|
КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ
КАК ДОМИНАНТА ВОСПИТАНИЯ
В современном белорусском обществе идея возможного привнесения знаний о религии в систему базового и среднего образования уже не встречает ярко выраженного протеста. Данное обстоятельство связано с тем, что в целом изменилось представление о роли веры в жизни социума и личности. Все большее количество субъектов педагогики осознают необходимость возрождения традиционной духовности, к которой, прежде всего, относится православие, исторически единое с белорусской государственностью.
Однако плюрализм мнений и «полная» свобода совести привела и к распространению нетрадиционной духовности, инокультурной и небезопасной для нравственного здоровья нации. Разобразованное за семьдесят лет население получило, в порыве поиска истины, широкие возможности выбора новой идеологии, религии, философии. Причем, пространство выбора составляли эклектичные учения и «новейшие системы врачевания», которые, руководствуясь политическими и экономическими выгодами, использовали оккультные методы воздействия на психику. В результате пагубного влияния на «духовно-нравственный иммунитет» нередкими стали неадекватность и разрушение целостности личности, тяжелые формы депрессии, несчастные семьи.
Похоже, этот негативный опыт не был глубоко осмыслен, потому что наблюдается тенденция воссоздания подобной ситуации для подрастающего поколения в области образования. В педагогических кругах отдается предпочтение бездушному изучению мировых религий, а не ознакомлению с православием как культурообразующим вероисповеданием. Это объясняется, с одной стороны, неизжитым предубеждением против веры и боязнью всего церковного. С другой стороны - дипломатической обеспокоенностью в отношении традиционных для Беларуси конфессий. Здесь необходимо отметить, что все вероисповедания, официально признанные традиционными, кроме православия, являются этноконфессиональными. Как национальные меньшинства, они имеют государственную поддержку в организации национального образования, которое не мыслится вне религиозного воспитания. Православие, генетически и исторически главное, идентичное для белорусского народа, подобным статусом не обладает, и, следовательно, такой поддержки не имеет.
Руководствуясь законом о правах ребенка (ст.10), сторонники культурологического подхода, полагают, что для самоопределения подростку необходимо первоначально постигнуть все мировые религии, а потом самостоятельно сделать свой духовный выбор. Но если взрослое население в начале девяностых годов не без психосоматических проблем и духовных заблуждений пережило подобные обстоятельства, то в каком состоянии окажется ребенок? Не исключена новая волна религиозной растерянности с не менее тяжелыми последствиями. При этом каждый ребенок естественно нуждается в развитии религиозной сферы его жизни наряду с физическим, нравственным, эстетическим воспитанием. Оградив детей от религии, мы не избавим их от трудностей социализации и адаптации, а напротив, лишим их возможности формирования духовного стержня.
Факт официального сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования в воспитании и образовании детей и молодежи свидетельствует не только о том, что осознана необходимость воздействия морального авторитета православия на молодое поколение, но и о том, что в этой области светская педагогика самостоятельно не справляется с поставленными задачами и интуитивно верно полагается на содействие веры отцов, которая признается определяющей в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В связи с этим очевидным является осмысление православной культурообразующей религии как доминанты целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Следовательно, целесообразно было бы воспринять многовековой опыт православия; освоить его духовно-нравственные начала; научить ценить отечественное наследие и обычаи. И только после этого, с позиции культурообразующей религии, возможно ознакомление с религиями мира. Лишь при таком подходе к образованию и воспитанию не нарушится целостность личности и станет возможной гармония ее качеств. Через восприятие традиционной духовности будет развиваться уважение к представителям других конфессий. Осмыслится бесценное значение родной культуры в собственной жизни и придет осознание ответственности за ее сохранение.
Источник:
А. С. Ахрамович. Культурообразующая религия как доминанта воспитания.
// I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения
(Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
|