|
ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВА
МЕДИЦИНЫ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Изучением себя в рамках биологии, физиологии, анатомии, психологии, педагогики и медицины человек занимается не одну сотню лет. Однако история такого изучения с помощью естествознания не дает целостного представления о человеке. Знания о нем все более и более дробятся и становятся все более похожими на сложную и запутанную мозаику, которую некому собрать в целостную и величественную картину созданную Творцом. И все это потому, что человек как творение Божие в самом себе удивительно соединяет два мира - материальный видимый и нематериальный невидимый. Именно в непонимании этой двухмерности человеческого устроения и заключена недостаточность и искажение научного поиска по всеобъемлющему изучению Homo sapiens (Человека разумного).
Однако обращение исследователя к христианской антропологии (антропос - человек; логос - слово, учение: христианская наука о человеке), в основе которой лежит Священное Писание (Библия) и Священное Предание (Писания Святых Отцов), все исправляет.
В «Беседах на Шестоднев» Святитель Василий Великий - богослов, философ и врач размышляет: «В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Изумительность мысли связывает у меня слово…». Почему библейская мысль о создании Богом «неба» - духовного мира или мира ангельских духов и «земли» - материального мира или мира вещества так поразила Вселенского учителя? Как один из образованнейших людей своего времени, он видел невозможность полноты знания естественнонаучной мудрости «не знавших Бога» и как имевший Божественную Благодать предвидел, что ни одно их учение не может быть твердым и непоколебимым: «потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее».
По замыслу Творца существование мира материального и мира духовного предполагает и различные методы их изучения. Мир вещественный познается научным исследованием, логикой, экспериментом. Для этого и существует наука, научные труды, научные лаборатории и институты.
Мир невидимый познается опытно путем приближения человека к Богу. Это исследование духовного мира называют «невидимой бранью». Оно связано с самопознанием и самоисправлением по заповедям Божиим и каждый исследователь должен пройти его самостоятельно. Для этого и существует христианская аскетика, Библия и творения Святых отцов, монашеские кельи и монастыри. Эти два подхода особенно важны при изучении человека, который имеет и душу, и тело.
Доказательствами наличия души в человеке насыщено все библейское повествование, но особенно яркими являются евангельские примеры возвращения души в тела дочери Иаира, Лазаря Четверодневного, праведной Тавифы. Из жития Святых известны случаи возврата в тела душ семи Эфесских отроков, путешествие в рай и возвращение в тело души Андрея Христа ради юродивого. Подобный внетелесный опыт имел и Первоверховный Апостол Павел.
Многим из сегодняшних ученых-скептиков эти сведения могут показаться выдумкой. Но ведь подобное происходит и сегодня. Ни один честный исследователь не отбросит ниже приведенные факты.
Американский ученый, врач и психолог Раймонд А. Муди в 1975 году опубликовал книгу «Жизнь после жизни», в которой проанализировал сто пятьдесят описаний опыта близости смерти и лично опросил около пятидесяти людей перенесших клиническую смерть в возрасте от 3 до 75 лет. На основе этих данных он выделил характерные с большим постоянством повторяющиеся элементы опыта смерти в виде выхода души из телесной оболочки с последующим возвращением в нее после клинической смерти. Эти состояния Муди назвал «околосмертным» опытом.
Подобный опыт возвращения души в тело после смерти можно найти в книге Юрия Воробьевского «Путь в апокалипсис: Точка омега». В 1982 году жительница Туапсе Валентина Романова в течение нескольких часов после автомобильной аварии телом находилась в реанимации, а душой поднималась по Лестнице Жизни, видела вечные мучения… (статья «Я была в гостях у смерти»).
Но наиболее впечатляющий опыт посмертной жизни описан в сборнике игумена Петра (Бирюкова) «Сущность Христианства». Это случай произошедший в 1964 году с жительницей города Барнаула Клавдией Никитичной Устюжаниной, которая умерла во время операции по поводу рака кишечника в присутствии профессора хирургии, трех ассистентов и семи студентов. Клавдия Устюжанина видела Богородицу, Ангела-Хранителя, разговаривала с Господом. Она была мертвой трое суток, родственникам выдали справку о смерти, малолетний сын был определен в детский дом, профсоюз и администрация уже приготовили все необходимое к погребению. Но через трое суток Клавдия Устюжанина была возвращена в свое тело, которое находилось в морге.
Регистрация смерти в медицинских учреждениях и продолжение жизни личности после нее являются неопровержимым доказательством наличия у человека бессмертной души.
Это полностью согласуется с христианской антропологией, которая между тем описывает трехсоставность человека: дух, душу и тело.
Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7) то есть из материального вещества, которое должно возвратиться в землю. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.
Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу. Все движения души принято разделять на три вида: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Дух стоит над телом и душой, выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух в человеке проявляется в трех видах: Голос Божий, Страх Божий и Жажда Бога.
Голос Божий по-другому называют совестью. Совесть - это совместная весть от Бога, данная всем людям независимо от их расы, национальности, возраста и пола. Каждый человек знает, что такое добро и зло; правда и ложь; хорошо и плохо. Совесть это духовный компас в душе человека, который безошибочно показывает, что право и что неправо, и понуждает человека исполнять правое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Нередко человек игнорирует укоры своей совести и таким образом портит, а иногда и вовсе теряет ее.
Страх Божий заключен в том, что каждый нарушитель совести знает о наказании за оскорбление любви Божией. Удаляющий себя от Любящего Отца попадает под власть зла. Духовные люди боятся оскорбить любовь Бога к себе. Люди безбожные не знают такой боязни, но их дух также чувствует ее.
Жажда Бога также свойственна каждому человеку. Но одни ищут Бога в таинственных явлениях природы, в другие - загадках науки, третьи - в непознанных явлениях души. И, как показывает практика, постепенно каждый истинно жаждущий находит Отца Небесного. Кроме того человек был создан для наслаждения, но наслаждения духовного, которое возможно только в Боге. Его не могут заменить наслаждения душевные и материальные. Ни работа, ни богатство, ни супружество, ни путешествия, ни обладание всем миром не дают человеку успокоения. Только душа познавшая Бога утоляет свою жажду и продает все, что имеет ради этой «драгоценной жемчужины» (Мф.13, 46).
Таким образом, гармония трехсоставности человека заключается в том, что дух, стремящийся к счастливой вечной жизни, к Богу, должен руководить душой в этом стремлении, а душа, управляя телом, обеспечивать правильные действия в материальном мире. И человек, как корабль с парусом-духом, ладьей-душой, килем-телом плывет в неспокойном море бытия. Парус такого корабля наполнен Божественным Дуновением, и курс его верен и устойчив.
Но после грехопадения человек потерял гармонию своего устроения. Поэтому сейчас можно видеть душевных людей, которые живут в поисках эмоциональных наслаждений. Встречаются и телесных люди, у которых все подчинено потребностям и удовольствиям тела. У таких «духовное плавание» происходит в перевернутом состоянии: вниз парусом, вверх килем. И уже не дух руководит человеком, а тело командует и душой, и духом, не слушая Божественных Дуновений, а плывя без толку по воле изменчивых и опасных подводных течений.
Лучшие умы и сердца человечества посвящали свои жизни поиску путей для возвращения совершенства и гармонии человека. Не перечесть всех подвижников духа, трудами которых мы пользуемся сегодня. Но лишь немногие из них пытались познавать человека духовным и научным методами. Одним из тех, кто реально занимался христианской антропологией, был талантливый ученый, профессор хирургии, живописец, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Его глубокие научные познания и духовный опыт позволили впервые открыто поставить задачу изучения человека одновременно в рамках двух измерений - материального и нематериального. В своей работе «Дух, душа и тело» святитель и врач дерзновенно призывает ученых к обязательному изучению таинственной духовной составляющей человека.
Трудами академика И. П. Павлова была раскрыта роль центральной нервной системы в жизнедеятельности тела и души человека. Павлов как человек верующий понимал ошибочность представлений исследователей-атеистов о том, что источником психических функций человека является головной мозг, что мысль рождается в процессе электрохимического возбуждения нейронов, что хранилище памяти сосредоточено в височных долях коры головного мозга, что чувства и эмоции рождаются в лимбической системе. Этот обман до сих пор преподносится как высшее достижение научной мысли и в учебной литературе, с помощью которой вводится в заблуждение не одно поколение медиков, психологов, и педагогов.
Свидетельства людей переживших смерть полностью подтверждают христианские представления о том, что источником психических функций является душа человека, что мысли рождаются в душе, что память, чувства и ощущения являются сокровищами души. Ведь после смерти мозга и тела способность мыслить, запоминать, ощущать, переживать, видеть, слышать и обонять сохранялась. Единственными потерями души в этом состоянии являются - отсутствие тактильного чувства и свободной воли.
Таким образом, многочисленные факты свидетельствуют о правоте христианской антропологии, стержнем которой является знание о двойственности человеческой природы, о том, что у человека есть дух, душа и тело. Христианская антропология однозначно утверждает, что психические функции - это функции души, а не тела и, что особенно важно, влияние на эти функции может оказывать мир невидимый, мир духовный.
По учению Православной Церкви болезни души связаны с вредоносным влиянием на душу со стороны духов злобы. Такое духовное насилие становится возможным, если человек не соблюдает заповедей Божиих, то есть живет греховно.
Христианское мировоззрение дает гармоничное и полное представление о соотношении духовного и материального в человеке. Именно поэтому наиболее удивительные открытия о тайнах психических процессов сделаны православными учеными и глубоко верующими людьми, среди которых академики И. П. Павлов и А. А. Ухтомский, святитель и профессор Лука Войно-Ясенецкий, академик В. А. Вейник. Изучение их трудов дает более четкое представление о роли головного мозга в психической деятельности человека.
Академик В. А. Вейник называет головной мозг «биологическим компьютером», на котором душа «работает» всю жизнь. С помощью этого компьютера осуществляется связь души с внешней и внутренней средой.
По И. П. Павлову информацию из внешней среды душа получает при участии корковых центров зрительного, обонятельного, вкусового, слухового и сенсорного анализаторов, расположенных в затылочных, височных и теменных долях коры головного мозга. «Двигательные желания» души осуществляются за счет возбуждения нейронов моторной зоны лобной области и передачи командных сигналов к мышцам для совершения двигательных актов. Автоматические движения душа инициирует за счет подкорковых ганглиев экстрапирамидной системы.
Для связи с внутренней средой (своим телом) душа использует вегетативную нервную систему, которая всю жизнь работает автономно, независимо. Ее задача - сохранение внутреннего постоянства организма и телесного здоровья за счет поддержания питания в соответствии с потребностями. Для того чтобы переживаниями душа не могла нарушать работу сердца, легких, кишечника, сосудов и пр., центры вегетатики расположены в гипоталамусе, стволе мозга, подальше от коры. Устойчивость программного автоматизма этих центров человек испытывает всю свою жизнь.
В биологический компьютер человека Творцом заложено немало и других чудесных возможностей. Например, врожденные программы - «безусловные рефлексы», на базе которых уже сама душа может создавать новые - «условные рефлексы», изучению которых посвятил себя И. П. Павлов. Новые программы душа может стирать, а может сохранять и усложнять. Это достигается за счет принципа доминанты, открытого академиком А. А. Ухтомским. Программы условных рефлексов рождаются, усложняются при позитивной доминанте, и ломаются, исчезают - при негативной. С помощью комплексов «программ-рефлексов» душа формирует различные уникальные для каждого человека стереотипы: двигательный, трофический, эмоциональный, интеллектуальный, которые по своей сути являются человеческими душевно-материальными привычками. Душа влияет на привычку, а привычка на душу. «Привычка управляет душой» - говорят старцы, - «Так берегись плохих привычек, чтобы они не погубили тебя».
Практикующим врачам психиатрам, психологам, педагогам следует учитывать, что психические нарушения при повреждении головного мозга в большей степени носят характер информационно и функционально изолирующих душу от внешнего мира. Например, человек находящийся без сознания, пациент с декортикацией, постинсультный больной с афатическими нарушениями - все слышат, все понимают, но не могут связаться с окружающими. Эти состояния переживаются душой очень трагично. Поэтому так важно правильное с позиций этики и деонтологии поведение медперсонала и родных в присутствии таких пациентов.
Психические заболевания, протекающие без нарушения функций головного мозга, без «материального субстрата» болезни, происходят в результате духовного насилия над душой со стороны духов злобы. Лукавый дух, как духовный вирус всегда пытается получить доступ к человеческой душе, а через нее и к материальному биологическому компьютеру - головному мозгу. Захват компьютера и поражение его физиологических программ ведет к болезням. Для защиты от этого в монашеских духовно-исследовательских лабораториях была разработана уникальная духовная антивирусная программа - «Иисусова молитва». «Не терпит лукавый дух имени Иисусова» - заключают «академики монашества» духоносные старцы.
Духовное целительство возможно только в лоне Матери Церкви. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи духовного исцеления описанные в православной литературе.
О необходимости православной духовной практики в медицине, психологии и педагогике свидетельствует и удивительное открытие сделанное сотрудниками Санкт-Петербургского Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, которые обнаружили четвертое физиологическое состояние мозга. Это состояние функционального покоя коры головного мозга во время погружения в молитву. Именно это состояние христианской молитвы еще раз с убедительной силой доказывает существование души. Ведь если человек молится, а головной мозг «выключен», значит, творит молитву душа.
Академик В. А. Вейник образно называет наше тело биоскафандром, в котором душа как космонавт совершает свое жизненное путешествие в материальном мире, и который придется сбросить с себя, когда мы вернемся из путешествия домой. Началом этого путешествия является слияние двух клеток - синкарион, который обогащается детской душой, данной от Бога. Причем характер и таланты души обычно соответствуют хронотопу (т.е. багажу добрых и злых дел) родителей на момент зачатия. С этого момента начинается формирование тела. Ведь без души внутриутробное развитие невозможно. От того, какие доминанты (духовные, душевные или телесные) станут любимыми после рождения, зависит вся краткая земная и Вечная Небесная жизнь человека.
Православный врач скромно оценивает свои терапевтические силы, но хорошо понимает безграничность исцеляющих возможностей Бога. Поэтому в дореволюционной России врач не начинал лечения больных без предварительной исповеди, причастия, соборования. Это актуально и для современных пациентов, ибо грех - главная помеха на пути выздоровления. Врачи, утратившие эти знания, автоматически обрекают своих больных на прогностический пессимизм. «Это заболевание неизлечимо» - все чаще и чаще слышат наши пациенты и опускают руки, и никнут душой, и не обращаются за помощью к Богу, у которого нет невозможного.
Современная педагогика разрабатывает новые технологии, хорошо оснащается, но порой не может справиться с одним маленьким человеком и в бессилии ставит ему диагноз «патохарактерологическое формирование личности», и передает ребенка врачам. Но никто не думает о том, что душа ребенка испытывает давление нечистой силы, которую не победить педтехнологиями и медпрепаратами. Здесь нужна помощь Церкви.
Работа многих наших психологов похожа на исполнение психологических трюков по «эффективному» уходу от конфликтной ситуации с помощью обмана, безразличия, толерантности, релаксации и т. п. Зачатую это игра в поддавки со страстями человека и его грехом. Результатом такой игры всегда будет победа зла и постепенная гибель личности. Хотелось бы напомнить, что от этого страдает не только пациент, но и сам психолог. Примеров тому предостаточно.
Всякое лечение, всякая педагогика, всякая психология должны начинаться с духовного - с Церкви. Ведь человек живет по законам не только материального, но и духовного мира. Поэтому очень важно вооружить современную медицину, психологию, педагогику полным знанием о том, что происходит с человеком, что у него плохо и что хорошо, почему так происходит, и как ему помочь.
Изучением себя в рамках биологии, физиологии, анатомии, психологии, педагогики и медицины человек занимается не одну сотню лет. Однако история такого изучения с помощью естествознания не дает целостного представления о человеке. Знания о нем все более и более дробятся и становятся все более похожими на сложную и запутанную мозаику, которую некому собрать в целостную и величественную картину созданную Творцом. И все это потому, что человек как творение Божие в самом себе удивительно соединяет два мира - материальный видимый и нематериальный невидимый. Именно в непонимании этой двухмерности человеческого устроения и заключена недостаточность и искажение научного поиска по всеобъемлющему изучению Homo sapiens (Человека разумного).
Однако обращение исследователя к христианской антропологии (антропос - человек; логос - слово, учение: христианская наука о человеке), в основе которой лежит Священное Писание (Библия) и Священное Предание (Писания Святых Отцов), все исправляет.
В «Беседах на Шестоднев» Святитель Василий Великий - богослов, философ и врач размышляет: «В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Изумительность мысли связывает у меня слово…». Почему библейская мысль о создании Богом «неба» - духовного мира или мира ангельских духов и «земли» - материального мира или мира вещества так поразила Вселенского учителя? Как один из образованнейших людей своего времени, он видел невозможность полноты знания естественнонаучной мудрости «не знавших Бога» и как имевший Божественную Благодать предвидел, что ни одно их учение не может быть твердым и непоколебимым: «потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее».
По замыслу Творца существование мира материального и мира духовного предполагает и различные методы их изучения. Мир вещественный познается научным исследованием, логикой, экспериментом. Для этого и существует наука, научные труды, научные лаборатории и институты.
Мир невидимый познается опытно путем приближения человека к Богу. Это исследование духовного мира называют «невидимой бранью». Оно связано с самопознанием и самоисправлением по заповедям Божиим и каждый исследователь должен пройти его самостоятельно. Для этого и существует христианская аскетика, Библия и творения Святых отцов, монашеские кельи и монастыри. Эти два подхода особенно важны при изучении человека, который имеет и душу, и тело.
Доказательствами наличия души в человеке насыщено все библейское повествование, но особенно яркими являются евангельские примеры возвращения души в тела дочери Иаира, Лазаря Четверодневного, праведной Тавифы. Из жития Святых известны случаи возврата в тела душ семи Эфесских отроков, путешествие в рай и возвращение в тело души Андрея Христа ради юродивого. Подобный внетелесный опыт имел и Первоверховный Апостол Павел.
Многим из сегодняшних ученых-скептиков эти сведения могут показаться выдумкой. Но ведь подобное происходит и сегодня. Ни один честный исследователь не отбросит ниже приведенные факты.
Американский ученый, врач и психолог Раймонд А. Муди в 1975 году опубликовал книгу «Жизнь после жизни», в которой проанализировал сто пятьдесят описаний опыта близости смерти и лично опросил около пятидесяти людей перенесших клиническую смерть в возрасте от 3 до 75 лет. На основе этих данных он выделил характерные с большим постоянством повторяющиеся элементы опыта смерти в виде выхода души из телесной оболочки с последующим возвращением в нее после клинической смерти. Эти состояния Муди назвал «околосмертным» опытом.
Подобный опыт возвращения души в тело после смерти можно найти в книге Юрия Воробьевского «Путь в апокалипсис: Точка омега». В 1982 году жительница Туапсе Валентина Романова в течение нескольких часов после автомобильной аварии телом находилась в реанимации, а душой поднималась по Лестнице Жизни, видела вечные мучения… (статья «Я была в гостях у смерти»).
Но наиболее впечатляющий опыт посмертной жизни описан в сборнике игумена Петра (Бирюкова) «Сущность Христианства». Это случай произошедший в 1964 году с жительницей города Барнаула Клавдией Никитичной Устюжаниной, которая умерла во время операции по поводу рака кишечника в присутствии профессора хирургии, трех ассистентов и семи студентов. Клавдия Устюжанина видела Богородицу, Ангела-Хранителя, разговаривала с Господом. Она была мертвой трое суток, родственникам выдали справку о смерти, малолетний сын был определен в детский дом, профсоюз и администрация уже приготовили все необходимое к погребению. Но через трое суток Клавдия Устюжанина была возвращена в свое тело, которое находилось в морге.
Регистрация смерти в медицинских учреждениях и продолжение жизни личности после нее являются неопровержимым доказательством наличия у человека бессмертной души.
Это полностью согласуется с христианской антропологией, которая между тем описывает трехсоставность человека: дух, душу и тело.
Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7) то есть из материального вещества, которое должно возвратиться в землю. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.
Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу. Все движения души принято разделять на три вида: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Дух стоит над телом и душой, выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух в человеке проявляется в трех видах: Голос Божий, Страх Божий и Жажда Бога.
Голос Божий по-другому называют совестью. Совесть - это совместная весть от Бога, данная всем людям независимо от их расы, национальности, возраста и пола. Каждый человек знает, что такое добро и зло; правда и ложь; хорошо и плохо. Совесть это духовный компас в душе человека, который безошибочно показывает, что право и что неправо, и понуждает человека исполнять правое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Нередко человек игнорирует укоры своей совести и таким образом портит, а иногда и вовсе теряет ее.
Страх Божий заключен в том, что каждый нарушитель совести знает о наказании за оскорбление любви Божией. Удаляющий себя от Любящего Отца попадает под власть зла. Духовные люди боятся оскорбить любовь Бога к себе. Люди безбожные не знают такой боязни, но их дух также чувствует ее.
Жажда Бога также свойственна каждому человеку. Но одни ищут Бога в таинственных явлениях природы, в другие - загадках науки, третьи - в непознанных явлениях души. И, как показывает практика, постепенно каждый истинно жаждущий находит Отца Небесного. Кроме того человек был создан для наслаждения, но наслаждения духовного, которое возможно только в Боге. Его не могут заменить наслаждения душевные и материальные. Ни работа, ни богатство, ни супружество, ни путешествия, ни обладание всем миром не дают человеку успокоения. Только душа познавшая Бога утоляет свою жажду и продает все, что имеет ради этой «драгоценной жемчужины» (Мф.13, 46).
Таким образом, гармония трехсоставности человека заключается в том, что дух, стремящийся к счастливой вечной жизни, к Богу, должен руководить душой в этом стремлении, а душа, управляя телом, обеспечивать правильные действия в материальном мире. И человек, как корабль с парусом-духом, ладьей-душой, килем-телом плывет в неспокойном море бытия. Парус такого корабля наполнен Божественным Дуновением, и курс его верен и устойчив.
Но после грехопадения человек потерял гармонию своего устроения. Поэтому сейчас можно видеть душевных людей, которые живут в поисках эмоциональных наслаждений. Встречаются и телесных люди, у которых все подчинено потребностям и удовольствиям тела. У таких «духовное плавание» происходит в перевернутом состоянии: вниз парусом, вверх килем. И уже не дух руководит человеком, а тело командует и душой, и духом, не слушая Божественных Дуновений, а плывя без толку по воле изменчивых и опасных подводных течений.
Лучшие умы и сердца человечества посвящали свои жизни поиску путей для возвращения совершенства и гармонии человека. Не перечесть всех подвижников духа, трудами которых мы пользуемся сегодня. Но лишь немногие из них пытались познавать человека духовным и научным методами. Одним из тех, кто реально занимался христианской антропологией, был талантливый ученый, профессор хирургии, живописец, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Его глубокие научные познания и духовный опыт позволили впервые открыто поставить задачу изучения человека одновременно в рамках двух измерений - материального и нематериального. В своей работе «Дух, душа и тело» святитель и врач дерзновенно призывает ученых к обязательному изучению таинственной духовной составляющей человека.
Трудами академика И. П. Павлова была раскрыта роль центральной нервной системы в жизнедеятельности тела и души человека. Павлов как человек верующий понимал ошибочность представлений исследователей-атеистов о том, что источником психических функций человека является головной мозг, что мысль рождается в процессе электрохимического возбуждения нейронов, что хранилище памяти сосредоточено в височных долях коры головного мозга, что чувства и эмоции рождаются в лимбической системе. Этот обман до сих пор преподносится как высшее достижение научной мысли и в учебной литературе, с помощью которой вводится в заблуждение не одно поколение медиков, психологов, и педагогов.
Свидетельства людей переживших смерть полностью подтверждают христианские представления о том, что источником психических функций является душа человека, что мысли рождаются в душе, что память, чувства и ощущения являются сокровищами души. Ведь после смерти мозга и тела способность мыслить, запоминать, ощущать, переживать, видеть, слышать и обонять сохранялась. Единственными потерями души в этом состоянии являются - отсутствие тактильного чувства и свободной воли.
Таким образом, многочисленные факты свидетельствуют о правоте христианской антропологии, стержнем которой является знание о двойственности человеческой природы, о том, что у человека есть дух, душа и тело. Христианская антропология однозначно утверждает, что психические функции - это функции души, а не тела и, что особенно важно, влияние на эти функции может оказывать мир невидимый, мир духовный.
По учению Православной Церкви болезни души связаны с вредоносным влиянием на душу со стороны духов злобы. Такое духовное насилие становится возможным, если человек не соблюдает заповедей Божиих, то есть живет греховно.
Христианское мировоззрение дает гармоничное и полное представление о соотношении духовного и материального в человеке. Именно поэтому наиболее удивительные открытия о тайнах психических процессов сделаны православными учеными и глубоко верующими людьми, среди которых академики И. П. Павлов и А. А. Ухтомский, святитель и профессор Лука Войно-Ясенецкий, академик В. А. Вейник. Изучение их трудов дает более четкое представление о роли головного мозга в психической деятельности человека.
Академик В. А. Вейник называет головной мозг «биологическим компьютером», на котором душа «работает» всю жизнь. С помощью этого компьютера осуществляется связь души с внешней и внутренней средой.
По И. П. Павлову информацию из внешней среды душа получает при участии корковых центров зрительного, обонятельного, вкусового, слухового и сенсорного анализаторов, расположенных в затылочных, височных и теменных долях коры головного мозга. «Двигательные желания» души осуществляются за счет возбуждения нейронов моторной зоны лобной области и передачи командных сигналов к мышцам для совершения двигательных актов. Автоматические движения душа инициирует за счет подкорковых ганглиев экстрапирамидной системы.
Для связи с внутренней средой (своим телом) душа использует вегетативную нервную систему, которая всю жизнь работает автономно, независимо. Ее задача - сохранение внутреннего постоянства организма и телесного здоровья за счет поддержания питания в соответствии с потребностями. Для того чтобы переживаниями душа не могла нарушать работу сердца, легких, кишечника, сосудов и пр., центры вегетатики расположены в гипоталамусе, стволе мозга, подальше от коры. Устойчивость программного автоматизма этих центров человек испытывает всю свою жизнь.
В биологический компьютер человека Творцом заложено немало и других чудесных возможностей. Например, врожденные программы - «безусловные рефлексы», на базе которых уже сама душа может создавать новые - «условные рефлексы», изучению которых посвятил себя И. П. Павлов. Новые программы душа может стирать, а может сохранять и усложнять. Это достигается за счет принципа доминанты, открытого академиком А. А. Ухтомским. Программы условных рефлексов рождаются, усложняются при позитивной доминанте, и ломаются, исчезают - при негативной. С помощью комплексов «программ-рефлексов» душа формирует различные уникальные для каждого человека стереотипы: двигательный, трофический, эмоциональный, интеллектуальный, которые по своей сути являются человеческими душевно-материальными привычками. Душа влияет на привычку, а привычка на душу. «Привычка управляет душой» - говорят старцы, - «Так берегись плохих привычек, чтобы они не погубили тебя».
Практикующим врачам психиатрам, психологам, педагогам следует учитывать, что психические нарушения при повреждении головного мозга в большей степени носят характер информационно и функционально изолирующих душу от внешнего мира. Например, человек находящийся без сознания, пациент с декортикацией, постинсультный больной с афатическими нарушениями - все слышат, все понимают, но не могут связаться с окружающими. Эти состояния переживаются душой очень трагично. Поэтому так важно правильное с позиций этики и деонтологии поведение медперсонала и родных в присутствии таких пациентов.
Психические заболевания, протекающие без нарушения функций головного мозга, без «материального субстрата» болезни, происходят в результате духовного насилия над душой со стороны духов злобы. Лукавый дух, как духовный вирус всегда пытается получить доступ к человеческой душе, а через нее и к материальному биологическому компьютеру - головному мозгу. Захват компьютера и поражение его физиологических программ ведет к болезням. Для защиты от этого в монашеских духовно-исследовательских лабораториях была разработана уникальная духовная антивирусная программа - «Иисусова молитва». «Не терпит лукавый дух имени Иисусова» - заключают «академики монашества» духоносные старцы.
Духовное целительство возможно только в лоне Матери Церкви. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи духовного исцеления описанные в православной литературе.
О необходимости православной духовной практики в медицине, психологии и педагогике свидетельствует и удивительное открытие сделанное сотрудниками Санкт-Петербургского Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, которые обнаружили четвертое физиологическое состояние мозга. Это состояние функционального покоя коры головного мозга во время погружения в молитву. Именно это состояние христианской молитвы еще раз с убедительной силой доказывает существование души. Ведь если человек молится, а головной мозг «выключен», значит, творит молитву душа.
Академик В. А. Вейник образно называет наше тело биоскафандром, в котором душа как космонавт совершает свое жизненное путешествие в материальном мире, и который придется сбросить с себя, когда мы вернемся из путешествия домой. Началом этого путешествия является слияние двух клеток - синкарион, который обогащается детской душой, данной от Бога. Причем характер и таланты души обычно соответствуют хронотопу (т.е. багажу добрых и злых дел) родителей на момент зачатия. С этого момента начинается формирование тела. Ведь без души внутриутробное развитие невозможно. От того, какие доминанты (духовные, душевные или телесные) станут любимыми после рождения, зависит вся краткая земная и Вечная Небесная жизнь человека.
Православный врач скромно оценивает свои терапевтические силы, но хорошо понимает безграничность исцеляющих возможностей Бога. Поэтому в дореволюционной России врач не начинал лечения больных без предварительной исповеди, причастия, соборования. Это актуально и для современных пациентов, ибо грех - главная помеха на пути выздоровления. Врачи, утратившие эти знания, автоматически обрекают своих больных на прогностический пессимизм. «Это заболевание неизлечимо» - все чаще и чаще слышат наши пациенты и опускают руки, и никнут душой, и не обращаются за помощью к Богу, у которого нет невозможного.
Современная педагогика разрабатывает новые технологии, хорошо оснащается, но порой не может справиться с одним маленьким человеком и в бессилии ставит ему диагноз «патохарактерологическое формирование личности», и передает ребенка врачам. Но никто не думает о том, что душа ребенка испытывает давление нечистой силы, которую не победить педтехнологиями и медпрепаратами. Здесь нужна помощь Церкви.
Работа многих наших психологов похожа на исполнение психологических трюков по «эффективному» уходу от конфликтной ситуации с помощью обмана, безразличия, толерантности, релаксации и т. п. Зачатую это игра в поддавки со страстями человека и его грехом. Результатом такой игры всегда будет победа зла и постепенная гибель личности. Хотелось бы напомнить, что от этого страдает не только пациент, но и сам психолог. Примеров тому предостаточно.
Всякое лечение, всякая педагогика, всякая психология должны начинаться с духовного - с Церкви. Ведь человек живет по законам не только материального, но и духовного мира. Поэтому очень важно вооружить современную медицину, психологию, педагогику полным знанием о том, что происходит с человеком, что у него плохо и что хорошо, почему так происходит, и как ему помочь.
Источник:
И. А. Рыбин. Православие и духовные проблемы медицины, психологии
и образования. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные
чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
|