|
ЦЕЛИТЕЛЬ, ИСПОВЕДНИК И УЧЕНЫЙ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
«Много людей недоумевает, как я мог, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, стать праведником Евангелия Христова… Думающие так, глубоко ошибаются, что невозможно совместить науку и религию… Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих, просящих у меня благословения».
Святитель Лука
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, он решил посвятить себя только тому, что полезно для страдающих людей, и избрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался практикой и теоретическими исследованиями в области медицины. В 1908 г. доктор В. Ф. Войно-Ясенецкий приступил к анатомическим исследованиям и опытам с инъекциями окрашенной желатины на трупах. Вскоре ему удалось найти простой и верный способ инъекции к седалищному нерву у самого выхода его из полости таза, что до него считалось вряд ли разрешимой задачей. Он же разработал способ инъекции к срединному нерву и регионарной анестезии всей кисти руки. В 1916 г. он защитил докторскую диссертацию о регионарной анестезии. В 1920 гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвовал в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником», — он воспринял как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем святого апостола, евангелиста и врача Луки. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был тайно рукоположен в епископа. С этого момента начался его крестный исповеднический путь. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили усердие святителя в исполнении архипастырского долга и во врачебном служении людям. Будучи в третьей ссылке, уже в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности. Врачебную деятельность, архипастырское служение Архиепископ Лука совмещал с научной работой. Его перу принадлежат «Очерки гнойной хирургии», являющиеся настольной книгой многих хирургов. Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 г. в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
Для правильного понимания проблемы взаимоотношения медицины и религии нельзя оставить в стороне личность и образ жизни такого человека, как святитель Лука, соединившего в своих руках крест и скальпель, религию и науку. Всей своей жизнью и практической деятельностью выдающегося врача-хирурга он доказал тот факт, что наука и религия соприкасаются и пересекаются, но не опровергают одна другую. Во-первых, каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира, во-вторых, о самой важной истине религии (бытии Бога) наука ничего отрицательного сказать не может. Но ее развитие говорит о том, что она приближает мысль человека-ученого к Богу и тем самым становится союзницей религии [2].
Что значит болезнь для того, кто болен? Почему болезнь, поражая тело, так или иначе затрагивает и душу человека? Остановимся на труде святителя Луки «Дух, душа и тело», где рассматривается вопрос о душе и духе человека, о его сердце. «Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным мозгом и спинным мозгом… Мало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне ясно, что они глубоко важны и многосторонни. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности» [1]. Святитель считал сердце не только центральным мотором кровообращения, но и важнейшим органом чувств и, будучи священником, рассматривал сердце как орган общения человека с Богом, как орган высшего познания.
Интересны рассуждения Луки «о духе и мозге»: «кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важное раздражение, исходящее из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира» [1]. Именно этим святой Лука объясняет ясновидение, сообщение мысли от одного человека мыслям других людей, сладостный поток, исходящий от любви матери к ребенку, от супруга к горячо любимой жене, от любви человека к Богу. «Любовь творит. Всесозидающим и всепоглащающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана Вселенная» [1].
Святитель Лука всю свою жизнь пытался дать ответ на вопрос: как соотносятся между собой дух, душа и тело? Душу человека он понимал как «совокупность органических ощущений, получаемых от своего тела, восприятий, получаемых его органами чувств, всю совокупность воспоминаний…», которые формируют личность человека. Глубочайшую же «сущность человеческого существа» он сводил к божественному: «О Боге радуется, Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей» [1]. Как известно, материалисты сводят все проявления психики к процессам, происходящим в головном мозге. В значительной мере это верно. Но общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты, метод лечения многих болезней.
Более того, жизнь духа связана со всей нервно-психической деятельностью человека. Согласно учению святителя Луки, в нашем духе отпечатываются все наши мысли и чувства — все то, что происходит в нашем феноменальном сознании. Это нечто иное, чем те следы и отпечатки в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память. Однако объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах совершенно не удовлетворяет святителя Луку. Хотя нервные клетки не размножаются и не заменяются новыми, тем не менее, в них происходит беспрерывный обмен и смена молекул. Поэтому кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. Таким субстратом Лука считал дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты.
Интересна мысль святителя Луки о бессмертии: «бессмертный дух праведников, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом, мрачный же дух злодеев в постоянном общении с дьяволом будет вечно мучаться своим отчуждением от Бога» [1].
В заключении хотелось бы отметить, что на жизненном пути нам встречаются два типа людей: одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Святитель Лука Войно-Ясенецкий — один из тех, кто сумел найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа, кто сумел доказать, что к такой гармонии должен стремиться каждый человек.
Литература
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий В. Ф.) Наука и религия / Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Ростов-на-Дону. 2001. 320 с.
- Бенедиктов, И. Совесть, грех и болезни человека / И. Бенедиктов.
- Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины (основное богословие) / А. И. Осипов. М. 1999. 384 с.
- Церковь и медицина: на пороге третьего тысячелетия. Минск. 1999. 192 с.
Источник: Кузьменкова Н.В. Целитель, исповедник и ученый Лука (Войно-Ясенецкий). // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.
|