На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0

Людмила БУНЕЕВА

«Для меня патриарх всегда оставался дядей Сережей»
Когда знакомая сказала, что в Бресте живет племянница патриарха Пимена, я, признаться, не поверила. И вот мы заходим в скромную квартирку в центре города. Сомнения рассеиваются сразу, когда видишь благородные черты лица Веры Валентиновны, слышишь ее московский говор. А главное – рассматриваешь старые фотографии, снятые еще в подмосковном Богородске – малой родине патриарха Пимена. Правда, с 1930 года этот город переименовали в Ногинск.

- Вот это моя мама – Мария Михайловна, в девичестве Извекова, - поясняет моя собеседница. – А вот этот милый мальчик с игрушкой в руках - ее родной брат, будущий патриарх. Для меня же - просто дядя Сережа.

Подтверждение этим словам я тут же нахожу в книге «История русской православной церкви» (Издание Сретенского монастыря, Москва, 2006 год):

«Дети в семье Извековых умирали в младенчестве, кроме первой дочери – Марии Михайловны, крестной матери своего брата – будущего патриарха, - пишет автор, протоиерей Владислав Цыпин. - Поэтому, когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре».

- Да, наша бабушка отличалась особой набожностью, - подтверждает Вера Валентиновна. - Она не пропускала ни одной службы в церкви. В ее комнате одна стена была сплошь увешена иконами - от пола до потолка. Как раз мимо ее дома в Ногинске проходило шоссе Энтузиастов, раньше Владимирский тракт. Заборов тогда у домов не было, и все проходящие и проезжающие могли видеть в окне бабушкин иконостас, мерцание лампадок перед святыми ликами. Люди и пугались, и восхищались: власти ведь объявили непримиримую войну верующим, а тут не подчиняются новым порядкам, живут как встарь.

Сергей Извеков, считавшийся гордостью школы, без колебаний ступил на путь духовного служения. В 17 лет он принял монашеский постриг. Если учесть, что произошло это в 1927 году, шаг был очень мужественный. Условия, в которых жила гонимая церковь,

оставались исключительно трудными. Символом того времени стал Соловецкий лагерь особого назначения, где томились в заключении архиереи, священники и миряне.

После пострига будущий первосвятитель (он был чрезвычайно одарен музыкально, обладал великолепным голосом) управлял хором в московском храме Преподобного Пимена Великого. В 1932 году был рукоположен в иеромонаха. В течение нескольких лет нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора.

- Я обожала дядю Сережу, и сама была у него любимой племянницей, - вспоминает Вера Валентиновна Казанская. - Мой папа страдал тяжелой формой астмы. Некоторое облегчение ему приносил только климат Средней Азии. Поэтому время от времени папе приходилось ездить в Узбекистан в санаторий. Мама его сопровождала, а меня оставляли на дядю Сережу. Я тогда еще была дошкольницей, и, когда он шел на службу в церковь, брал меня с собой. Посреди храмов стояли загородки для певчих, вот он меня там оставлял, а сам шел в алтарь. Иногда приводил меня в мастерскую, где работали золотошвейки. Помню, мне там квадратные пяльцы подарили. Мастерицы вышивали священнические облачения, выполняли и светские заказы: государственные гербы, знамена, занавеси для Большого театра. Дядя, захаживая туда, тоже научился этому мастерству. Когда я уезжала, он мне показал свое произведение - вышитые гладью три свеколки с детскими рожицами. Совсем как мы, три его маленькие племянницы! Как же мне понравилась эта вышивка! Но не хватило духу попросить ее.

Отцу Веры Казанской становилось все хуже, и для его спасения вся семья перебралась на постоянное место жительства в Среднюю Азию. Приезжал к ним и дядя Сережа. Вера Валентиновна вспоминает, что он работал на строительстве Большого Ферганского канала.

Биографы патриарха Пимена утверждают, что аресты и сроки заключения не миновали и его как до Великой Отечественной войны, так и после. Правда, приводят самые разноречивые сведения. Спрашиваю об этом у Веры Валентиновны. Она задумывается. Об этих страницах жизни своего родственника ей ничего не известно. Хотя не исключено, что родители оберегали детей от такой информации. Во всяком случае в доме разговоры на эту тему никогда не звучали. Правда, моя собеседница вспоминает: когда стала ходить в школу, мама просила, чтобы дочь никому не рассказывала о своем замечательном дяде. С детства остался у девочки страх перед «черным воронком». Она не могла не заметить, с какой тревогой всегда прислушивались родители к шуму машины за ночным окном.

В 1947 году Вера окончила фельдшерско-акушерское училище в Донецке и получила направление в Брест. Работать приходилось очень много. Молодой специалист с дипломом фельдшера-акушера и наркотизатора был нарасхват в городе, где не хватало квалифицированных медицинских кадров, отсутствовали лекарства и аппаратура. Родильного дома в Бресте фактически не было – только две палаты в больнице. Женщины в большинстве своем рожали дома. Не имелось даже скорой помощи. Медики добирались к пациентам пешком, на велосипедах, на телегах и попутках.

Вера Валентиновна спасла много жизней – взрослых и маленьких.

- Ради этого стоило жить, - говорит она.

После 18 лет работы в Бресте отличник здравоохранения Казанская была откомандирована в группу советских войск в Германии, где три года трудилась старшей операционной сестрой в одном из госпиталей. За добросовестный самоотверженный труд, чуткое и внимательное отношение к больным была удостоена высокой правительственной награды – медали «За трудовое отличие». Листовка с благодарностью командования озаглавлена была так: «Она не откажет в помощи в любую минуту дня и ночи» и призывала всех медработников брать пример с Веры Валентиновны Казанской.

Что касается ее дяди, он во время Великой Отечественной войны был призван в действующую армию, воевал. В послевоенное время служил священником в Муроме, Одессе, Ростове. В конце 1949 года его назначили наместником Псково-Печерского монастыря, где оставил о себе хорошую память как о замечательном пастыре и талантливом организаторе. В январе 1954 года возглавил Троице-Сергиеву лавру. Будущий патриарх последовательно проходил все ступени церковной иерархии: от иеромонаха до митрополита. А на Поместном соборе 1971 года он открытым голосованием был выбран патриархом Московским и всея Руси.

До племянницы, живущей на западной границе страны, доходили о нем крайне скудные сведения. Она посылала ему лекарства, передавала поклоны через старшую сестру, живущую в Ногинске. По каким-то признакам понимала, что, хотя патриарх недоступен для родственного общения, он не выпускает родных из поля зрения. Например, когда она приезжала в отпуск в Ногинск, он передавал через доверенных людей, что в такой-то день, в такой-то час будет проезжать мимо родного дома. Домашние во двор не выходили, чтобы не привлекать внимания посторонних, а стояли у окна и ждали, когда покажется эскорт машин и в одной из них мелькнет в благословляющем движении рука.

Сейчас она понимает: меры предосторожности исходили от дяди Сережи. Он оберегал своих родных, чтобы не навлечь на них неприятности. В те годы родство с патриархом могло дорого стоить. Каждый его шаг был под контролем. Достаточно сказать, что у себя на родине патриарх Московский и всея Руси был лишен права свободного передвижения по стране и прямого общения с паствой.

И все же патриарху Пимену суждено было увидеть иные времена. В 1988 году Михаил Горбачев возвестил об отказе от политики государственного атеизма. Увы, первосвятителю оставалось жить только два года. Он тяжело болел и в 1990 году отошел к Господу. Но при его жизни и с его деятельным участием произошли такие важные события, как празднование 1000-летия крещения Руси, прославление в лике святых Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, блаженной Ксении Петербуржской. Архиерейский собор 1989 года канонизировал первосвятителей Русской церкви патриархов Иова и Тихона. При патриархе Пимене было принято «Положение об экзархатах», которое предоставляло им (в Украине и в Беларуси) большие права в самоуправлении. Произошло возвращение Свято-Данилова монастыря, восстановление его и создание в его стенах духовно-административного центра Русской православной церкви.

Преемником патриарха Пимена на первосвятительском престоле стал, как мы знаем, Алексий II.

В биографии патриарха Пимена на сайте Свято-Тихоновского богословского института в графе «Родство» значится: «Дальний родственник - протоиерей Извеков Георгий Яковлевич». Всезнающий Интернет выдал информацию: Георгий Извеков был не только священнослужителем, но и выдающимся духовным композитором, расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году, прославлен в сонме новомучеников. Мы же от себя можем добавить сведения о более близком родстве 14-го патриарха. Это три племянницы - брестчанка Вера Валентиновна Казанская, жительница Мозыря Людмила Валентиновна Казанская и Зоя Валентиновна Крылова, проживающая в Ногинске, кстати, в том самом доме, где появился на свет будущий патриарх. Сейчас об этом можно говорить без опаски.

«Вечерний Брест»

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым