На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009

Хромец Виталий Леонидович
Старший преподаватель кафедры
культурологи НПУ имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина,
кандидат философских наук.

Система подготовки специалиста-религиоведа в Институте философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова в контексте болонского процесса

Украина, как и многие страны, включилась в так называемый болонский процесс, суть которого сводится к попытке приближения образовательных систем разных стран. Необходимость такого процесса вызвана желанием создать общее пространство по подготовке квалифицированной рабочей силы. Для этого идеологи общемировой образовательной реформы выделили несколько ключевых принципов: 1. унификация перечня специальностей; 2. выделение перечень обязательных дисциплин для подготовки по определенной специальности; 3. определяется минимум академических чесов, которые составляют так называемые «кредиты» (нормативные дисциплины должны составлять не меньше 1,5 кредита); 4. в подготовке специалиста нужно обеспечить три этапа подготовки – бакалавр, магистр, доктор; 5. введение единой шкалы оценивания, точнее, шкалы переведения из одной национальной системы в другую.

Институт философского образования и науки Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (далее – ИФОН) начал вводить их активно, имплементировать принципы болонского процесса в 2006-2007 учебном году. Прежде всего, была введена новая шкала оценивания.

Порядок переведения рейтинговых показателей в европейские оценки ESTS По шкале ESTS По шкале университета По национальной шкале экзамен Зачет А 90-100 Отлично 5 (отлично) Зачтено В 80-89 очень хорошо 4 (хорошо) С 70-79 Хорошо D 65-69 Удовлетворительно 3 (удовлетворительно) Е 60-64 Достаточно FX 35-59 неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи 2 (неудовлетворительно) не зачтено F 1-34 неудовлетворительно с обязательным повторным курсом

Кредитно-модульная система предполагает ряд разнородных видов работы: лекции, семинарские (практические) занятия, индивидуальные задания, научно-исследовательская работа, итоговое оценивание. Лекции и семинары объединяются в модули. Модули это относительно самостоятельные блоки, которые объединяют одну или несколько тем лекций и семинарских занятий. Модуль, как правило, завершается подведением итогов – закреплением знаний и выставлением модульной оценки. Модули позволяют контролировать успешность студентов на протяжении всего курса. Индивидуальное задание, с одной стороны, должно быть связано с проблематикой конкретного курса, а с другой – учитывать пожелания и интересы студентов. Как правило, индивидуальные задания выходят за рамки общей программы курса. Например, курс «История мировой религиоведческой мысли» в общей программе курса на семинар выносится работа М. Мюллера «Введение в науку о религии», а если кто-то из студентов пишет курсовую, посвященную религиоведческой концепции М. Мюллера, то ему преподаватель может дать законспектировать работу М. Мюллера «От слова к вере. Религия как предмет сравнительного изучения». Далее преподаватель должен оценить проведенную работу и оценить ее на некоторое количество баллов.

Научно-исследовательская работа предполагает, что студент под руководством преподавателя должен провести исследования в рамках также проблематики определенного курса. Должны также учитываться индивидуальные пожелания и интересы студента. Например, он может проанализировать религиоведческую концепцию М. Мюллера и указать на сильные и слабые ее стороны. Если по предмету («История мировой религиоведческой мысли») предлагается курсовая работа, то она может быть зачтена как научно-исследовательская работа.

Лекции, плюс семинары, плюс оценки по модулям, плюс индивидуальные задания, плюс научно-исследовательская работа формируют текущую оценку по курсу; далее предполагается итоговое оценивание (зачет или экзамен). Текущая оценка, плюс итоговая формирует общую оценку за пройденный курс. Данная оценка выставляется в ведомость и индивидуальный план студента. Часть текущей от общей оценки не должна составлять больше нежили 70%, в таком соотношении итоговая оценка будет составлять 30%. Итоговое оценивание является обязательным, ибо его целью является систематизация полученного знания.

Грамотное применение кредитно-модульной системы при подготовке специалистов-религиоведов может дать хорошие результаты: академическая группа получает общее знание, а конкретный студент по средствам индивидуальных заданий и научно-исследовательской работы учится с младших курсов самостоятельной работе. Преподаватель уже с младших курсов может направлять студента-религиоведа на решение актуальных проблем религиоведения. Кроме того, преподаватель может дозировать нагрузку, в зависимости от уровня студента.

Если задать вопросы, насколько удачным стало введение кредитно- модульной системы в ИФОН и как это отобразилось на подготовке специалистов-религиоведов? Не было выполнено главное условие – снижение количества аудиторных часов и увеличение часов на самостоятельную работу студента. Это вызвано, прежде всего, с недостаточной материально- технической базой, а это, прежде всего, вызвано недостаточным финансированием. Для того, чтобы обеспечить полноценную самостоятельную работу библиотеки должны быть обеспечены всей необходимой литературой, должны быть оборудованы компьютерные классы с подключением к сети Интернет с возможностью выхода на основные мировые электронные библиотеки.

В теперешних условиях отказаться уменьшить аудиторную и увеличить самостоятельную работу привело бы к остановки учебного процесса. Хотя надо сказать, кафедра культурологи выполняет распоряжение ректора НПУ по проекту «Электронная педагогика». Кафедра готовит основную литературу в электронном виде в формате ДЕЖАВЮ. В процессе эта литература должна стать доступной в локальной сети НПУ. Еще одной особенностью подготовки религиоведов в ИФОН является то, что он находится в составе Педагогического ВУЗа. И в учебном плане много педагогических дисциплин. Кроме того, религиоведы получают двойную специальность – Религиоведение (практическая психология). Соответственно, кроме педагогических дисциплин читается большое количество психологических дисциплин. А если учесть, что еще читаются философские дисциплин, удельный вес религиоведческого корпуса дисциплин не очень большой. Хотя присутствуют все основные дисциплины: Введение в религиоведение, История религии, География религии, Религиозная вероучительная литература, Религиозная этика и аксиология, Сравнительное религиоведение, История мировой религиоведческой мысли, Религиоведческая мысль в Украине, Религиозная культурология, Методика преподавания религиоведения, Философия религии, Религиозная философия, Социология религии, Психология религии, Феноменология религии, Философия патристики, религиозное искусство.

Важную роль в формировании специалиста-религиоведа играют внеаудиторные мероприятия. В конце 2008 года было создано научное общество студентов и аспирантов ИФОН, на автохромных началах в НТСА функционирует секция религиоведения. С 1 сентября 2008 года, проводились религиоведческие мероприятия в среднем одно мероприятие в неделю. Это религиоведческие клубы, на которые пригашались молодые и именитые ученые, которые выступали с докладами по узкой религиоведческой тематике, клуб встреч с представителями религиозных организаций, функционирует религиоведческий кружок, который работал в режиме спец- семинара по работе Р. Отто «Священное».

Недавно в Институте философии ми. Г.С. Сковороды НАН Украины проходил коллоквиум, посвященный религиоведческому образованию на постсоветском пространстве. Представители кафедры религиоведения Киевского национального университета им. Тараса Шевченко проф. Прядко Е.И. и доц. Сарапин А.В. в своих докладах о подготовке специалистов-религиоведов остановились прежде всего на тех курсах, которые читаются студентам-религиоведам. То есть они в основном говорили о теоретической подготовке. Также участники коллоквиума услышали доклад доц. Головащенка С.И., который представлял кафедру религиоведения Национального университета «Киево-Могилянская академия». Подготовка религиоведов в НаУКМА осуществляется в рамках сертификатной программы, то есть студент НаУКМА может получить помимо основного диплома дополнительный документ, о том что он прослушал ряд курсов по религиоведению. Проф. Головащенко С.И. указал на, то что подготовка их студентов ориентирована прежде всего на практику. То есть главное, с его точки зрения, это встречи, которые они организовывают, с представителями религиозных организаций. С нашей точки зрения теория и практика должны быть представлены в равной мере. Кафедра культурологи пытается в подготовке специалистов-религиоведов реализовывать принцип неотделимости теории и практики. Кроме того, мы пытаемся увеличить научно-исследовательскую компоненту (это тоже одна из рекомендаций болонского процесса), сейчас ведется работа по созданию при кафедре культурологи научно-исследовательской лаборатории по исламу. Для этого рабочая группа договаривается с рядом организаций о сотрудничестве. Для этого в читальный зал ИФОН должны поступить учебно-методические материалы и предложено ряд факультативных курсов по исламу и, конечно же, курсы арабского языка, ориентированные на академические потребности. И далее кафедра планирует увеличивать количество научно- исследовательских лабораторий.

На данный момент можно утверждать, что формируется система подготовки специалиста-религиоведа в ИФОН НПУ.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым