|
Инверсия христианских ценностей в современной системе образования
|
Дом-то человек построит, а сам расстроится.
Кто же будет жить в доме?
А.Платонов. "Котлован"
"Сила моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9)
|
Мы живем в эпоху большого напряжения творческих и интеллектуальных усилий, безусловно, не остаются в стороне от этих процессов и педагогические изыскания. Однако в современной педагогике все больше и больше торжествуют тенденции педагогического эмпиризма, скованности педагогической мысли, подчиненность принципам натурализма.
Современная эпоха - эпоха "Культуры". Но, будучи производной от понятия "веры", "культура" пытается превзойти производящее. Не следует забывать и того, что в Европе данное понятие появилось только в XVI в., а в России и того позже, примерно в XIX. И свет разума, рационализма, гуманизма был много ниже исконного "фаворского" света, тепла и радости "Солнца Правды" пророческих писаний. Вечный холод, лицемерие и цинизм принесла "культура" современному человечеству: так и звучит в нем из столетия в столетие и демоническое своеволие, дьявольское внушение, соблазн того, что свет может быть иным, не Божественным; что прекрасное культуры выше прекрасного Господнего творения, выше Самого Творца. Культивированию этих тенденций способствовало и появившееся в середине XIX в. в Германии понятие "ценности", пришедшее в культуру из политической экономии ("ценность" = "стоимость"). С этой же экономической меркой мы подходили и продолжаем подходить к Слову Божию, к вечным истинам христианства; "христианские ценности" - "христианские стоимости", "христианские цены"...
Современная педагогика продолжает идти по пути формирования
прежде веет характера: умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять свои замыслы, уметь достигать поставленных целей, уметь овладевать окружающей средой. Однако, физическое здоровье, культура ума, сильный характер не могут спасти человека от внутренних нравственных трагических конфликтов, от холода бездушия и "грядущего хама". Тема человека, культуры оказывается значительно шире и глубже, запутаннее и сложнее, нежели ее преподносит современная система образования.
Нежелательно форсировать развитие духовных склонностей в ранней юности; однако желательно помочь ребенку развить те духовные тенденции, которые у него просматриваются. Ибо юность - это время конкретного религиозного обучения, время "врастания" в дух Божий. Верный путь духовных дерзаний в данный период - помочь развиться у ученика, студента христианскому воображению: направить внимание учащегося на все прекрасное, а потом посмотреть, что он захочет добавить к нему, изменить, убрать, чтобы завершить красоту. У молодости замечательная память, замечательная интуиция, но они действуют только в отношении вещей, которые ее интересуют. То, к чему у ученика нет интереса, нет ощущения духовной близости, он никогда не запомнит, он его просто не увидит, не услышит, не узнает, так как для того, чтобы понять, нужно ощутить родство, теплоту, радость и свет. Это не ошибка юношеской памяти и воображения - это ошибка тех, кто навязывает им внешнее, мертвое и циничное. Ибо где, как не в детстве, юности, проглядывает устроение Божие, дух Божественной гармонии. Каждый из учащихся - неповторимая личность, готовая раскрыться навстречу Богу и людям. А то, что культивируют современная педагогика, современная система образования, оказывается безобразно мертвым, затхлым, необратимым образом искажающим экологию юношеской духовности, нарушающим естественный иммунитет.
Не всегда целесообразно играть с эмоциями юности. Преподающим часто доставляет удовольствие видеть, как учащихся поражает некая мысль, некое слово, но, поступая так, мы же и ослабляем эти способности. Лучше всего сохранить чувства юности нетронутыми для того чтобы эта самая глубинная способность могла еще более углубиться и стать сильнее, чтобы, когда ученик, студент достигнут возраста, в котором их наилучшие эмоции должны будут проявиться, они были совершенны. Единственное, что мы должны и можем сделать в данной ситуации, это развить у молодого поколения способность рассуждать, рассуждать творчески и беспристрастно, рассуждать по совести. Ибо именно от этой способности зависит будущее молодежи, от нее зависит вся их жизнь. Там, где способность рассуждать не развита, всегда существует угроза жизни. Лучший способ помочь в постижении современных процессов - это дать желательные впечатления об условиях, ситуациях, о личностях. И таким образом, давая конкретные безотносительные фрагменты окружающих реалий, мы позволяем юному сознанию учиться самому без того, чтобы учить его пустыми словами и парафразами.
Огромный недостаток современной системы обучения состоит в том, что она всего лишь учит человека получать от жизни то, что ему хочется. И он пытается получить это во что бы то ни стало, всеми путями, правыми и неправыми, зачастую, невзирая на причиняемые другим людям потери и боль. Вследствие этого жизнь наполнилась конкуренцией в коммерции, на профессиональном поприще и государственной службе. Для того, чтобы один мог приобрести, другой наверняка должен потерять. Ребенку следует начинать учиться соперничеству в добродетели и конкуренции в благотворительности.
Жизнь - это результат взаимодействий, а взаимодействие может быть создано посредством изменения настроя с эгоизма на бескорыстие.
Единственная надежда созидания в будущем лучшего мирового духа -
это учить идеалу бескорыстия и благодушия, тем самым делая его
духом грядущего мира.
Должен быть стандарт всеобщего обучения в стране. Это
принципиальная вещь, необходимая для порядка и мира в обществе и
нации. Никто, как бы стеснены не были его обстоятельства, не должен быть
лишен обучения в детстве - единственной возможности для
души обрести знания. Следует считать, что каждый ребенок - ребенок
общества. Ученик должен научиться признавать свое родство и долг по отношению к тем, кто его окружает. Улучшение мира в большей степени зависит от развития грядущего поколения. Идеал любви и почитания ближнего следует начинать преподавать с дома, школы. И первым этапом знаний, которые необходимо дать ребенку, должно стать введение в метафизику, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь между душой и разумом, душой и телом, душой и Богом и т.д.
Следующим этапом должно стать ознакомление с обычаями страны, где ребенок родился и где ему жить. Мы должны отбросить наивные идеи о провинциальной уютности, амбициозности и заново переосмыслить динамику нашего развития, которая безусловно определяется динамикой духа национального. Но нельзя забывать и об органической целостности мира. Мы находимся на переломе не только русской, белорусской, но и мировой истории. Перед современной Белоруссией стоят труднейшие задачи самопознания и самообретения. Со всех сторон выдвигаются всевозможные принципы, всевозможные интересы, но все они формальны, ибо нег в них главного, интуитивно-кровного: нет идеи Отечества. Налицо нечувствование в себе Родины. И в самую пору тут вспомнить, что принадлежа к тварному миру, человек имманентен всей живой целостности бытия. Эта подлинность, "органическая целостность" и должны стать современной основой системы образования.
Изначально господствующая академическая теория педагогики веками разрушала христианские основы жизни. Поэтому современное образование не дает возможности отличить истинные зерна от плевел. Перед лицом надвигающегося всепланетарного магизма и оккультизма, мы наивно беспомощны, груды диссертаций и методик оказываются только пылью, и единственной возможностью спастись становится необходимость припасть к основам христианства, к основам, а не фарисейским имитациям. Ибо само понятие "образования" мы и то исказили. Проблемы образования уже не ограничиваются только школой, а охватили всю жизнь, и не в одной какой-либо стране, а во всем мире.
Никогда еще проблемы самовоспитания не ставились так остро; сам ход истории делает такое самовоспитание условием выживания человечества в ситуации нарастающих глобальных трудностей. Когнитивные конструкты, методические частности не могут заменить глубин самосознания себя и культуры. Знание - не есть сила, знание есть любовь, а в любви невозможно объясняться согласно планам и методическим разработкам, потому что это самый искренний и уникальный акт во Вселенной. И преподавание должно стать духовным подвигом, несением любви к миру, человеку, народу, культуре, Богу.
Умственные перегрузки современной системы образования убивают не только желание учиться, но и свободу духовного поиска, ухудшают не только физическое, но и нравственное здоровье. Неизбежным следствием прогресса, платой за комфортность существования стали формализм, бездушие, нравственное оскопление. Мы научились говорить слова, много слов, но стерли и забыли их смыслы, мы формулируем наугад, наугад чувствуем и поступаем. Знания (маски, симулякры, фетиши, пустоты) поставили впереди любви, духовности, Божественного света.
Во все века человечество прежде всего старалось сохранить нерастленным детское сознание, пыталось сохранить "целомудрие мышления", боясь нашпиговать учащихся множеством знаний, умений. Не о развитии мышления шла речь (да и самого этого понятия не было), а об одухотворении. Ибо и смысл латинского "educacio" означал воспитание, взращивание вверх. Самая опасность современной школы - это перегрузка, костность и мертвость. Духовность требует времени, требует сил, здоровья и свежести. Мы же только все отнимаем, превращая образование в "королевство кривых зеркал", в марафонский бег. Духовность устремляет человека к поиску света изнутри, современный же педагогический контроль способствует только профессиональной имитации.
Почему педагогику высших внутренних сил заменили педагогикой
внешнего принуждения, контроля, робототехники, дрессуры? Вне
развития свободы нет смысла образования, воспитания. Но, каким
образом, не обращаясь к внешнему принуждению, фарисейским
заигрываниям, обеспечить связь образования, свободы и добра?..
Добро не культивируется внешними условиями среды, ни даже творческими усилиями, оно светит в душе независимо от всего и раскрывается в свете проблемы отношения к вечности, в свете идеи спасения, искупления и жертвенности. Мы все время пытаемся воспитать детей в духе свободы и в то же самое время стараемся и защитить их от тех катастроф, которые неизбежны, когда свобода души подавляется или стесняется. Вера в красоту человеческой души должна стать основой воспитания и образования.
Какова бы ни была ступень человеческого прогресса, один только Божественный идеал поможет прокладывать свой путь в океане жизни. Именно потеря Божественного идеала приводит к катастрофам и жизни людей и всего человечества вообще. Причина паралича современного прогресса - не что иное, как потеря Божественного. Пришло время, когда у человека нет религии предков, но он не создал и своей религии. Человек, особенно ребенок должен знать, что существует некий Идеал, что к этому Идеалу, сознательно или бессознательно стремится все человечество. Ребенок должен ощущать, что он ответственен за все, что делает, не только перед своими ближними, но и перед Кем-то высшим, и что смерть - это только мост, по которому душа переходит из одной сферы в другую. Духовный идеал - естественная наклонность каждой души, и нужно только этот огонь не погасить.
Бог - вне ценностей, вне всяких концепций, это живой опыт. И Вы живете в Боге. Каждая религия говорит, что есть Бог, в каждой религии Бог понимается как вездесущий, как присутствующий везде. Если он присутствует везде, то он присутствует и в Вас. Он присутствует во все времена. Когда мы здесь, теперь, сейчас, с нами - Бог. Но наш ум никогда не находится в настоящем мгновении, мы постоянно колеблемся, мечемся. Настоящий момент настолько глубок, широк, что мы его и не чувствуем. Но именно тот момент, который приводит наш ум в настоящее, и есть подлинное знание, именно там и пребывает Божественное.
Жизнь - это тотальность, поток, океан, все вместе взятое. Поток несет в себе и бревна, и мусор, и рыб, и лебедей, и драгоценные вещи, и грязь, и друзей, и врагов, и тебя самого, и т.д. Он не делает различий, он все уносит; ничто лежит в основе того, что может быть охарактеризовано как нечто.
Современная система образования должна ориентироваться не на ценности, а на духовность в собственном смысле этого слова. Духовность - как целостное стремление ясно видеть жизнь во всех ее проявлениях, ясно видеть истину. Если же нас интересует не Истина, а форма, это уже не духовность. Современное образование должно сделать "Божественное" другом сердца человеческого и научить хранить его, оберегать и лелеять. Для того, чтобы носить драгоценный камень, должна быть добротная и надежная оправа. Пусть же Мудрость и Знание именно христианской педагогики станут этой оправой сердца и надежно будут хранить и созидать, украшать Божественное.
Источник:
Мацевич М.Я. Инверсия христианских ценностей в современной системе образования. // VII Международные Кирилло-Мефодиевские
чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы
чтений (Минск, 22-24 мая 2001 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 2 / Европейский
гуманитарный ун-т, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост.
А. Ю. Бендин.– Мн.: ООО "Ковчег", 2002. – 255 с.
|