Актуальные проблемы преподавания религиоведения в высшей школе
Религиоведение как самостоятельная отрасль научного знания возникло
150 лет назад. В процессе своего развития оно прошло ряд этапов. Самый
ранний – от момента возникновения в 60-е гг. ХIХ в. до начала ХХ в. – можно
обозначить как период становления науки о религии.
Возникнув на стыке таких наук, как философия, антропология,
этнология, история, археология, фольклористика, языкознание,
литературоведение, сравнительная мифология, наука о религии в качестве
своей главной установки провозгласила не апологию религиозных догматов, а
объективное, беспристрастное, нейтральное, свободное от оценочных
суждений исследование религиозного феномена.
Предпринятая во второй половине ХIХ в. попытка изучения религии с
помощью методов науки вызвала негативную реакцию теологов. Поэтому в
этот период религиоведение отличалось полемической направленностью,
резким противопоставлением научного подхода в исследовании религии
теологическому, ставящему своей задачей обоснование и защиту
религиозных положений.
Однако научная методология, разработанная в период становления
религиоведения, была коренным образом пересмотрена в первой половине
ХХ в., то есть в период формирования классического религиоведения.
Этот период часто называют периодом «теологической экспансии» в
науку о религии. Религиоведческая научная парадигма была разрушена
религиозно ориентированными исследователями религии. Религиоведение
стало рассматриваться как пропедевтика к теологии. Изменились
философские предпосылки науки о религии: от установок философского
рационализма к философскому идеализму, иррационализму.
Становление современного религиоведения относят к середине ХХ в.
Этот период характеризуется поиском новой научной парадигмы в
религиоведении. Современное религиоведение, фундирующееся на
рационалистических началах, ставит своей целью освобождение от
теологической ангажированности, субъективизма, эмпирической
необоснованности, иррационализма, свойственных религиоведческим
исследованиям классического периода.
Возникнув в середине ХIХ столетия в Западной Европе и Северной
Америке, религиоведение не являлось образовательной дисциплиной на
территории нашей страны вплоть до конца ХХ столетия.
Если в период существования Российской империи, куда входили и
белорусские земли, в образовательных учреждениях велось преподавание
«Закона Божьего», то в советский период появился такой предмет, как
«научный атеизм». Однако ни та, ни другая дисциплины не ставили своей
задачей беспристрастное, объективное, научное изучение религии.
В рамках богословия религия рассматривается как результат
откровения Бога. Однако подобное утверждение не согласуется с научной
методологией и приводит к иррационализму и субъективизму, к оценочным
суждениям.
Научный атеизм вообще снимает проблему актуальности науки о
религии, так как религия не является для него объектом научного
исследования. В рамках научного атеизма религиозный феномен является
объектом критики, отвергается его сущность, духовные основания религии.
В целом и богословие, и научный атеизм имеют иную проблематику и
иные, отличные от научного изучения религии в рамках религиоведения,
цели. Они не столько сообщают информацию о предмете, сколько стараются
сформировать позитивное (в рамках богословия) или негативное (в рамках
научного атеизма) отношение к религиозному феномену, доказать
превосходство одной мировоззренческой системы над другой.
Поскольку аудитория в светских учебных заведениях не является
«мономировоззренческой» (есть как верующие, так и неверующие; среди
верующих есть студенты, принадлежащие к разным конфессиям), то
преподавание либо богословия, либо научного атеизма неизбежно приведет к
конфронтации, отчуждению, неприязни, даже вражде между сторонниками
разных мировоззрений.
В этом контексте следует отметить, что религиоведение ориентировано
на принцип мировоззренческого нейтрализма. Целью данной дисциплины
является научное, объективное, беспристрастное изучение религиозного
феномена.
Современное религиоведение избегает оценочных, идеологических,
апологетических суждений. Оно рассматривает религию как культурно-
исторический феномен и ориентирует на изучение специфики различных
религиозных традиций во всем их многообразии.
В то же время религиоведение не исключает анализ истинности или
ложности тех или иных религиозных или атеистических идей. Но эти
суждения рассматриваются не как абсолютная истина, а как знакомство с
разными подходами к изучению определенного феномена. Наука о религии
не преступает границ своей компетентности, не вторгается в пределы веры,
не пытается при помощи рациональных методов познания исследовать
сверхъестественные явления.
Академическое религиоведение рассматривает разнообразные религии
как важный компонент единой культуры человечества; анализирует причины
возникновения, становления, развития религий в контексте социокультурного
пространства.
Конституция Республики Беларусь гарантирует реализацию принципа
свободы совести и запрещает пропаганду религиозного превосходства,
ведущего к конфронтации и религиозной розни. Однако процесс
формирования в обществе терпимого отношения и возможности
осуществления мировоззренческого плюрализма очень сложен.
В этой связи большое образовательное и воспитательное значение
имеет преподавание религиоведения, способствующего формированию
толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению между верующими и
неверующими, между верующими, принадлежащими к различным
конфессиям.
В условиях поликонфессиональности в Республике Беларусь изучение
религиоведения играет позитивную роль в воспитании уважения к
религиозным и нерелигиозным убеждениям человека.
Религиоведение ставит своей целью сформировать у студентов
адекватный образ религии и объективное отношение к ней, определить место
и роль религии в системе культуры.
В рамках религиоведения изучаются основные концепции
происхождения и сущности религии, история развития мировых и
национальных религий, феномен свободомыслия и атеизм, современная
религиозная ситуация в мире и на территории Республики Беларусь.
В результате изучения религиоведения студент должен не только
усвоить определенную информацию и знания о религиозном феномене, но и
приобрести навыки толерантности и веротерпимости, умения вести диалог
при обсуждении религиоведческих проблем.
Таким образом, религиоведение позволяет реализовать
образовательные и нравственно-воспитательные цели в любой аудитории.
В целом можно сделать вывод о существовании потребности в
религиоведении как в современном обществе, так и в системе высшего
образования.
Однако в Республике Беларусь до сих пор отсутствуют кафедры
религиоведения в светских вузах, классических университетах (исключение в
определенном смысле может составлять наличие кафедры религиоведения в
институте теологии БГУ, в котором обучаются преимущественно верующие
студенты).
Несмотря на то, что в аспирантуре есть специальность
«религиоведение, философская антропология, философия культуры», нет
отделений, готовящих религиоведов, специалистов в данной отрасли
научного знания. В то же время в Российской Федерации, где религиоведение
в качестве вузовской дисциплины появляется тоже в девяностые годы ХХ
столетия, насчитывается более двадцати вузов, утвердивших не только
специальность для обучения в аспирантуре, но и открывших кафедры
религиоведения либо кафедры философии религии и религиоведения.
Более того, после перехода на двухступенчатую систему обучения в
Республике Беларусь ряд дисциплин социогуманитарного цикла, в том числе
религиоведение, стали дисциплинами по выбору.
В этой ситуации представляется необходимым информирование
руководства факультетов об актуальности и необходимости чтения
академического курса «Религиоведение» для студентов высших учебных
заведений.
При разработке лекционного курса «Религиоведение» представляется
необходимым учитывать конкретную специализацию студентов.
Например, если курс «Религиоведение» читается студентам-философам,
то преимущественное внимание следует уделять философии религии (анализу
сущности и методологии религии, гносеологическим аспектам религиозного
сознания); если курс предназначен для студентов-социологов, то - социологии
религии (методология социологии религии, место и роль религии в социуме,
формы организации религии, функциональный статус, социологические
теории религии); если курс ориентирован на студентов-психологов, то -
психологии религии (методология психологии религии, психологические
концепции религии, специфика религиозного поведения, религиозной
мотивации, индивидуальный и коллективный религиозный опыт); для
студентов – филологов интерес будет представлять история и семиотика
религии (религиозные традиции в динамике культуры, символика религий,
специфика семиотической организации религиозных текстов, проблема
метода толкования сакральных текстов в религиозной традиции); студенты-
юристы будут заинтересованы в получении информации по криминологии
религии (религия и право как формы регулирования общественных
отношений; религиозное право; понятие, причины и профилактика
религиозных преступлений; система государственно-правового
регулирования религиозных процессов; основные формы взаимоотношений
религиозных организаций и государств).
Знакомство с религиоведческой проблематикой в том или ином аспекте
всегда будет востребовано в научно-исследовательской, экспертно-
консультативной, организационно-управленческой, представительско-
посреднической и других видах деятельности.
Специалисту с высшим образованием в процессе его будущей
профессиональной деятельности знания, полученные при изучении курса
«Религиоведение», могут быть необходимы при осуществлении
взаимодействий между органами государственного управления и
религиозными организациями; в ходе проведения научных исследований; при
выполнении экспертных функций и т.д.
В процессе преподавания религиоведения в высшей школе возникает
также ряд проблем концептуального характера. Так, например, отсутствует
корректный образовательный стандарт, учитывающий достижения
современного религиоведения.
Серьезной проблемой является отсутствие единого по содержанию
фонда религиоведческой литературы в вузах (как научной, так и учебной).
Большинство учебников по религиоведению, изданных в последнее время на
территории Республики Беларусь, в основном дублируют авторов российских
учебников, не содержат глубокого анализа конфессиональной ситуации в
Беларуси. Подавляющее количество учебников содержат в основном
материал по истории религии, практически не уделяя внимания современным
достижениям религиоведческого знания в области социологии и психологии
религии, не говоря уже о других разделах современного религиоведения.
Серьезной проблемой остается отсутствие профессионального
религиоведческого сообщества, координирующего усилия отечественных
религиоведов прежде всего в области образования.
На территории Республики Беларусь до настоящего времени нет ни
одного научного издания, посвященного проблемам научного изучения
религии. В определенном смысле в этой ситуации может выручить научно-
теоретический журнал «Религиоведение», издаваемый с 2001 г. в России, и,
безусловно, специализированные периодические издания на иностранных
языках (History of Religions, The Journal of the American Academy of Religion,
The Scottish Journal of Religions Studies…).
В этом смысле можно сказать, что религиоведческое образование на
территории отечественного образовательного пространства находится на
начальном этапе своего становления. Эту ситуацию необходимо срочно
менять, поскольку несовершенство системы образования на данном этапе
может привести к серьезным проблемам в перспективе.
В процессе интеграции отечественной системы образования в
европейскую и мировую системы образования получение религиоведческого
образования способно обеспечить конкурентноспособность отечественного
гуманитарного знания. Традиционные гуманитарные дисциплины помогают
понимать мир, способствуют межкультурной интеграции и коммуникации,
поэтому академический курс «Религиоведение» как одна из важнейших
составляющих современного социально-гуманитарного знания должен быть
обязательным звеном в классическом университетском образовании.
|