|
ДУХОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Общество в каждый определенный исторический период своего развития придерживается морально-этических принципов, сформированных в рамках соответствующей культуры. Эти принципы закрепляются соответствующими законодательными актами.
Однако существует закон, который действует вне нас, вне зависимости оттого, что мы о нем думаем. Есть нечто вечное, что не создает общество. Этот закон иногда не согласуется с юридическими законами и этическими нормами, порой идет в разрез нашим инстинктам, даже инстинкту самосохранения. И мы можем назвать его духовным законом. Он сродни совести. Требования совести прорастают изнутри, моральные требования идут извне. Они могут совпасть, а могут и разойтись. Моральные требования не универсальны, они меняются в зависимости от времени, культуры, общественного строя. В голосе же совести звучит нравственный закон души человека.
Современная медицина ушла от прежней «патерналистской модели» во взаимоотношениях с пациентом, в основе которой лежал принцип неравноправности врача и пациента. Принципы автономии врача и пациента, информационного согласия легли в основу новой модели «равноправного партнерства», которая предполагает активное участие в лечебном процессе, как врача, так и пациента и позволяет пациенту самому принимать решение о том, что ему делать со своим организмом и нести ответственность за принятое решение. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих представлений и нравственных ценностей. Таким образом, с одной стороны, врач информирует больного и надеется, что его информация будет воспринята. С другой стороны, больной информирует врача о своей болезни, ощущениях в организме, чувствах потребностях, мотивах и надеется быть услышанным врачом. В итоге, формируется согласие между врачом и больным.
Трудно переоценить значение для современной медицинской этики и деонтологии труды и примеры личного служения Святого архиепископа Луки, (Войно-Ясенецкого) - христианского проповедника, профессора, доктора хирургии, врача-практика; митрополита Антония Сурожского - выдающегося современного христианского проповедника, доктора богословия, хирурга-практика и академика Алексея Алексеевича Ухтомского - физиолога с мировым именем, кандидата богословия, педагога.
Алексей Алексеевич Ухтомский создал стройную концепцию поведения человека, разработанную на стыке различных наук: физиологии и психологии, философии, социологии, этики, воплотившуюся в учение о доминанте, в которой человек предстает во всей целостности, в неразрывной совокупности его телесных, душевных и духовных качеств, его внутренней свободы.
Доминанта - это господствующее в нервной системе или психике возбуждение, которое втягивает в свое русло все внешние воздействия и является системообразующим фактором, определяющим характер ответной реакции организма и целенаправленность его поведения. Направляя все поведение организма на решение одной, важнейшей для данного момента, задачи доминанта преобразует или тормозит все другие рефлекторные реакции. Ученый писал: «В порядке самонаблюдения мы можем заметить каждый на себе, что, когда эта господствующая направленность есть, обостряется чисто звериная чувствительность и наблюдательность в одну сторону и как бы невосприимчивость к другим сторонам той же среды». Если в душе человека преобладают тяжкие впечатления, его доминанта «переделывает действительность», болезненно искажая ее. Это, по мысли А. А. Ухтомского, является предпосылкой эгоцентризма, «доминанты на себе». Восприятие организмом окружающего мира всегда субъективно, считал Ухтомский, ибо в каждый данный момент приходящая из внешнего мира информация контролируется и трансформируется уже существующими внутренними доминантами. «Нам кажется, что мы принимаем решения и действуем на основании того, как видим положение вещей, но фактически мы их видим сквозь призму наших доминант».
Кроме того, А. А. Ухтомский вывел законы общения - закон «Двойника» и закон «Заслуженного собеседника». «Двойник» - это психофизиологически оправданное состояние человека, суждение о мире с точки зрения своих доминант, видение мира сквозь призму индивидуальных потребностей и мотивов поведения. Свои устоявшиеся оценки он склонен считать единственно истинными; исходя из них, судит и оценивает других. Когда человек занят собой, у него «доминанта на себя», он не видит собеседника реально, а воспринимает собственную проекцию - «Двойника». «И только с того момента, когда он пробьет скорлупу своего мирка, он впервые получит «Собеседника».
Только освобождаясь от «Двойника», человек находит путь к «Заслуженному собеседнику». «Собеседник» - это вынесенная вовне и помимо себя главная цель жизни: труд над собою ради другого, уход от себя в жизнь ближнего, встречного человека.
Освобождение от своего «Двойника» - трудная, но необходимая задача каждого человека. Для этого нужно сделать центром тяготения другого. Когда мы отодвигаем себя на второй план, а на первый ставим другого, постепенно образуется «доминанта на другом» или «доминанта на Собеседнике». Доминанта на Собеседнике по Ухтомскому - это самоотвержение.
В состоянии «Двойника» человек не слышит собеседника. Это общение - монолог, разговор с собой. Способность услышать собеседника зависит от опыта собственного внутреннего диалога. «Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к тому, что препятствует к соединению с всеблагим Богом», - сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Духовное знание потенциально живет в душе каждого, оно может быть скрыто эгоистической доминантой. Опытное знание трудностей собственного духовного становления учит терпимости в общении с другими.
«Понимание подлинной природы человеческого сознания образует атмосферу живого, личностного взаимоотношения между людьми и дает возможность взаимопонимания или «внутреннего общения». Обращаясь к человеку как к духовной личности, можно помочь ему осознать нравственный конфликт, в котором он находится. Внутренняя раздвоенность - источник душевных страданий, мучений, многих болезней.
«Болезнь - один из самых серьезных кризисов, - говорит Антоний Сурожский, - потому что она ставит человека перед лицом целого ряда новых переживаний и ощущений: болезнь говорит о том, что он смертный, а значит, не имеет над собой власти». Болезнь может стать экзистенциальной встречей с самим собой. В этот период человек может быть готовым открыть свои болевые глубинные структуры. Что может само по себе приносить облегчение, а порой может служить исцелением даже от самой болезни.
Болезнь приводит больного к встрече с врачом. Эта встреча будет полноценной, если врач услышит пациента, его «внутренний голос», его переживания, если врач сумеет выйти из своего «Двойника» и увидеть «Собеседника» больного. Тогда врач и больной вступают в диалог и могут стать партнерами в борьбе с болезнью. Отвергаясь своих стереотипов, своего авторитета, своих взглядов на лечение, врач сумеет услышать запросы больного на оказание (или не оказание) помощи, на методы лечения, в которые верит сам больной.
Начало диалога - желание быть выслушанным. Это не просто потребность выговориться, разрядиться, но и еще желание быть услышанным.
Вот, что по этому поводу говорит митрополит Антоний Сурожский: «Надо очень осторожно мудро и смиренно подходить к больному человеку. Это надо делать так, чтобы больной знал, что вы пришли на неограниченное время, вы не спешите, вы совершенно присутствуете. Больной не должен чувствовать, что мы только и ждем момента, когда сможем уйти. Мы знаем, как выглядит посещение, если человек присаживается, и по его лицу явно, что у него десять минут времени. Так часто мы озираемся вокруг, смотрим по сторонам, и тот человек, которого мы будто бы пришли навестить, чувствует, что на самом деле мы вовсе не с ним. Физически - да, мы тут, но мысли наши разбегаются, мы думаем о своих планах, проблемах.
Если вы кого-то посещаете, пусть ему будет совершенно ясно, что все время, каким вы располагаете - пусть пять минут - принадлежит ему совершенно безраздельно, что в эти пять минут ваши мысли не будут заняты ничем другим, что нет на свете человека более значительного для вас, чем тот, с кем вы находитесь».
Инициатива к диалогу в каком-то отношении должна исходить от больного. Врач же должен быть «углубленно-молчалив и открыт», чтобы больной мог в любую минуту с ним заговорить.
Антоний Сурожский говорит о молчании как о форме духовного диалога. «Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию. Молчанию научиться не легко. Сядьте, возьмите больного за руку и скажите спокойно: «Я рад побыть с тобой…». И замолчите, будьте с ним, не воздвигайте между вами целый мир незначительных слов или поверхностных эмоций. Пусть ваше посещение будет ему в радость, пусть он знает, что и для вас быть с ним - радость. И вы обнаружите в какой-то момент - люди становятся способными говорить, - говорить серьезно, говорить глубинно, произносить то немногое, что сказать стоит. И вы обнаружите нечто еще более поразительное: что вы и сами способны говорить именно так».
Целостное восприятие человека в неразрывном единстве его душевных, духовных и телесных составляющих, бережное и уважительное отношение к душе человека, раскрывается в жизни и творчестве святителя-хирурга Луки Войно-Ясенецкого. Он сумел увидеть в каждом человеке страдающее Божие создание, нуждающееся в его помощи.
Его труд «Очерки по гнойной хирургии» профессор, доктор хирургии А.Г. Коневский называл музыкальным произведением для практикующих хирургов, «богословским трудом и врачевательной книгой»: «Она воистину врачует и наставляет студента-медика, врачует священника и профессора медицины, и каждого простого человека». В. А. Поляков сказал: «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку».
Для святителя-хирурга Луки не было «медицинского случая», а был живой страдающий человек, и физическое выздоровление он всегда связывал с обращением к Богу, всегда учил больных просить выздоровления у Бога.
Когда консилиумы врачей сообщали, что помочь больному не возможно, он с исключительным вниманием мог вникнуть во внутреннее состояние человека, найти нужное слово, нужный отклик, что содействовало чудесному исцелению «неизлечимых» больных.
Выдающийся диагност, он умел убедить врачей в необходимости только консервативного лечения, иногда профессор настаивал на проведении операции, вопреки убеждениям коллег, что оперировать поздно или нецелесообразно.
Точная диагностика святителя поражала врачей. Он показывал уроки врачебного мастерства. «В госпиталь поступил больной - молодой человека после контузии с жалобами на боли в правом подреберье. Ведущие специалисты госпиталя после тщательного обследования больного, объявили его симулянтом. Владыка осмотрел внимательно больного, затем долго смотрел ему в глаза. Ему подали снимки и анализы, но профессор не взял их. Прозвучал грозный диагноз - рак предстательной железы с метастазами в бедро. На недоумение врачей профессор предложил диагностическую операцию, на которой диагноз был подтвержден».
Сердце святителя было переполнено любовью и жалостью к ближним. Не имея возможность оказать медицинскую помощь, он обещал, что будет молиться. Сам Владыка говорил о себе как о духовном враче: «… очень многие говорят и пишут, что я оживил их духовно…».
Труды и примеры личного служения отечественных подвижников благочестия позволяют нам взглянуть на медицинскую этику, деонтологию и мораль в целом с позиций непреходящих христианских ценностей, заставляют изучать эти ценности, беречь и приумножать их.
Источник:
С. А. Куницкая. Духовное содержание отечественной медицинской этики и деонтоогии. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные
чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
|