|
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями [2, С. 784].
Когда мы говорим о тоталитарных, или как их на Западе называют, деструктивных сектах, то речь уже идет не просто об обмане, но о преступлении против личности человека и об угрозе безопасности страны. Под понятием тоталитарные, или деструктивные секты, по определению ученых богословов, психологов, социологов, подпадают такие псевдорелигиозные общины, которые используют:
1) обманную вербовку;
2) контроль и манипулирование сознанием членов общины, чтобы сохранить их зависимыми и покорными лидеру и доктрине. Для этого существу-ют специальные методики кодирования, внушения, гипноза, специальной, так называемой агрессивной, диеты;
3) создание материальной зависимости культистов (сектантов) от лидера и его помощников;
4) насилие над личностью человека.
Оторванность культистов от общества, близких людей, внушение необходимости жить по законам секты, промывка мозгов, своеобразная диета, как правило, вегетарианская с лишением любых животных продуктов, контроль за поведением, депривация (лишение или ограничение) сна, активное навязывание своей любви приводят к резко выраженной внушаемости. На этом фоне культи-сты легко поддаются активным и пассивным гипнотическим воздействиям проповедей своих лидеров.
Как же проявляется изменение личности культиста, то, что мы нередко называем «зомбированностью»?
Обращают на себя внимание потухший взгляд, маловыразительное лицо, отсутствие интересов к окружающему миру и близким людям, безинициативность, стремление уйти из дома, покинуть родителей, жену, мужа или детей. Сектанты избегают встреч с бывшими друзьями. Отмечается почти абсолютное некритичное отношение к высказываниям, поведению, образу жизни своих лидеров и их учению, а отсюда — неприемлемость логического рассмотрения вопросов их вероучения. Им невозможно доказать бросающиеся в глаза несуразицы в их учении, «писаниях». Когда начинаешь говорить им о недостатках их учения, они начинают медитировать: их взгляд совсем как бы уходит внутрь себя, они тебя не слышат, отрешаются от всего, поле их сознания сужается.
Развивается социально-семейная дезадаптация, т. е. изменения личности становятся таковыми, что они уже не могут нормально трудиться, учиться, ужиться в семье и все их мысли сосредоточены на жизни в секте и среди приверженцев своего культа. Нередко у них развивается депрессия (уныние), особенно в тех случаях, когда проясняется сознание, и тогда возможны случаи суицидальных попыток (самоубийств).
С христианской точки зрения, секты, тем более тоталитарные, — есть грубый духовный обман, ложь, а отец лжи, как известно, — дьявол. Люди, идущие в секты, обольщаются дьяволом, а отсюда и тяжелые последствия — духовные, душевные и телесные болезни. Дьявол стремится умалить в человеке Образ Божий и Его Подобие и поэтому люди попадают в иллюзорный, выдуманный, ложный духовный мир. Это — бутафорская духовность. Душа человека отрывается от первоисточника своей духовности — Бога и попадает в сети отрицательной — дьявольской духовности, и это не может не сказаться на ее состоянии.
Завербованные сектанты имеют следующие проблемы психического и соматического здоровья:
1) крайнее нарушение идентичности личности, т. е. как бы раздвоение личности;
2) приступы паники и тревожности;
3) депрессия с мыслями о самоубийстве;
4) психосоматические нарушения — головные боли, бронхиальная астма, проявление нейродермита, дерматита, экзема, заболевания желудочно-кишечного тракта;
5) обострения неврологических и психических заболеваний;
6) развитие острых психозов;
7) потеря психологической активности;
8) резко обостренное чувство вины (греха), страхи, нарушения сна, что можно рассматривать как проявления невротического состояния (невроза);
9) потеря свободной воли, собственного контроля над своей жизнью и полная зависимость от лидера или его помощников;
10) развитие инфантильности и социальной и семейной дезадаптации;
11) истощение организма, ухудшение физического состояния, снижение иммунитета, развитие заболеваний [1, C. 61–62].
Безусловно, тоталитарные секты наносят огромный вред здоровью своих членов, страдание их семьям.
Приведем примеры, характеризующие разные формы агрессии, используемые в деструктивных неокультах. Проявлением очевидных актов физической агрессии вплоть до уничтожения людей деструктивные секты обратили на себя внимание всего человечества уже более 20 лет назад. Это события 1978 г. в Гайяне, в Джонстауне, где во время культового ритуала погибли 900 человек, включая детей; газовые атаки, проведенные «Аум Синрекё» в 1995 г. в токийском метро (11 человек погибли, 5000 отравлены). Секта «Орден Солнечного Храма», действующая в Австралии, Швейцарии, дважды с 1980 г. организовывала акты коллективного самоубийства (погибли 69 человек). Эта неокультовая организация проповедовала мистику, астрологию, йогу, кабалистику, занимаясь финансовыми аферами, продажей оружия. Правоохранительные органы Украины в 1993 г. предотвратили коллективное самоубийство культистов «Великого белого братства», приуроченное его руководством к объявленному им концу света. «Дианетика», по определению германских государственных органов, — «криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора» [4, С. 106]. «Ударь мать!» — тест на преданность в «Богородичном центре» [4, С. 107].
Нацеленные главарями культовых организаций верующие как роботы могут совершать правонарушения. Как правило, после систематических «занятий», семинаров в неокультах родители и друзья не узнают «новообращенных» из-за несвойственных им ранее грубости, дерзости, черствости, безучастности и безразличия к близким. Таким образом, пребывание в секте наносит адепту труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека, лишая свободы, уничтожает в нем личность.
Литература
- Иеромонах Берестов Анатолий. Грех, болезнь, исцеление / Иеромонах Берестов Анатолий. М. 2003. 128 с.
- Дворкин, А. Л. Сектоведение: тоталитарные секты / А. Л. Дворкин. Нижний Новгород. 2003. 816 с.
- Неокульты: «новые религии» века? / Е. С. Прокошина [и др.]. Минск: Четыре четверти. 2002. 240 с.
- Осипов, А. И. Тоталитарные секты: технология обмана / А. И. Осипов. Минск: Белорусский Экзархат – Белорусская Православная Церковь. 2004. 192 с.
Источник: Гаврилина А.А. Последствия воздействия деструктивных культов. // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.
|