Святые Мефодий и Кирилл
в богослужениях Византийской и Римской традициях
Сложно, и даже почти невозможно точно установить дату, когда Святые Кирилл и Ме-фодий стали воспоминаться в богослуженях в Риме и Константинополе.
Но с уверенностью можно сказать, что вскоре после кончины братьев (Кирилл почил 14 февраля в Риме, а Мефодий через 16 лет, 6 апреля 885 года в Велера, Моравии) слава об их свя-тости возросла так, что " глас народа", сливаясь с "гласом Божиим", опередил "глас Церкви", волей которого празднование памяти святых и вошло в литургический календарь (14 февраля по Византийскому) с соответствующими дополнениями в богослужебных текстах.
Итак, было бы нормально, что почитание двух братьев, рожденных в Фессалоникии (Мефодий в 812 г.,а Константин – Кирилл в 826 ), имело место в Константинополе, и не так очевидно, чтобы это было в Риме, где они побывали всего два раза, в 867 и 880 гг.
Все же известность в Риме обоих братьев " пришедших с Востока" объясняется прежде всего тем фактом, что отвечая на приглашение Папы Николая I, Мефодий и Кирилл пришли к нему "не с пустыми руками ". Действительно, в 867 году они подарили его приемнику Папе Ад-риану II славные и драгоценные мощи Святого Климента Римского (третьего последователя Святого Петра ), принявшего мученическую кончину в Херсонесе, и место захоронения которо-го св. Кирилл обнаружил за 6 лет до своего визита к Папе. Для обоих братьев это был наилуч-ший способ появиться в Риме, и Папа Адриан II благословил их книги на древнеславянском языке и поместил их в церкви Сэнт Мари Мажер, дав тем самым согласие на совершение бого-служения на славянском языке.
Другая причина, по которой оба брата были "приняты" римлянами, это поучительная кончина Кирилла, внезапно заболевшего и перенесшего это последнее испытание с невероят-ной стойкостью и смирением. Умирая, он обратился к Богу с горячей молитвой за укрепление и единство Церкви: ''Умножь, Господи, чад Церкви Твоей, и да в Единстве пребудут. Собери на-род Твой избранный и сохрани его в православном вероисповедании, научая сердца их закону Твоему ".
Наконец, в 880 году Папа Иоанн VIII активно высказывается в пользу Мефодия, ставше-го архиепископом Сириумским (Stremska Mitrovika), в своем архипастырском письме "Industriae Tuae'', подтверждая обоснованность совершения богослужения на славянском языке: " Наш брат, благочестивый и правоверный Мефодий, совершил апостольское благодеяние. Все области, населенные славянским народом, вверены в его руки самим Богом и Апостолами, по сему, будет изгнан тот, кто будет поносить его, и назовется праведным тот, кто признает его святым".
Такая решительная и однозначная позиция Римского Иерарха в конфликте, который противопоставлял Мефодия князю Великой Моравии Святополку, но также и непреклонным приверженцам латыни в Риме, и греческого — в Константинополе, укрепила силу духовной связи, которая отныне будет объединять Рим с двумя братьями, Славянскими Апостолами.
С тех пор почитание свв. Мефодия и Кирилла не было ограничено ни Византией, стра-ной, где они родились, ни Моравией, местом их апостольского служения, но распространилось также, начиная с Рима, на весь христианский мир, как на Восток, так и на Запад, являясь тем самым реальной связующей нитью между этими двумя традициями Церкви. Во времена, когда святцы местных Церквей редко содержали в себе имена "иностран-ных" святых, за исключением имен апостолов, мучеников, Отцов Церкви, такое "кафоличе-ское", вселенское значение этих двух святых IX века заслуживает особого внимания. Более то-го, этот период явился предвестником болезненного распада, начавшегося при Патриархе Фо-тии (858 – 886 ) и продолжавшегося до 1054 года.
Однако, эти конфликты между теми, кто "наверху ", не имели, к счастью, никаких отри-цательных последствий ни на постоянство и единодушие литургической молитвы, ни на на-божность народа, ни на почитание Мефодия и Кирилла во всем христианском мире.
* * *
Римские богослужебные тексты на латинском языке на день празднования памяти свв. Кирилла и Мефодия (7 июля) намного лаконичнее, чем тексты византийского богослужения (11 мая) на церковно – славянском языке. Однако, в обоих случаях отражены особенности жизни и наследия этих святых.
Ранг " исповедников веры", в который они возведены, совершенно соответствует их про-тивостоянию многочисленным препятствиям, которые они встречали со стороны противников Церкви в своем непрерывном миссионерском служении, но особенно, увы, со стороны своих собратьев, которые принадлежали к лону той же Церкви и должны были бы оказывать им со-действие, а не препятствовать совершению их миссии.
Также чин "верховные" /следуя самому происхождению слова / правомерно соответству-ет тому, что они находили силы в течении всей своей жизни быть "строителями мостов" между христианами Востока и Запада и, в конечном итоге, между Богом и людьми.
Тексты римских богослужений подчеркивают роль проповедей, которые произносили Вероучи-тели, чтобы" привести славянский народ к Свету и к знанию и пониманию Слова Божия ". Они получили от неба "дар открывать сердца и дар делать язык ключом к Царствию Небесному ".
Наконец, эти тексты подчеркивают усердие святых, прилагаемое к сохранению единства Церкви, к тому, чтобы "сохранить паству верных и утвердить в православии и единомыслии ", так как это единство есть не завершение, но начало Евангельской проповеди. Это подтвержда-ют слова молитвы: "Бог, приведший славянские народы к Свету, через Святых братьев Кирилла и Мефодия, сподоби наши сердца к уразумению мудрости слова Твоего и укрепи нас в вере, чтобы наше единство стало проповедью Евангелия".
* * *
Тексты византийского богослужения посвящены "Святым Равноапостольным Учителям Сло-венским Мефодию и Кириллу ". Они прославляют исключительные миссионерские достоинства этих Апостолов и Вероучителей, благодаря которым " славянские народы были укреплены ис-тинной вере и братском согласии ", становясь, таким образом, "истинными творцами мира для всех людей ". Сила их веры позволила им нести Свет Христов своим братьям, " пребывающим в темноте ", "просвещая Святым Крещением и Божественными Тайнами ". Именно Святая Трои-ца является источником и завершением, альфой и омегой их духовной жизни и их апостольско-го служения. Будучи "монахами – миссионерами", им было не легко совмещать активные дей-ствия и созерцательную молитву, но им удалось достигнуть гармонии благодаря единой и не-раздельной любви к Богу и к своим братьям.
Наконец, объединяя все нации и все культуры, их миссия имеет вселенские масштабы. Они терпели за это гонения, страдания и преследования. Церковь также почитает их как истин-ных исповедников веры, которые были гонимы и претерпевали страдания ради того, чтобы со-хранить единство веры, оказывая уважение к присутствующим различиям в культуре, богослу-жебных и языковых традициях. Удивительно, что даже в начале тягостного разделения смирен-ное апостольское служение обоих братьев, благодаря людским молитвам, оказывало до наших дней благоприятное влияние, тогда как канонические единства, отношения, "мосты" были практически разрушены.
Непрестанные молитвы, возносимые к небу на Востоке и на Западе в течении 12 веков, не формируют ли невидимый, но прочный "духовный мост", призванный явно свидетельство-вать о "Церковном Явлении", так горячо возглашаемом Христом "Да будут все едино... да уве-рует мир !" (Ин. 17/21)?
|