Проблемно-тематическое поле Пятых Свято-Михайловских Чтений «Православие и современность» (ноябрь 2008 г.)
Предлагаемые вопросы разбиты на два блока, касающихся, соответственно, внутрихрамовой деятельности верующих или их внутреннего делания и внехрамовой деятельности или внешнего делания.
Будем весьма признательны Вам за корректировку предложенных вопросов, дополнения и ответы на те из них, которые представляют для Вас особый интерес. Ответы на вопросы будут помещены в первом сборнике материалов Чтений, который планируется выпустить к их началу.
ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО, ВНУТРИХРАМОВОГО ДЕЛАНИЯ:
- Как правильно научиться сосредоточенной молитве?
- Как научитьсясохранять мирное состояние в сложных жизненных обстоятельствах?
- Каков оптимальный путь поиска ответа на возникающие вопросы духовной жизни при отсутствии духовника?
- Духовные, душевные и телесные болезни. Их лечение, последовательность лечения? Каковы пределы заботы христианина о телесном здоровье?
- Евхаристическая жизнь современного христианина (как часто следуют причащаться, подготовка к посту вообще, больного в частности; как сохранить дар Святого Причащения)?
- Польза и вредпаломничеств (духовники иные, неподъемные епитимии, духовный туризм)?
- Как должен православный человек действовать в пространстве СМИ ( TV , современная литература, периодика, фильмы, музыка)?. Степень вовлеченности, вреда и пользы, цели, ценности, принципы?
- Приходская община: опыт формирования. Каковы возможные пути преображения церковного прихода в церковную общину?
- Формы организации приходского общения и способы активизации участия мирян в жизни прихода в соответствии с их образованием, способностями, профессиональными умениями и навыками, жизненным опытом и особенностями личности.
- Каковым должно быть сочетание внутриприходской дисциплины, послушания в малой церкви – семье, а также трудовой дисциплины на мирской службе?
- Проблема кризиса института семьи. Может ли она быть решена материальными средствами и не лежит ли за ней надлом всего социально-культурного уклада нашего народа и базовых духовных жизненных ориентиров? Как сделать многодетную семью ядром нового традиционалистскопостиндустриального уклада? Как помочь матери троих и более детей стать полноценным участником общественно-государственной жизни и «лицом» общества? Нужно ли, по каким направлениям и как противостоять современному феминизму (карьера, секс, независимость женщины) и сатанизму, активно разрушающим Богом данный нам институт брака, семьи — малой Церкви? Семейное и церковное послушание, семейная и церковная иерархия?
- Проблема снижения числа принимающих постриг. Как способствовать правильному восприятию идеалов монашества в миру? Что может для этого сделать обычный православный приход?
- Проблема форм и методов работы православной воскресной школы . Какой должны быть оптимальная система многоступенчатого православного образования на базе внутрихрамовых приходов?
- Проблема семейного воспитания. Как и в каких формах лучше всего готовить современную молодежь к родительским обязанностям, учить девочку быть матерью, женой, а мальчика быть отцом и мужем.
ВОПРОСЫ ВНЕШНЕГО, ВНЕХРАМОВОГО ДЕЛАНИЯ:
ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ЭТИКА:
Христианская социальная педагогика (по концепции В. Медушевского) - всепроницающее начало в жизни общества. Социально-воспитательный эффект имеет всякая деятельность – хозяйственная, административно-управленческая, научная и художественная, (все мы – воспитатели друг для друга не только в семье и школе, но во всех сферах жизни).
Христианская социальная педагогика может стать необоримым противовесом антипедагогике апостасийного глобализма, как сила, центр, средоточие жизнедеятельности общества и человечества, последней своей целью имеющее воспитание людей для царствия Божия.
- Чему и как учить современную молодежь? Каким должно быть образование сегодня, если соотносить этот вопрос с волей Божией? Как должен действовать сегодня православный человек, работая в сфере образования (цели, ценности, принципы)?
- Ответственность учителя. На что он тратит жизнь, чему учит детей в свете сурового предостережения Господа о растлении «малых сих»? Как восстановить духовно-нравственную высоту профессии учителя?
- Проблема «научного образования» в современной школе. Какой науке мы должны учить молодежь? Возможно ли научное знание вне ценностей и морали? Не должны ли мы позаботиться о возможной трансформации системы образования и смене картины мира: с объектно-детерминистской на проектно-деятельностную, культурологически-смысловую? Может быть, в таком случае школьникам и студентам сегодня нужно давать не только классические научные знания, а учить их как проектировать благотворные системы («природа-общество-человек») и творчески созидать будущее? Может быть, пора сместить акцент с научной подготовки на методологическую и инженерно-техническую, учить молодежь проектированию, конструированию, многим другим типам деятельности и мышления? Не пришла ли пора учить молодежь тому, как использовать и применять научные знания, но опираться при этом на духовно-нравственные принципы, правила, ценности? Может быть, нужно учить не столько научным знаниям как таковым, сколько принятию решений в проблемных ситуациях, которые не имеют однозначно истинного, единственно-правильного ответа, учить выбору решения, с опорой на ряд критериев, и, прежде всего, с учетом духовно-нравственных принципов?
- Проблема художественного воспитания в современной школе. На каких путях? Быть может: преображающее начало благочестивой классической музыки как средство воспитания духовности? Духовно-нравственное образование средствами искусства? Преображение личности путем приобщения к духовным ценностям искусства?
- Проблема тотального сокращения предметов искусства в содержании образования белорусской школы. К чему это приведет?
- Проблема воспитания детей и молодежи в условиях постсоветского общества (крах коммунистической идеологии, глобализация, информационное общество). Должно ли воспитание быть воспитанием человеческой души, воссозданием «образа Божия»? Что мы можем противопоставить массовой потребительской культуре - успеха и прибыли, денег, развлечения, секса, «свободы», «прав человека», — воспитывающей наших детей, помимо нашей воли, интенсивно, везде и всегда? Как сегодня должно выстраивать систему воспитания на традиционных (православных) ценностях нашей цивилизации? Как уйти от искуса предметно и в форме знаний преподавать детям мораль и психологию личностного и духовного развития? Как избежать воспитания посредством плановых досуго-развлекательных мероприятий? Как выстроить систему воспитания через вовлечение детей и молодежи в реальные серьезно-ответственные и социально-эффективные дела, поступки и события? Как избежать игрушечности и школярства, не способных конкурировать с привлекательными идеалами «свобод» массовой и молодежной субкультур?
- Проблема патриотического воспитания . Как и в каких формах сегодня возможно и необходимо реализовывать патриотическое воспитание (деятельные клубы, летние лагеря, клуб любителей музыки…)? Весь строй образования должен быть направлен на духовное созидание? Каков опыт духовного воспитания молодежи через приобщение к историческим корням народа?
- Каков опыт создания и реализации проектов духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, ориентированных на духовную и социальную включенности в них молодежи?
- Проблема научности дарвинизма и доминирования эволюционистской точки зрения на происхождение жизни, видов, человека в школьных учебниках . Не пришла ли пора после всего того, что сделано учеными-креацианистами, дать альтернативную и более убедительную с научной точки зрения гипотезу – о сотворении жизни, видов и человека Богом? Как?
- Проблема массового сквернословия. Что можно изменить в школьном образовании, в частности, в преподавании языка и литературы в школе, чтобы повлиять на ситуацию массового сквернословия в среде молодежи? Что можно сделать для решения этой проблемы в семье, обществе? Как привить школьникам любовь к чтению классической литературы? Как научить их ценить красоту и грамотность слова?
- Каков духовный смысл одежды в жизни школы, семьи, общества?
ЦЕРКОВЬ И НАУКА:
Истинная наука должна опираться на христианские ценности.
- Как должен сегодня православный человек действовать в сфере науки (цели, ценности, принципы)?
- Как реализовывать принцип «не навреди» и не производить «заказной» фиктивно-демонстративный, по сути, псевдонаучный продукт?
- Не потерпел ли крах проект секулярного модернистского просвещения и обустройства жизни посредством «чистого научного разума»?
- Не утеряла ли наука великую тайну и открытие христианства – личность и свободу воли? (Проблема включения в целостную картину мира самого человека и его «свободной воли» как фактора изменения и преображения реальности).
ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА:
Православие и возвышающая культура . Подлинная культура – духовно-созидательна, системно-иерархична, воспитательно-значима, бережливо-памятлива, национально-самобытна. (Критерии В.Троицкого).
- Как должен сегодня православный человек действовать в пространстве культуры (цели, ценности, принципы)? Как противостоять апостасии и антихристианскому наступлению в сфере культуры?
Внехрамовая область церковной жизни и культуры. Церковно-внехрамовая (светская) область жизни Церкви - место исполнения заповедей Божиих – необходима для спасения людей. Здесь должна быть задействована великая воспитательная сила культуры и необходимость поддерживать в культуре и жизни горение света, веры, могучей любви. Отказ от участия в светских (церковно-внехрамовых) сферах жизни Церкви – теоретическая ошибка, ведущая к реальному предательству дела Христова на земле. Основная задача всех деятелей культуры – «поднимать дух общества, раскрывать христианские основания культуры традиции, воспитывать общество в направлении Христовой Божественной любви, вдохновляя их своим собственным примером бескорыстного жертвенного служения» (В. Медушевский).
- Воцерковление культуры — возможность или необходимость?
- В чем сегодня может быть миссия православного писателя, художника, композитора, музыканта, артиста, журналиста, библиотекаря, веб-дизайнера и т.д.?
- В чем сегодня состоят особенности и трудности вовлечения представителей официальных учреждений и организаций (сфера управления) в соборное делание духовного просвещения? Каков опыт решения данной проблемы?
- Каковы возможности и пути противостояния активным видам угроз в современном мире (информационная война, культ потребления и массовая культура, ювенальная юстиция, игромания и новые виды зависимостей)?
- Необходимы ли разработки концепций духовной и интеллектуальной безопасности?
- В чем состоит личная ответственность и доброделание христианина в сфере культуры?
- Каковы возможности культуры в решении проблемы массового сквернословия ? Ведь деградация языка — деградация мышления — деградация культуры — деградация личности! Как объяснить невоцерковленному человеку вред сквернословия? Что могут сделать СМИ и государство?
- Существует ли проблема современного героя в СМИ? (Почему и как случилось, что героями стали актеры и эстрадные исполнители, реже – спортсмены? Где педагоги, медицинские работники, рабочие, крестьяне, ученые, художники и творцы, мастера в сфере классического направления в искусстве, священники? Почему и когда произошла плейбоизация культуры (термин Л.Ларуша)?
- Каково возрастание духовного смысла и общественной значимости символики, геральдики в современной жизни?
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО: МЕДИЦИНА, ПРАВО…
Медицина:
- Каковы пути развития православно-ориентированной медицины?
- Как должен сегодня православный человек действовать в медицине (цели, ценности, принципы)?
- Почему так сильна игровая зависимость от электронных игровых автоматов? Какова должна быть стратегия общества и Церкви по профилактике и минимизации последствий игромании?
- Проблема: компьютер, интернет и наши дети. Как оградить детей от деструктивных компьютерных игр? Как оградить их от искушений и соблазнов, которыми переполнен Интернет?
Социальная жизнь:
- Проблемы современного Права и Священное Писание.
- Кто есть человек? Творение от зачатия? Тогда на него распространяется право на жизнь от зачатия.
- Проблема абортов. Какие Вы видите пути и средства законодательного продвижения, научной и социально-культурной аргументации в пользу отмены социальных показателей для абортов?
- Проблема «прав человека» . Право человека на жизнь, право на воспитание, право на ответственность. Что может и должно Православие противопоставить либеральной концепции «прав человека»?
- Защита детей от насилия в семье или технология разрушения семейного воспитания? Почему родители на Западе перестают любить детей и боятся их наказывать, к каким последствиям для детей это приведет? Не нарушается ли здесь пятая заповедь Библии о почитании родителей?
- Должны ли мы заимствовать западную ювенальную юстицию или искать собственные пути решения проблемы?
- Проблема гарантий сохранения и защиты человеческой жизни в условиях распространения репродуктивных и генных технологий.
- Проблема единства усилий человекосозидательных отраслей в деле сбережения святости человеческой жизни: оберегающая здравосозидающая медицина, развивающее и воспитывающее образование, преображающая наука на основаниях православной этики.
МИССИОНЕРСТВО:
В чем именно заключается личная миссионерская ответственность каждого члена
- Церкви сегодня?
- Миссионерство на работе. Как не стать антимиссионером? Каковы здесь стратегические и тактические цели и ориентиры?
- Миссионерство в семье, среди родных и близких. Как не стать антимиссионером? Можно ли сочетать мягкость и настойчивость? Каковы здесь стратегические и тактические цели и ориентиры?
- Какие возможны сегодня формы личного благого делания православного христианина в жизни общества?
- Какие современные формы творчества можно использовать для миссии в молодежной среде?
- Какие новые сферы общения и распространения проповеди христианства необходимо осваивать?
- Пастырско-миссионерская традиция: опыт изучения, освоения, применения.
- Каким Вы видите образ современного миссионера? Какими качествами он должен обладать?
- Как на Ваш взгляд осуществляется миссия освящения и обновления мира в современных условиях?
- Миссионерство как свидетельство в повседневности: возможность или реальность?
- Проблема детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Как лучше всего помогать этим детям? В чем они нуждаются более всего? Что может сделать для них Церковь? Что могут сделать для них православные приходы и общины?
- Как может церковная община помогать людям – инвалидам, желающим принимать участие в жизни прихода (по мере возможности, в зависимости от характера и степени заболевания)?
- Духовный смысл одежды в учебной , служебной, повседневной и церковной жизни.
Согласовано 4.07.2008г.
Его Высокопреосвященством Феодосием,
Архиепископом Полоцким и Глубокским
|