Система подготовки специалиста-религиоведа в Институте философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова в контексте болонского процесса
Украина, как и многие страны, включилась в так называемый
болонский процесс, суть которого сводится к попытке приближения
образовательных систем разных стран. Необходимость такого процесса
вызвана желанием создать общее пространство по подготовке
квалифицированной рабочей силы. Для этого идеологи общемировой
образовательной реформы выделили несколько ключевых принципов: 1.
унификация перечня специальностей; 2. выделение перечень обязательных
дисциплин для подготовки по определенной специальности; 3. определяется
минимум академических чесов, которые составляют так называемые
«кредиты» (нормативные дисциплины должны составлять не меньше 1,5
кредита); 4. в подготовке специалиста нужно обеспечить три этапа
подготовки – бакалавр, магистр, доктор; 5. введение единой шкалы
оценивания, точнее, шкалы переведения из одной национальной системы в
другую.
Институт философского образования и науки Национального
педагогического университета им. М.П. Драгоманова (далее – ИФОН) начал
вводить их активно, имплементировать принципы болонского процесса в
2006-2007 учебном году. Прежде всего, была введена новая шкала
оценивания.
Порядок переведения рейтинговых показателей в европейские оценки ESTS
По шкале
ESTS
По шкале университета
По национальной шкале
экзамен
Зачет
А
90-100
Отлично
5 (отлично)
Зачтено
В
80-89
очень хорошо
4 (хорошо)
С
70-79
Хорошо
D
65-69
Удовлетворительно
3 (удовлетворительно)
Е
60-64
Достаточно
FX
35-59 неудовлетворительно с возможностью
повторной сдачи
2
(неудовлетворительно)
не
зачтено
F
1-34 неудовлетворительно с обязательным
повторным курсом
Кредитно-модульная система предполагает ряд разнородных видов
работы: лекции, семинарские (практические) занятия, индивидуальные
задания, научно-исследовательская работа, итоговое оценивание. Лекции и
семинары объединяются в модули. Модули это относительно
самостоятельные блоки, которые объединяют одну или несколько тем лекций
и семинарских занятий. Модуль, как правило, завершается подведением
итогов – закреплением знаний и выставлением модульной оценки. Модули
позволяют контролировать успешность студентов на протяжении всего курса.
Индивидуальное задание, с одной стороны, должно быть связано с
проблематикой конкретного курса, а с другой – учитывать пожелания и
интересы студентов. Как правило, индивидуальные задания выходят за рамки
общей программы курса. Например, курс «История мировой
религиоведческой мысли» в общей программе курса на семинар выносится
работа М. Мюллера «Введение в науку о религии», а если кто-то из студентов
пишет курсовую, посвященную религиоведческой концепции М. Мюллера, то
ему преподаватель может дать законспектировать работу М. Мюллера «От
слова к вере. Религия как предмет сравнительного изучения». Далее
преподаватель должен оценить проведенную работу и оценить ее на
некоторое количество баллов.
Научно-исследовательская работа предполагает, что студент под
руководством преподавателя должен провести исследования в рамках также
проблематики определенного курса. Должны также учитываться
индивидуальные пожелания и интересы студента. Например, он может
проанализировать религиоведческую концепцию М. Мюллера и указать на
сильные и слабые ее стороны. Если по предмету («История мировой
религиоведческой мысли») предлагается курсовая работа, то она может быть
зачтена как научно-исследовательская работа.
Лекции, плюс семинары, плюс оценки по модулям, плюс
индивидуальные задания, плюс научно-исследовательская работа формируют
текущую оценку по курсу; далее предполагается итоговое оценивание (зачет
или экзамен). Текущая оценка, плюс итоговая формирует общую оценку за
пройденный курс. Данная оценка выставляется в ведомость и
индивидуальный план студента. Часть текущей от общей оценки не должна
составлять больше нежили 70%, в таком соотношении итоговая оценка будет
составлять 30%. Итоговое оценивание является обязательным, ибо его целью
является систематизация полученного знания.
Грамотное применение кредитно-модульной системы при подготовке
специалистов-религиоведов может дать хорошие результаты: академическая
группа получает общее знание, а конкретный студент по средствам
индивидуальных заданий и научно-исследовательской работы учится с
младших курсов самостоятельной работе. Преподаватель уже с младших
курсов может направлять студента-религиоведа на решение актуальных
проблем религиоведения. Кроме того, преподаватель может дозировать
нагрузку, в зависимости от уровня студента.
Если задать вопросы, насколько удачным стало введение кредитно-
модульной системы в ИФОН и как это отобразилось на подготовке
специалистов-религиоведов? Не было выполнено главное условие – снижение
количества аудиторных часов и увеличение часов на самостоятельную работу
студента. Это вызвано, прежде всего, с недостаточной материально-
технической базой, а это, прежде всего, вызвано недостаточным
финансированием. Для того, чтобы обеспечить полноценную
самостоятельную работу библиотеки должны быть обеспечены всей
необходимой литературой, должны быть оборудованы компьютерные классы
с подключением к сети Интернет с возможностью выхода на основные
мировые электронные библиотеки.
В теперешних условиях отказаться уменьшить аудиторную и увеличить
самостоятельную работу привело бы к остановки учебного процесса. Хотя
надо сказать, кафедра культурологи выполняет распоряжение ректора НПУ
по проекту «Электронная педагогика». Кафедра готовит основную
литературу в электронном виде в формате ДЕЖАВЮ. В процессе эта
литература должна стать доступной в локальной сети НПУ.
Еще одной особенностью подготовки религиоведов в ИФОН является
то, что он находится в составе Педагогического ВУЗа. И в учебном плане
много педагогических дисциплин. Кроме того, религиоведы получают
двойную специальность – Религиоведение (практическая психология).
Соответственно, кроме педагогических дисциплин читается большое
количество психологических дисциплин. А если учесть, что еще читаются
философские дисциплин, удельный вес религиоведческого корпуса
дисциплин не очень большой. Хотя присутствуют все основные дисциплины:
Введение в религиоведение, История религии, География религии,
Религиозная вероучительная литература, Религиозная этика и аксиология,
Сравнительное религиоведение, История мировой религиоведческой мысли,
Религиоведческая мысль в Украине, Религиозная культурология, Методика
преподавания религиоведения, Философия религии, Религиозная философия,
Социология религии, Психология религии, Феноменология религии,
Философия патристики, религиозное искусство.
Важную роль в формировании специалиста-религиоведа играют
внеаудиторные мероприятия. В конце 2008 года было создано научное
общество студентов и аспирантов ИФОН, на автохромных началах в НТСА
функционирует секция религиоведения. С 1 сентября 2008 года, проводились
религиоведческие мероприятия в среднем одно мероприятие в неделю. Это
религиоведческие клубы, на которые пригашались молодые и именитые
ученые, которые выступали с докладами по узкой религиоведческой
тематике, клуб встреч с представителями религиозных организаций,
функционирует религиоведческий кружок, который работал в режиме спец-
семинара по работе Р. Отто «Священное».
Недавно в Институте философии ми. Г.С. Сковороды НАН Украины
проходил коллоквиум, посвященный религиоведческому образованию на
постсоветском пространстве. Представители кафедры религиоведения
Киевского национального университета им. Тараса Шевченко
проф. Прядко Е.И. и доц. Сарапин А.В. в своих докладах о подготовке
специалистов-религиоведов остановились прежде всего на тех курсах,
которые читаются студентам-религиоведам. То есть они в основном говорили
о теоретической подготовке. Также участники коллоквиума услышали доклад
доц. Головащенка С.И., который представлял кафедру религиоведения
Национального университета «Киево-Могилянская академия». Подготовка
религиоведов в НаУКМА осуществляется в рамках сертификатной
программы, то есть студент НаУКМА может получить помимо основного
диплома дополнительный документ, о том что он прослушал ряд курсов по
религиоведению. Проф. Головащенко С.И. указал на, то что подготовка их
студентов ориентирована прежде всего на практику. То есть главное, с его
точки зрения, это встречи, которые они организовывают, с представителями
религиозных организаций. С нашей точки зрения теория и практика должны
быть представлены в равной мере. Кафедра культурологи пытается в
подготовке специалистов-религиоведов реализовывать принцип
неотделимости теории и практики. Кроме того, мы пытаемся увеличить
научно-исследовательскую компоненту (это тоже одна из рекомендаций
болонского процесса), сейчас ведется работа по созданию при кафедре
культурологи научно-исследовательской лаборатории по исламу. Для этого
рабочая группа договаривается с рядом организаций о сотрудничестве. Для
этого в читальный зал ИФОН должны поступить учебно-методические
материалы и предложено ряд факультативных курсов по исламу и, конечно
же, курсы арабского языка, ориентированные на академические потребности.
И далее кафедра планирует увеличивать количество научно-
исследовательских лабораторий.
На данный момент можно утверждать, что формируется система
подготовки специалиста-религиоведа в ИФОН НПУ.
|