На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

о.Бернард Дюпир
директор франко – русского культурного центра AUX DEUX OURS (Франция).

Святые Мефодий и Кирилл в богослужениях Византийской и Римской традициях

Сложно, и даже почти невозможно точно установить дату, когда Святые Кирилл и Ме-фодий стали воспоминаться в богослуженях в Риме и Константинополе. Но с уверенностью можно сказать, что вскоре после кончины братьев (Кирилл почил 14 февраля в Риме, а Мефодий через 16 лет, 6 апреля 885 года в Велера, Моравии) слава об их свя-тости возросла так, что " глас народа", сливаясь с "гласом Божиим", опередил "глас Церкви", волей которого празднование памяти святых и вошло в литургический календарь (14 февраля по Византийскому) с соответствующими дополнениями в богослужебных текстах. Итак, было бы нормально, что почитание двух братьев, рожденных в Фессалоникии (Мефодий в 812 г.,а Константин – Кирилл в 826 ), имело место в Константинополе, и не так очевидно, чтобы это было в Риме, где они побывали всего два раза, в 867 и 880 гг. Все же известность в Риме обоих братьев " пришедших с Востока" объясняется прежде всего тем фактом, что отвечая на приглашение Папы Николая I, Мефодий и Кирилл пришли к нему "не с пустыми руками ". Действительно, в 867 году они подарили его приемнику Папе Ад-риану II славные и драгоценные мощи Святого Климента Римского (третьего последователя Святого Петра ), принявшего мученическую кончину в Херсонесе, и место захоронения которо-го св. Кирилл обнаружил за 6 лет до своего визита к Папе. Для обоих братьев это был наилуч-ший способ появиться в Риме, и Папа Адриан II благословил их книги на древнеславянском языке и поместил их в церкви Сэнт Мари Мажер, дав тем самым согласие на совершение бого-служения на славянском языке. Другая причина, по которой оба брата были "приняты" римлянами, это поучительная кончина Кирилла, внезапно заболевшего и перенесшего это последнее испытание с невероят-ной стойкостью и смирением. Умирая, он обратился к Богу с горячей молитвой за укрепление и единство Церкви: ''Умножь, Господи, чад Церкви Твоей, и да в Единстве пребудут. Собери на-род Твой избранный и сохрани его в православном вероисповедании, научая сердца их закону Твоему ". Наконец, в 880 году Папа Иоанн VIII активно высказывается в пользу Мефодия, ставше-го архиепископом Сириумским (Stremska Mitrovika), в своем архипастырском письме "Industriae Tuae'', подтверждая обоснованность совершения богослужения на славянском языке: " Наш брат, благочестивый и правоверный Мефодий, совершил апостольское благодеяние. Все области, населенные славянским народом, вверены в его руки самим Богом и Апостолами, по сему, будет изгнан тот, кто будет поносить его, и назовется праведным тот, кто признает его святым". Такая решительная и однозначная позиция Римского Иерарха в конфликте, который противопоставлял Мефодия князю Великой Моравии Святополку, но также и непреклонным приверженцам латыни в Риме, и греческого — в Константинополе, укрепила силу духовной связи, которая отныне будет объединять Рим с двумя братьями, Славянскими Апостолами. С тех пор почитание свв. Мефодия и Кирилла не было ограничено ни Византией, стра-ной, где они родились, ни Моравией, местом их апостольского служения, но распространилось также, начиная с Рима, на весь христианский мир, как на Восток, так и на Запад, являясь тем самым реальной связующей нитью между этими двумя традициями Церкви. Во времена, когда святцы местных Церквей редко содержали в себе имена "иностран-ных" святых, за исключением имен апостолов, мучеников, Отцов Церкви, такое "кафоличе-ское", вселенское значение этих двух святых IX века заслуживает особого внимания. Более то-го, этот период явился предвестником болезненного распада, начавшегося при Патриархе Фо-тии (858 – 886 ) и продолжавшегося до 1054 года. Однако, эти конфликты между теми, кто "наверху ", не имели, к счастью, никаких отри-цательных последствий ни на постоянство и единодушие литургической молитвы, ни на на-божность народа, ни на почитание Мефодия и Кирилла во всем христианском мире.

* * *

Римские богослужебные тексты на латинском языке на день празднования памяти свв. Кирилла и Мефодия (7 июля) намного лаконичнее, чем тексты византийского богослужения (11 мая) на церковно – славянском языке. Однако, в обоих случаях отражены особенности жизни и наследия этих святых. Ранг " исповедников веры", в который они возведены, совершенно соответствует их про-тивостоянию многочисленным препятствиям, которые они встречали со стороны противников Церкви в своем непрерывном миссионерском служении, но особенно, увы, со стороны своих собратьев, которые принадлежали к лону той же Церкви и должны были бы оказывать им со-действие, а не препятствовать совершению их миссии. Также чин "верховные" /следуя самому происхождению слова / правомерно соответству-ет тому, что они находили силы в течении всей своей жизни быть "строителями мостов" между христианами Востока и Запада и, в конечном итоге, между Богом и людьми.

Тексты римских богослужений подчеркивают роль проповедей, которые произносили Вероучи-тели, чтобы" привести славянский народ к Свету и к знанию и пониманию Слова Божия ". Они получили от неба "дар открывать сердца и дар делать язык ключом к Царствию Небесному ". Наконец, эти тексты подчеркивают усердие святых, прилагаемое к сохранению единства Церкви, к тому, чтобы "сохранить паству верных и утвердить в православии и единомыслии ", так как это единство есть не завершение, но начало Евангельской проповеди. Это подтвержда-ют слова молитвы: "Бог, приведший славянские народы к Свету, через Святых братьев Кирилла и Мефодия, сподоби наши сердца к уразумению мудрости слова Твоего и укрепи нас в вере, чтобы наше единство стало проповедью Евангелия".

* * * Тексты византийского богослужения посвящены "Святым Равноапостольным Учителям Сло-венским Мефодию и Кириллу ". Они прославляют исключительные миссионерские достоинства этих Апостолов и Вероучителей, благодаря которым " славянские народы были укреплены ис-тинной вере и братском согласии ", становясь, таким образом, "истинными творцами мира для всех людей ". Сила их веры позволила им нести Свет Христов своим братьям, " пребывающим в темноте ", "просвещая Святым Крещением и Божественными Тайнами ". Именно Святая Трои-ца является источником и завершением, альфой и омегой их духовной жизни и их апостольско-го служения. Будучи "монахами – миссионерами", им было не легко совмещать активные дей-ствия и созерцательную молитву, но им удалось достигнуть гармонии благодаря единой и не-раздельной любви к Богу и к своим братьям. Наконец, объединяя все нации и все культуры, их миссия имеет вселенские масштабы. Они терпели за это гонения, страдания и преследования. Церковь также почитает их как истин-ных исповедников веры, которые были гонимы и претерпевали страдания ради того, чтобы со-хранить единство веры, оказывая уважение к присутствующим различиям в культуре, богослу-жебных и языковых традициях. Удивительно, что даже в начале тягостного разделения смирен-ное апостольское служение обоих братьев, благодаря людским молитвам, оказывало до наших дней благоприятное влияние, тогда как канонические единства, отношения, "мосты" были практически разрушены. Непрестанные молитвы, возносимые к небу на Востоке и на Западе в течении 12 веков, не формируют ли невидимый, но прочный "духовный мост", призванный явно свидетельство-вать о "Церковном Явлении", так горячо возглашаемом Христом "Да будут все едино... да уве-рует мир !" (Ин. 17/21)?




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым