ПЕРСПЕКТИВЫ МИССИОЛОГИИ В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наши Чтения посвящены диалогу церкви и культуры. Православное богословское образование может принимать различные формы и являть собой различные модели в зависимости от тех акцентов, которые ставятся в данный период, в конкретном регионе, в специфической социально-политической ситуации, в определенном контексте национальной или конфессиональной культуры. Для Русской Православной Церкви необходимость миссионерского акцента в сегодняшней модели богословского образования очевидна, но некоторый комментарий не бесполезен.
В настоящем докладе представлены лишь несколько тезисов, опирающиеся как на специфический российский контекст, так и на общеправославный опыт. Основные мысли можно свести к следующим утверждениям:
Православное богословское образование должно быть сегодня миссионерски адаптировано, то есть рассматриваться как принципиально важная составляющая миссии Церкви.
Миссиологический анализ этого тезиса подчеркивает необходимость тщательного, всестороннего и непредвзятого изучения религиозной ситуации в стране и мире.
Методы и характер миссии должны соответствовать вызову современности. Анализ миссионерских потребностей Церкви, а также стратегия и тактика миссии являются предметом особой богословской науки — миссиологии.
Миссиология обращает наше внимание на то, что мир постоянно изменяется, возникают новые проблемы, мир ставит перед Церковью новые и новые вопросы. Ответы на них коренятся в Священном Предании, но для того чтобы мир их услышал, понял и воспринял, нужно разговаривать с миром, проповедовать на понятном ему языке. При этом духовная жизнь требует неустанной активности, аскетического подвига и готовности ответить на вызов мира. Быть верным Преданию Церкви означает суметь избежать Сциллы реформаторства, либерализма, модернизма и Харибды талмудизма, фундаментализма, фарисейства.
Стремление сохранить верность Православию не должно побуждать контролировать духовное состояние ближнего, оно должно побуждать критически и строго относиться к своему собственному духовному состоянию и укреплять в себе дар любви к Богу и людям.
В ХХ веке стало очевидно, что многие страны, считавшиеся прежде христианскими, таковыми в строгом смысле слова не являются, и миссия там наиболее эффективна не столько как прямая проповедь и призыв к обращению, сколько как миссия через культуру, образование, через воздействие на сознание общества личным примером христианского подвига, воплощением в жизнь христианских ценностей. Не столько обличение и поучение привлекают людей к вере, не противопоставление православных неправославным, но готовность помочь нуждающимся, сострадание и молитва за них.
Торжество Православия в деле миссии становится видимым людям не тогда, когда оно провозглашается с амвона, но в жизни тех личностей православных, которые оказываются настоящими пастырями и друзьями людей отчаявшихся, павших или духовно ослепших.
И, наконец, еще раз следует подчеркнуть, что для миссионера (а значит и для сегодняшнего студента богослова) самое главное — видеть реальность и чувствовать дух времени, "вникать в обстоятельства времени", по слову св. Игнатия Богоносца .
Блаженнейшей Игнатий IV, Патриарх Антиохийский очень выразительно говорит о "риске современности": "Православные часто испытывают перед современностью страх. Она представляется навязанной им извне — грубым и жестоким вмешательством Запада, искаженного ересью. Не без отчаяния они видят, как культуры в той или иной мере вдохновленные их верой, и вообще все искусство жизни рушится под натиском ничем не ограниченного техницизма, индивидуализма, деструктивного для традиционных сообществ, а также гедонизма, порой столь неистового и грубого, что кажется он должен заставить человека забыть о своем вечном предназначении". Задача миссиологии, исходя из этого, не испугать такой современности и по слову Блаженнейшего Игнатия, "переориентировать ее изнутри". Причем "переориентировать" (re-orienter) и в буквальном смысле, ибо если чего и не хватает современности, так это ее Востока (Orient) 2!
Слава Богу, сегодня мы можем говорить не только о необходимости развития, но и о том, что православная миссиология уже начала складываться как особая богословская наука. Сюда можно отнести труды греческих богословов и пастырей: митр. Анастасия Яннулатоса (ныне предстоятеля Албанской Православной Церкви), Г.Драгаса, Н.Ниссиотиса, Е.Вулгаракиса, И.Стамулиса; румынского богослова И.Бриа; труды русских и американских православных: протопресвитера Александра Шмемана, прот. Иоанна Мейендорфа. Огромный и глубокий опыт миссии, необходимый для нашего изучения, находится в работах св. Иннокентия и других миссионеров в Сибири, на Алтае, на Курилах и Аляске, в Японии и Китае. Опираясь на столь богатый материал миссиология призвана помочь понять, как Церковь отвечает на вызов современности, на вызов мира.
В этом отношении для развития миссиологии как науки чрезвычайно важно придание всему богословскому образованию именно миссионерского характера. Речь идет не только о подготовке священнослужителей в семинариях, академиях и на богословских факультетах, но и о подготовке верующих мирян к церковному служению как в церковных, так и в светских структурах (например, в качестве преподавателей религиозных предметов в различных учебных заведениях, в качестве церковных журналистов, работников библиотек, музеев, издательств и др. специалистов). Богословское образование — это не только церковная наука, но и содействие тому, чтобы общество постепенно возвращалось к христианским ценностям, даже если это общество поликонфессионально и даже в значительной степени атеистически настроено, пусть и не так враждебно, как раньше. Богословское образование — это и способствование разрушению ложных стереотипов и атеистических установок, распространившихся в массовом сознании. Поэтому богословское образование — это широкая социо-культурологическая тема, включающая вопросы религиозного воспитания и преподавания предметов, связанных с религией, в самых различных светских образовательных учреждениях.
Общим у всех аспектов богословского образования может быть критерий церковности, уверенность в Откровении Божием, его верность Священному Писанию и Священному Преданию. Она проявляется посредством воплощения в жизнь тех нравственных ценностей, тех идеалов, которые заповеданы нам нашим Господом и Спасителем. Актуализация православного богословского образования сегодня заключается в раскрытии верующим людям в полной мере, а стоящим вне ограды Церкви, но ищущим Истины хотя бы отчасти, смысл и значение Священного Предания, смысл Церкви. Понятно, что придать такое чрезвычайно важное направление православному богословскому образованию обязана именно миссиология.
Конечно же, возникает совершенно естественный вопрос о месте миссиологии в структуре православного богословского образования и о месте самого богословского образования в системе всеобщего образования. Основная структура богословского образования в РПЦ — это духовные семинарии и академии. К ним прибавились духовные училища, курсы, воскресные школы и богословские институты. Традиционной моделью являются духовные школы в монастыре или закрытом церковном учебном заведении. В ряде Православных Церквей имеются и традиционные для Западной Европы богословские факультеты в государственных университетах. С миссионерской точки зрения, необходимость богословских факультетов в светских ВУЗах России назрела давно. Во-первых, важно добиться того, чтобы массовое сознание признало богословие одной из наук, одной из необходимых областей знания. Во-вторых, будущие священнослужители должны быть изолированы от мира, от его проблем, от социально-политических проблем. В-третьих, богословие не должно быть для нецерковного человека экзотикой, чем-то из мира "темного средневековья". Оно должно стать реальностью, которая пока что по тем или иным причинам ему недоступна. Для этого соседство богословского факультета с естественно-научными и гуманитарными факультетами чрезвычайно плодотворно, хотя и остаются возражения и опасения о церковном благочестии. По-видимому, единственно верный путь — это не путь реформ, но эксперимента, творческих поисков миссионерски эффективных форм богословского образования.
В начале нашего века известный богослов, профессор Московской Духовной Академии С.С.Глаголев утверждал, что "1) ни в одно высшее учебное заведение земного шара не поступают студенты с лучшей подготовкой …, чем в русские духовные академии, и 2) ни в одну высшую школу не поступают с такой неохотою, как в наши академии…"3. Сегодня многое изменилось. Приходской священник — желанное служение для семинариста, профессор духовной академии — отнюдь. Это — практически катастрофично с учетом сегодняшних миссионерских задач. На сложившуюся ситуацию повлиять можно, именно в этом и заключается одна из миссионерских задач, стоящая перед нашим богословским образованием.
Очевидна также потребность во введении новых предметов, таких как психология и христианская культурология. Видимо, нужны в семинариях и основы политологии, финансово-экономических и юридических знаний. Но именно миссиология как богословская наука в стенах духовных школ должна помочь Церкви ответить на сложные вопросы окружающего мира. Социальные, экономические, политические, экологические, национальные, культурные и прочие проблемы являются вызовом нам, христианам. Мы несем ответственность за Творение Божие, потому что мы — ученики Спасителя, Воплотившегося ради спасения всего мира. О необходимости реального ответа на вызовы времени, а в сегодняшнем контексте и для развития миссиологии, в свое время св. Феофан Затворник писал: "…слава науке, когда она поновляется от времени до времени, и в повторяющихся поновлениях представляет движение к лучшему, совершеннейшему, к своему образцовому размеру и развитию"4.
Естественно, речь идет о реформации самой Церкви, изменении ее внутреннего сакрального смысла бытия в человеческом мире. Речь идет о предоставлении человеку, в первую очередь будущему священнослужителю, твердо укоренившемуся на церковной православной почве, знания, с помощью которого церковь способна будет ответить на трудные вопросы современного общества.
Миссиология — это именно та богословская дисциплина, которая призвана подчеркивать необходимость активной деятельности и самовыражения церкви в мире. Митрополит Анастасиос писал: «Церковь, безжизненная миссионерски, не участвующая в Страданиях Господа на Голгофе ради спасения всего мира для взрастания до полноты Тела Господня с целью осуществления спасения всех…, не является живым Телом Христовым, не является "стражем духа единой, святой, вселенской и апостольской Церкви, которой Господь наш вверил продолжение Своего дела спасения"»5. Миссиология, таким образом, является такой богословской дисциплиной, которая не только подготавливает церковь к встрече с миром, но постоянно напоминает о том, что миссия — цель Церкви, тайный, действенный raison d'etre Церкви, без которого теряется понятие посланничества Церкви в мир.
Церковь не может быть безразлична к апостольской работе, не может ее отсутствием отрицать сама себя, разрушать свою сущность, потому что как свидетельствует Сам Господь: "Как Ты (Бог Отец) послал Меня в мир, так и Я послал их (учеников) в мир" (Ин.17:18). Церковь не может забыть великую заповедь своего Божественного основателя: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се, Я с вами во вся дни до скончания века" (Матф. 28:19-20). Церковь не может предать то, что она — "Тело Его (Христа), полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:23).
Миссия Церкви, таким образом, исполняется тем действием, которым в послушании заповеди Господней и движимая благодатью святого Духа, она становится необходимой всем социальным группам, чтобы примером жизни, словом, святыми таинствами и другими средствами благодати привести их к вере и миру Христову.
Будущее миссиологии заключается в том, чтобы всячески способствовать миссии Церкви перед современным обществом, служить созиданию такого синтеза в целостной христианской культуре, который был бы творческим отображением абсолютной истины Православия в постоянно меняющейся реальности.
Послание к Поликарпу Смирнскому, Цит. по Раннехристианские отцы церкви. Брюссель. С.141.
2 Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV, Православие и современность: направление свидетельства. Православная миссия сегодня. СПб. 1999. С.293.
3 Богословский вестник. 1905. Т.XIV. №3.
4 Св. Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859-1869гг.). 2 изд. М., 1991. С.4.
5 The purpose and motive of mission. Athens. P.36.
|