Проблема соотношения мужского и женского начал в русской философии Серебряного века
Начать хотелось бы со слов учителя христианской церкви Климента Александрийского, который писал, что «между мужчиной и женщиной, как людьми, полное равенство. Оба имеют одинаковую натуру, а, следовательно, и способны к одинаковой добродетели. Следует ли из этого, что назначение женщины то же самое, что и мужчины? Физическая организация первой служит доказательством противного. Но различие в назначении не препятствует равенству» . Два начала равны в своем различии. То есть понимание роли мужчины и женщины заключается в различии их назначения в разных областях деятельности.
Понимание назначения этих двух начал, их связь с миром трансцендентного, с Богом мы постараемся показать через видение этой проблемы русскими философами Серебряного века — Соловьевым, Булгаковым и Бердяевым, которые связывали ее с софиологией, метафизикой пола и философией творчества.
Человек — это образ Божий, но человек — это и мужчина и женщина, значит образ и подобие — то, что подлежит восстановлению, — относится не к половине, не к полу, а к целому, т.е. к соединению мужского и женского начал, в котором нет, однако, смешения форм и разделения личностей. «Человек, — пишет Владимир Соловьев — есть творческое, зиждительное начало относительно своего женского дополнения не сам по себе, а как посредник или проводник Божественной силы» . Мужчина имеет в лице женщины материал, равный ему по степени актуализации и необходимый для творческого действия (подобно тому, как Бог творит вселенную из пустоты, а Христос созидает Церковь). Но мужчина обладает лишь правом первого шага на пути к совершенству, но не самим совершенством. По мнению философа отношение между мужем и женой — это «отношение двух различно действующих, но одинаково несовершенных потенций, достигающих совершенства только процессом взаимодействия». Таким образом, мужчина и женщина — это два начала, которые должны восстановиться в духовно – телесном союзе, который есть соединение человеческого с божественным или процесс богочеловеческий. Соответственно, любовь также становится не просто человеческой, но богочеловеческой, восходящей к Богу. В истинной любви должен возродиться образ Божий и то идеальное начало, которое связано с образом Вечной Женственности. Бог желает, чтобы этот образ реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться. То есть, небесным предметом любви всегда и для всех является Вечная Женственность Божия, и «задача истинной любви состоит в том, чтобы реализовать его в другом, низшем существе той же женской формы». Такое понимание любви позволило Н.Бердяеву сказать, что это слишком мужская философия, так как «для женщины эротическое отношение к Божеству должно окрашиваться в цвет культа Вечной мужественности» . Философ делает предположение, что Божество должно поворачиваться разными сторонами к разным человеческим полам. Однако такое «избирательное» отношение невозможно, т.к. в этом толковании кроется попытка найти в Боге либо мужское, либо женское начало для каждого конкретного человека.
Сергий Булгаков выступает против теории любви, развиваемой в русле философско – платонической традиции, в первую очередь В.Соловьевым, однако в своих размышлениях отталкивается от мыслей своего предшественника и во многом считает его своим учителем. Главный вопрос, который интересует Булгакова — отношение между Богом и миром, Богом и человеком, где посредником выступает София. Философ отождествляет Софию божественную и Софию земную, подчеркивая, что единая София открывается как в Боге, так и в его творении. Человек, как творение Бога, созданное по образу и подобию Божьему, несет в себе некий отсвет Абсолютного, что выражается прежде всего в его стремлении к творчеству. Булгаков указывает на творческий характер как самого возникновения человека, так и его существования в мире. Но человек, будучи тварью и действуя в тварном мире, не способен произвести ничего «метафизически нового»; он лишь воспроизводит «идеальный первообраз» и его подобие. Потенциальная абсолютность человеческого творчества не становится актуальной и порождает трагедию, которая может быть исправлена только любовью – смирением. И здесь возникает вопрос о понимании любви, пола в человеке и творчества, а также связанные с этим понятия духовного пола и духовного брака.
Самосознание мужчины и женщины, по мнению Булгакова, имеет свои отличительные черты. Мужчина деятелен, логичен, женщина склонна к самоотданию, мудра нелогичной, неличной мудростью простоты и чистоты. Вслед за Соловьевым, Булгаков признает андрогинный тип человека, но и каждый полу — человек является у него самостоятельной личностью и имеет свою духовную судьбу. Каждый пол имеет в себе дополнение, которое не является, однако, их смешением. В действительности полы не равны, но глубоко различны.
Двуполость человека представлена у Булгакова в «недрах духа». «Духовный пол вообще бывает сложным, ибо каждая личность представляет собой индивидуальное и своеобразное смешение стихии мужской и женской, и этим обусловлена творческая напряженность, эротика духа» . Человеческое творчество, по мнению Булгакова, в своем основании определяется его духовной двуполостью, тайной брачности, оно есть пересечение двух начал — гениальности и талантливости, горизонтали и вертикали. Мужскому началу — гениальному, зачинательному — принадлежит мотив и тема, с ним связано созерцание софийных сущностей и идей. «Гениальность зрит Софию, она сама есть софийный луч, ее откровение». Но творческий акт этим только начинается, творение же износится темным женственным лоном, «землею души». Именно талантливости — женскому началу — предстоит осуществить творческую тему, заданную гениальностью. Булгаков мыслит о гениальности как о духе, а о талантливости как о душе. Гениальность и талантливость присутствуют в каждом человеке потенциально и образуют его духовный состав. Главной целью жизни человека должно стать обретение гениальной темы и ее талантливое исполнение. Примером здесь выступает жизнь святых, являющая собой плод духовного творчества. Таким образом, в недрах духа каждый человек двупол. Высшее свое выражение двуполость человека получает в религиозном самосознании, в обращении души к Богу, что определяется как духовный брак. Обретая себя в Церкви и сливаясь с нею, человек, по мысли Булгакова, без различия своего индивидуального пола, находит себя в женственной стихии своей души и ощущает себя «телом Христовым». Напряженность одного начала приводит к мятежу против Бога. Так, Денница «отрекся от женственной стихии духа, захотел все иметь от себя, по-мужски, и сделался дьяволом». С. Булгаков разрешает проблему соотношения мужского и женского начал не в их уравнивании, а в духовном браке, в соединении души человека с Богом, а человечества — с Церковью.
Тема любви, пола и творчества занимает значительное место в философии Николая Бердяева. Существует некая метафизическая противоположность между любовью и полом, рождением и родом. Пол в любви означает утверждение индивидуальности, род в родовом инстинкте — ее уничтожение. Пол — это стихия, разлитая во всем существе человека. Кроме того, мужское и женское — это не только антропологические категории пола, но и космические. Не только в человеке, но и в космосе есть половое разделение на «мужское» и «женское» и половое их соединение. Мужское есть, по преимуществу, антропологическое, человеческое начало, женское — начало природное, космическое. Мужчина через женщину связан с природой, и через женщину же он связан с Душой мира, с божественной его сущностью. Но в своей темной, природной стихии, отделенной от мужской, женщина не обладает самостоятельной личностью. Здесь чувствуется влияние Я. Беме, для которого пол — следствие грехопадения, и в своем первоначальном состоянии человек беспол. Бердяев считает, что в мужчине и в женщине сохранился образ Божий, т. е. человек в корне своем остался бисексуальным, андрогиничным. Но полностью эта андрогиничность была восстановлена с приходом Христа. Избавление от природно – родовой, женской стихии, которая обладает властью над человеком, возможно только через «нового Адама» — Христа, который входит в мир через новую женственность — Деву Марию.
По мнению Бердяева, «существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного, … рождение отнимает энергию от творчества». Главная цель пола — изменение направления творческой энергии, превращение пола рождающего в пол творящий. Достигнуть этого можно лишь в любви, которая есть творческий акт, создающий иную жизнь, преодолевающий род и природную необходимость. Смысл любви заключается в творчестве иной жизни, в динамике движения. Творческий акт высшей любви примиряет также два начала, в любви которых существуют трагические противоречия, непонимание и отчужденность. Женщина — вся пол, она живет одним и не способна вместить в себя многое. В мужчине же пол более дифференцирован, в нем сильнее развито чувство личности, он обладает способностью вмещать в себя полноту бытия. Существует глубокое различие в отношении к любви, где женщина гениальна, а ее восприятие любви универсально, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы. Мужчина в любви скорее талантлив, его отношение к любви дифференциально, он не всего себя вкладывает в любовь и не целиком от нее зависит. Высший смысл любви заключается, таким образом, в примирении этих начал, в слиянии мужской и женской природы в образе Божьем, в восхождении падшего человека к богоподобию через любовь.
Мы видим, что философия любви стала одной из важнейших духовных тем для мыслителей Серебряного века. Основные характеристики, которыми философы наделяли два начала, таковы: мужское начало представлено как оформляющее, творческое (относительно своего женского дополнения), деятельное, логическое, индивидуальное, антропологическое, человеческое, светлое; с ним связаны понятия гениальности, Духа, Логоса. Женское начало определяется как оформляемое (материя), пассивное, нелогичное, неличное, природное, родовое, космическое, темное; ему соответствуют понятия талантливости, Души, Софии. Специфика понимания этих начал в том, что они определялись не только как категории антропологические, но и как космологические. Мужественность и женственность мыслители трактовали как космические и метафизические принципы. Появилась идея о женственной ипостаси мира ( Вечной Женственности, Софии), женское начало усматривали в Божественном космосе, в человечестве, Женственность понимали как универсальное начало мира, кроме того само бытие стало осмысливаться в характеристиках пола. В соотношении мужского и женского начал философы искали некую вселенскую гармонию и находили ее в любви как всеединяющей силе, где происходит соединение не только мужчины и женщины, но и тела с духом, человека с Богом.
|