Агеенкова Е.К., эксперт Аппарата уполномоченного
по делам религий и национальностей при СМ Республики Беларусь
|
Пути распространения радикальных идей
среди мусульман Беларуси
тезисы доклада на конференции
«ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
(25–27 октября 2007 года, Минск)
|
На территории Беларуси всегда проживали мусульмане, которые мирно сосуществовали с представителями традиционных церквей и других конфессий. В Законе РБ “О свободе вероисповедания и религиозных организациях” в Статье 1 подчеркнуто, что он “…определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: …..неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама”.
Однако эта формулировка относится к той форме ислама, которая была завезена в Белоруссию ее носителями (в основном татарами), которые вместе с белорусским народом прошли нелегкий путь формирования и становления государства Республика Беларусь. В результате сформировалась уникальная общность граждан Беларуси, исповедующих ислам и которые относят себя к суннитам-ханафитам.
Эта общность с начала 90-х годов стала ареной пропаганды различных направлений ислама, не являющихся традиционными для Беларуси.
Анализ современной мусульманской литературы, распространенной в Беларуси позволяет сделать вывод, что большая их часть представляет собой источники, излагающие символы веры, или в которых излагаются основы ислама. Данная литература является неотъемлемой частью культурного наследия народов, исповедующего ислам, и способствующей их духовному становлению.
Однако часть материалов можно отнести к источникам, имеющих экстремистскую направленность или, при определенных условиях, способных провоцировать развитие процессов, которые могут представлять опасность и вред для белорусского общества.
Анализ этих источников выделить три группы содержащейся в них информации.
1. Материалы, в которых содержится призывы к осуществлению экстремистской деятельности (призывы уничтожению руководителей тех арабских стран, которые сотрудничают с западными странами; призывы к джихаду, как к борьбе против иноверцев; призывы к мировой экспансии ислама; призывы к созданию великого халифата, что неизбежно приведет к борьбе за власть за первенство в нем между различными направлениями ислама; выражение уничижительного отношения к цивилизации западного типа; призывы к противодействию светской и немусульманской власти; принижение символов веры других религий; прославление радикальных лидеров и групп, осуществлявших свою деятельность в мусульманских странах).
2. Материалы, в которых содержится информация, содержащая призывы к участию мусульман Беларуси в политической или религиозной деятельности в других странах.
3. Материалы, в которых содержится нейтральная информация общественного, религиозного, культурного и иного характера, которая при определенных условиях могут провоцировать развитие процессов, представляющие опасность для нашего общества. Это материалы, представляют собой пропаганду иных, чем сформированные на территории Беларуси направления ислама и являющихся государственными религиями иных государств.
Этот аспект можно рассматривать с двух позиций.
Во-первых, насколько согласована правовая модель (мазхаб) того направления ислама, которое исповедуют мусульмане Беларуси с ее законодательством.
Во-вторых, насколько согласована правовая модель тех или иных направлений ислама, распространяемых среди мусульман Беларуси, с:
- правовой моделью ислама, являющегося традиционным для ее мусульманских общин,
- законодательством Беларуси.
Необходимо отметить, что ханафитский мазхаб, принятый среди мусульман Беларуси является наиболее гибким и либеральным среди других мазхабов и наиболее приспособленным для адаптации в странах, где ислам не является ведущей религией.
В связи с этим ориентация белорусских мусульман на ханафистский мазхаб позволяет им без ущерба для их верования соблюдать законы Республики Беларусь, которые являются светскими.
Однако, в настоящее время в Беларуси развернулась обширная миссионерская деятельность представителей иных мазхабов. и распространение их литературных источников.
Усугубляет, с нашей точки зрения, проблему “зашифрованности” пропаганды радикальных исламистских идей два аспекта:
1) новые принципы распространения ислама
2) общая неосведомленность последователей ислама в основных положениях своей религии
Распространение радикальных и экстремистских идей ислама опирается на те же принципы, которые используются современными сектантскими организациями и движениями. Они прикрыты вполне благопристойной деятельностью. Если современные религиозные секты западной ориентации на первоначальных этапах вовлечения последователей используют их просвещение в области психологии, философии, науки, истории, экологии, здорового образа жизни и др., то радикальные исламисты предлагают, вполне легально и обоснованно, изучение Корана. Однако, часто изучение ислама иногда является только начальной стадией посвящения неофитов в экстремистскую деятельность. На это указывают многие исследователи феномена усиления религиозного экстремизма на Северном Кавказе.
|