|
«Размышляя над трилогией»
Нас куда-то несет в непроглядную темь.
И погибельным вехам не видно конца.
Ложь и смута окрест. Обратитесь в детей!
Обратитесь в детей, и услышите голос Отца.
Иеромонах Роман
«Дай же всем нам, Господи, узнать и постичь, что есть человек». Этими словами предварил Владыка Филарет свою третью Киевскую книгу (будем условно так называть эти издания - для простоты изложения) под названием «Взыскание Царства.» Мы привыкли слышать, видеть, знать нашего всебелорусского архиерея мудрым, «право правящим», несомненно авторитетным для нас, его многочисленной паствы; таким его знают и его многочисленные ученики и по Московским Духовным Академии и Семинарии, где Владыка был ректором и педагогом 7 лет, и по Минским Духовным школам и по Теологическому Институту БГУ. И вдруг - такое обезоруживающее ученическое: «…узнать и постичь, что есть человек»…
ПКак часто можно наблюдать: человек задумал книгу или любое другое масштабное дело, но, не имея общей, центральной, радикальной - определите, как хотите, - концепции, генерального замысла, запутывается в частностях, заблуждается в трех соснах мелкого, незначительного, несерьезного. Киевский трехтомник митрополита Филарета (Вахрамеева) представляет вдумчивому читателю стройную архитектонику авторского замысла, где в фундаменте лежит концепция, которую кратко можно было бы определить, по слову Владыки, «школой доверия Богу». Завершая трилогию, автор прямо, хоть и ненавязчиво определяет концепцию, общий ее замысел, говоря, что эпиграфом к его трехтомному труду могли бы стать обращенные к Творцу слова царственного псалмопевца Давида: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5).
Издательское предисловие к последней книге трилогии, называя Митрополита Филарета «одним из выдающихся церковных мужей современности», говорит, в частности, что читателя книг Владыки не перестает поражать его поистине евангельская свобода и здравость его суждений.
Трехтомник митрополита вышел в задуманной киевскими издателями библиотеке (серии) «свидетели правды», и каждая работа Владыки, включенная в эту серию, -пусть и работа минувших лет - является подлинным свидетельством Истины. И эти свидетельства приглашают нас к размышлению…
…Председатель Синодальной Богословской комиссии, митрополит Филарет (Вахрамеев), прежде всего, являет себя в Киевском трехтомнике в качестве ученого-богослова. Таковым мы его видели в докладах «Богословие и антропологические концепции XX века», «Проблемы богословской антропологии», «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия», «Неведомое ведение», в лекции «Евангельское свидетельство в современном мире», в докладах на международных богословских конференциях последних двух лет: «Проблема зла в православном богословии», «Традиции, обычаи, нравы…», Церковная миссия русской эмиграции»-и другие.
Но - архиерей, предстоятель Белорусской Православной Церкви, Владыка неизбежно предстает пред паствой, перед миром и в качестве иерарха, организатора, руководителя. И в этой роли он видится нам в ряде выступлений и вступительных слов на различных церковно-общественных … например «Православие и современность», ««Центр тяжести» христианства», «Пресвятая Троица: богословие добрососедства», Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 кор.6,12), «слово о мытаре и т.п.
Праведническому и миссионерскому дару Владыке, его перу не нужды статьи и выступления в стиле, в характере размышлений. Один из разделов трехтомника так и называется: «Войду в размышления о силах Господа Бога» (Пс.70. 16). Сюда можно отнести такие работы Митрополита, как «О церковном богословии», «Богословие и философия: аспекты диалога», «Православия и современность», как впрочем, едва ли не весь раздел «Христианское учительство и педагогика».
Особым жанром творчества митрополита Филарета является его публицистика. Это, прежде всего, на наш взгляд, статьи «Город в сердце Вселенной», «Памяти митрополита Никодима Ротова», статья-эссе «В сокровенной патриархией тишине» и, конечно же, раздел «Церковь и мир, беседы с владыкой Филаретом». В последнем опубликованы фрагменты интервью, данных Владыкой по просьбе рядя белорусских и российских изданий, а также пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Тексты нашего белорусского Владыки совершенно обосновано и точно митрополит Киевский всея Украины Владимир в своем предисловию ко II тому называема примером «нераздельного единства «вселенного и родного», церковного опыта и личного Богослужения». И потому с неослабевающим интересом читаются миниатюры Владыки в ответ на вопросы журналистов – о его детстве и отрочестве, о родителях, семье и наставниках, об учебе в школе и Семинарии и т.п.
Являя читающему миру в обозреваемом трехтомнике высокий образец взаимопроникновения церковной публицистике и богословской науки, владыка Филарет ярко и твердого говорит в одной из статей, заключающий третий Киевский сборник: « … Мы не имеем право смотреть лишь в прошлое и говорить только о былом в то время, как мир опять опасно болен … Наш взгляд должен быть столь же внимательно обращен и в настоящее и в будущее Европы и мира»
Невозможно не согласиться с издателями Киевской трилогией, которые пишут в аннотации к последнему тому, что всем строем своей речи взвешенностью и мудрым спокойствием тона, образностью и смелостью аргументации Владыка показывает, каким может должно быть православное богословие в новом веке.
Завершить этот краткий обзор избранных трудов Патриаршего Экзарха всея Беларуси, думается уместно следующими словами Высокопреосвященного Владимира, митрополита Киевского и всея Украины: «Вера во Христа, «нас ради человек нашего ради спасения» принявшего на Себя полноту нашего человечества, может быть только самозабвенной и бесстрашной. Эту истину Митрополит Минский и Слуцкий Филарет доказывает не только безупречными богословскими построениями, но всем строем свой жизни.»
Галина Сытенко
|