюк, П. Кралюк). Эта склонность к историческим анализам и описательности с одной стороны является существенным методологическим недостатком, но с другой – задает основы создания мощной историко-религиозной школы, центры которой уже представлены Львовом и Острогом. В синтезе с традиционно высоким уровнем владения классическими и европейскими языками, такой подход достаточно успешен в своих результатах. Однако следует отметить и практически полную изоляцию от комплексного изучения истории религий Востока, что в первую очередь связано с языковым барьером.

Ангажированность в христианской тематике: даже одиночные исследования восточных культурно-религиозных феноменов совершаются сквозь призму христианского мировоззрения и не могут претендовать на выход за рамки субъективизма и самого исследователя, и западноевропейской философской парадигмы мышления в целом. Хотя удобное геополитическое положение, определяющее пограничность мышления, позволяет успешно синтезировать западные и восточные исследовательские парадигмы, создавая если не методологически непредвзятую, то по крайней мере оригинально- альтернативную точку зрения. Строго говоря, христианство в Украине, христианство в России и христианство в Европе – достаточно различные феномены, что отражается и в исследовательской практике.

Методологическое несовершенство актуальных исследований. К примеру, социология религии движется вперед лишь благодаря нескольким персоналиям (С. Боруцкий, Н. Мадей), занимающимся одновременно как эмпирической практикой, так и аналитическим осмысливанием теоретических проблем дисциплины. Как считают представители компании «Юкрейниан социолоджи сервис», социологические исследования религии в Украине в последнее десятилетие носят достаточно спорадический характер, а их методология и методика обоснованы недостаточно четко. Поэтому, указывает Н. Мадей, часто результаты эмпирических исследований относительно конфессиональной и церковной идентификации расходятся не на 2-3% погрешности, как это свойственно иным отраслям социологии, а достаточно серьезно. И это касается не только полупрофессиональных или ограничено территориальных исследований, но и всерегиональных. По мнению социологов, такие существенные расхождения – результат не погрешности эмпирических исследований, а скорее ложных методологических подходов, которые руководствуются принципами почти тотальной религиозности населения западной Украины, конфессиональной определенности практически всех верующих, одинаковой структуры конфессиональной принадлежности номинативных и реальных верующих [2]. Аналогичным образом, западно-украинское религиеведение в сфере исследований христианства чаще всего пользуется терминологией теологии (А. Васькив, Л. Васькив, В. Гаюк, С. Кияк, В. Маринюк), что объясняется продолжительной традицией развития богословия и теологии.

Проблема создания дискуссионного поля: выбирая тематику для последующей работы, исследователи как бы «бронируют» ее под себя и свою собственную методологию, в последствии все, кто включается в данное тематическое поле, следуют уже устоявшейся традиции одной или нескольких персоналий, тем самым создавая единственное смысловое поле, в котором нет места для контроверсийных, оппозиционных или просто критических замечаний. В большой мере это объясняется традиционностью и склонностью к уважению опыта, свойственным западному региону Украины. Но тем самым эта особенность вызывает закостенение в развитии данной тематической отрасли. Работающие в одной тематике исследователи зачастую оказываются неспособными спорить в рамках своей компетенции. Вполне закономерно, что вне открытой внешней дискуссии разработка терминологии не движется.

Недвижимость тематики: анализируя тематический состав изданий религиеведческого характера (журналов и регулярных сборников научных статей), несложно заметить всего пять главенствующих тем: 1) история украинской православной, католической и Греко-католической церкви; 2) проблема религиозной идентификации; 3) религиозное образование; 4) межрелигиозный диалог и экуменическое движение; 5) анализ исторических персоналий. Одновременно, вне внимания исследователей остаются проблемы философии, феноменологии и психологии религии, игнорируются актуальные проблемы сегодняшней религиозной реальности. Именно поэтому особняком стоят исследователи, работающие вне устоявшейся схемы, избирающие выходящие из контекста темы: В. Бодак (Дрогобыч) – обрядовость, М. Маринович, О. Муха, А. Юраш, (Львов) – современные религиозные процессы, А. Васькив, М. Шмигельский (Львов) – особенности современной религиозной духовности и сектология. Одно из самих постоянных и значимых ежегодных событий – конференция «История религий в Украине», собирающая большинство западноукраинских специалистов в разных областях осмысления религии. По результатам исследований и обсуждений издается одноименный сборник научных статей, который во многом является показательным. Так, за последние пять лет существенно изменилась его тематическая структура: можно наблюдать сокращение количества докладов аналитического, философско-религиозного характера, тематика же, касающаяся сакрального искусства и описания сакральных памятников существенно увеличилась в объемах – от 12% до почти 25% общего текста. Вообще не поднимаются вопросы разработки терминологии и крайне редко – методологии религиеведения. Другой сборник научных публикаций, «Религиеведческие студии», издаваемый Львовским национальным университетом имени

И. Франко, также демонстрирует интерес к религиозной философии персоналий прошлого, национально-религиозному контексту и крайне ограниченное обращение к общетеоретическим вопросам. Резюмируя, утверждаем, что западно-украинское религиеведение находиться на эмпирическом этапе развития, и до уровня теоретического или аналитического – еще несколько десятилетий настойчивого и плодотворного труда. Но в данном контексте не стоит говорить о деградации – учитывая стартовые условия развития, для научной дисциплины 18 лет – еще не совершеннолетие.

Упомянутые проблемы и особенности являются ответом на происходящие в западно-украинском обществе процессы – ограниченное количество исследователей имеет дело с неограниченным количеством происходящих изменений и в состоянии лишь регистрировать и описывать, а не аналитически обрабатывать. Можно утверждать, что историко- религиозные исследования проводятся на достаточно высоком уровне, традиции анализа фактического материала, в особенности, что касается развития украинской Греко-католической и Католической церквей, позволяют утверждать, что мы имеем дело с формированием историко- религиозной школы Львов-Острог. Иные же секторы религиеведческой науки представлены исключительно отдельными персоналиями. В результате в западной Украине сложилась достаточно уникальная ситуация: религиеведческое лицо региона определяется не государственной доктриной или целенаправленной политикой научной элиты, а самовозрождающимися процессами взаимотолеранции нескольких религиоведческих групп и персоналий, их взаимоигнорированием и непересечением интересов.

Литература 1. Історія релігій в Україні.

2. Мадей Наталя. Феномен конфесійної ідентичності в українському суспільстві. // Духовність. Культура. Нація. Збірник наукових статей. Випуск 4. – Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2009. – с. 158-165.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым