ФЕНОМЕН НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. По данным Института социологии Академии Наук Беларуси доля носителей религиозного сознания в настоящее время приближается к 45 % . Налицо положительная динамика в переоценке роли религии в жизни общества. Однако окончательные выводы о реальном состоянии религиозности населения делать преждевременно. Число верующих – это не единственный и, пожалуй, не главный показатель ее действительного уровня. Нельзя не согласиться с мнением политолога Л. Землякова, что “нынешняя религиозность не является “свидетельством церкви”, но в значительной степени оказывается следствием развития светской культуры и идеологии, результатом спонтанных духовных поисков и устремлений людей” . Следует признать, что зачастую в белорусской религиозности отсутствует глубина знаний основ вероучения. Данные социологических опросов свидетельствуют, что каждый третий верит в Бога не так как учит церковь, а как он понимает сам, т.е. в некое абстрактное начало (добро, разум, Космос и т.п.); лишь 17 % респондентов ежедневно молятся; 18,5 % не реже одного раза в месяц посещают храм, 27 % пользуются непосредственно церковными источниками .
Положение религии в современном белорусском обществе достаточно противоречиво. Современные альтернативы организованным конфессиям, включая и православие, идут в двух направлениях:
1) превращение веры в какой-то вариант светского мировоззрения, гуманизма; 2) развитие многообразных суеверий и магических ритуалов, в которых религиозное мироощущение остается, но уходит из-под контроля церкви. Налицо зарождение религиозного феномена, который Д. Спенглер метафорично определил как “блошинный рынок или сельскую ярмарку”. На этой “ярмарке” предлагаются самые разнообразные товары и услуги: женскую духовность, “гипотезу Гайи”, новую физику, экстрасенсорное восприятие, медитацию, коммуны, альтернативные источники энергии, переселение душ, астрологию, шаманизм, восточные единоборства, травничество, иглоукалывание, гомеопатию, йогу, контакты с НЛО, китайскую Книгу перемен и еврейскую каббалу ... Список можно продолжать и дальше.
Это духовное явление XX века, получившее название нетрадиционной религиозности (“новые религии века”, неокульты, синкретические или внеконфессиональные религии, тоталитарные или деструктивные секты и т.д.), впервые обнаружило себя в 50 – 60-ые годы в США, затем распространилось по странам Западной Европы, с начала 90-х годов стало активно распространяться в Беларуси.
Причины проявления данного феномена многогранны. В западной историографии преобладает точка зрения на новые религии как способе психологической защиты человека от собственных комплексов, одиночества, от нивилирования личности. Новые религии, приспособленные к современным условиям, стали альтернативой технократической цивилизации.
Причины феноменальной популярности следует искать также в “десакрализации “ (М.Вебер) общества. В эпоху постсовременности и постмодернизма традиционные религии вынуждены вступать на рискованный путь теологической модернизации, приспосабливаться к новому образу мира, к новым мироощущениям. На этой основе появляются различные религиозные секты и группы как “сообщества поддержки” верующих в переломную эпоху.
Мировоззренческая неопределенность и социально – экономические проблемы создали в Беларуси благоприятную почву для восприятия в обществе религиозно – мистических идей и представлений. Интерес к новым “абсолютным истинам” поддержали многие СМИ. Многочисленные теле – и радиопередачи активно рекламировали культы, ереси, сеансы экстрасенсов и т.п.
В условиях идеологического кризиса и массового обнищания населения, когда под угрозой оказался привычный уклад жизни, ведущие религиозные объединения Беларуси продемонстрировали пассивность и непонимание масштабов реальной угрозы экспансии неокультов с Запада. Со значительным опозданием отреагировала Белорусская Православная Церковь на деятельность новых религий, проповедники которых нередко подчеркивали родство с традиционными религиями. Зачастую осуждение неокультов происходило только тогда, когда их деятельность достигала своего наивысшего расцвета (“Белое братство”, “Богородичный центр”).
В Республике Беларусь насчитывается около 600 различного рода нетрадиционных религиозных объединений, многие из которых действуют под видом общественных, просветительских, лечебно – оздоровительных, спортивных и т.д. центров и школ . В их “программы спасения” человечества и сверхестественные силы верит 10 % религиозного населения, в первую очередь молодежь (18 % из числа опрошенных — студенты и школьники). Среди научных сотрудников, инженерно – технических работников, врачей число лиц, склонных к мистике, возросло в 2 – 3 раза . Достаточно большое число студентов положительно относится к сектам с такими благозвучными названиями, как “Центр учеников Христа”, “Семья любви”, “Богородичный центр” . Стало модным среди самых молодых и образованных верующих увлечение астрологией, учением К.Кастанеды, НЛО; в вузах появились поклонники Р.Хаббарда и толкинисты. Для современных неозычников священной стала “Влесова книга”.
С определенной долей условности неокульты можно систематизировать следующим образом:
– псевдохристианские религиозные объединения: “Богородичный центр” о.Иоанна (Я. Береславского); “Церковь объединения” С.Муна, зарегистрированная как общественная организация “Вузовская ассоциация по изучению Принципа”; “Церковь последнего завета” о.Виссариона; “Дети Бога” Д.Бранта Берга; “Ассоциация св. духа для объединения мирового христианства” корейского евангелиста С.Мьюнг Муна и др;
– центры и группы восточно – религиозной ориентации: кришнаиты, дзен – буддисты, “Трансцендентальная медитация”, даосисты, “Белорусский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис” и др.;
– оккультно – мистические группы: “Великое белое братство. Юсмалос”, “Аум Сикреке”, сайентологи (в Минске – центр оздоровления “Дианетика”), “Учение Живой этики”, многочисленные группы йоги и др.
Несмотря на многообразие и специфику методов, неокульты имеют общие черты, которые присущи практически всем новообразованиям:
– с большей или меньшей последовательностью отрицание основных догматов христианства;
– жесткая регламентация внутреннего распорядка, суровая дисциплина и аскетизм новообращенных, строго централизованная структура, иерархия подчинения, авторитарные методы управления. Власть “живых богов” (гуру, пророков, духовных наставников) безгранична;
– подчинение воли новообращенных при помощи специальных программ интенсивной обработки сознания: медитации, йоги, многократное повторение мантр, голодание и т.д. Значительные изменения личностной ориентации в результате использования элементов мистицизма и псевдонаучных теорий (эзотерической квинтесенции, перевоплощения души, астрального мира и т.п.);
– оппозиционность неокультов к политике и светской власти, науке и системе образования, общечеловеческим ценностям и идеалам .
Экспансия неокультов грозит разрушением традиционных для белорусского народа национальных традиций и духовности. Отвергая гуманизм и милосердие, любовь и взаимопомощь, коллективизм и патриотизм, новые пророки предлагают строить свою жизнь на основе “магической этики” (К.Кастанеда) и “космической целесообразности”. Варианты “спасения” человечества и рекомендации по созданию идеального общества имеют практически все новые религиозные объединения: Белорусский центр “Гуманная земля Рейки”, Республиканский клуб “Новое мышление”, Благотворительное общество “Универсальная энергия и человек”. Пройти “курс глобальной психотерапии человеческой расы” предложили участники слета “Белая Русь — край мира, любви и согласия” (май 1997 г.).
В последние годы наметился процесс объединения новых религиозных групп. В декабре 1996 г. в Могилеве состоялась конференция под лозунгом “Объединим все духовные течения – от виссарионовцев до кришнаитов”. В феврале 1997 г. в Беларуси и других странах СНГ под общим названием “Священная сеть планеты. Собор животворящего духа” прошла эзотерическая конференция “Объединение”.
В условиях религиозного плюрализма и поликонфессиональности новые религиозные культы и миссионеры стали успешно конкурировать с традиционными конфессиями в борьбе за паству. Гарантом защиты национальных интересов белорусского народа стала новая редакция Конституции РБ (ноябрь 1996 г.), запрещающая деятельность религиозных организаций, которые могут причинить “вред здоровью и нравственности (ст.6) . Дальнейший поиск путей правового регулирования межконфессиональных отношений позволит упорядочить религиозную обстановку в стране.
Литература:
1. Беларусь: Государство для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 1998. С. 84.
2. Земляков Л. Религия и религиозная политика в Республике Беларусь / Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 22.
3. Там же.
4. Прокошина Е.С. Состояние нетрадиционной религиозности / Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. С. 5.
5. Земляков Л. Религия в процессе трансформации белорусского общества. Мн., 1998. С. 61.
6. Котляров И., Рысюкевич Н. Во что верят студенты? / Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 38.
7. См. подробнее: Рекуц И.Ф. Классификация нетрадиционных культов / Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. С. 12.
8. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997. С. 8.
|