По итогам семинара «Проблема труда и собственности в
период экономического кризиса в свете христианской антропологии (учения
о человеке)».
16 января 2009 года. Институт Теологии БГУ.
В пятницу, 16 января 2009 года в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ прошел семинар «Проблема труда и собственности в
период экономического кризиса в свете христианской антропологии (учения
о человеке)». Вопросы, поднятые в ходе семинара не оставили никого
равнодушным. Так разгорелась горячая дискуссия об отношении к труду
православных христиан. Ученые-экономисты постарались объяснить, каким это отношение должно быть с точки зрения верующего человека на основании Библии, святоотеческого наследия и Основ социальной концепции РПЦ.
Например, экономисты подчеркнули разницу между «делать деньги», как нас призывает современная цивилизация, и их зарабатывать. «Делать деньги» - часто значит отнимать у кого-то, а зарабатывать – создавать нечто полезное для человека, для общества, подчеркнули ученые доктора наук С.В. Лукин и диакон Константин Голубев.
Всем хорошо известно выражение «муки творчества». Оказывается, оно
возникло не случайно. После изгнания Адама и Евы из Рая, труд приобрел
одновременно и радостный, и тягостный характер. Теперь человек, до сего дня, трудится «в поте лица своего». Труд стал и радостью, и наказанием одновременно.
Господь Бог дал изначально людям блага, которые они не создавали –
полезные ископаемые. Они заложены до существования
человеческой цивилизации. К полезным ископаемым добавить труд человека – и получаем материальные блага. Но, источник этих благ нам был бесплатно дан Богом.
Одной из важных проблем экономики является противостояние между трудом и капиталом. Это противостояние светское общество так и не смогло решить. В истории были способы с помощью идеологических методов заставить рабочих дешево трудиться, а с другой стороны, с помощью переговоров, забастовок заработная плата существенно выросла за последние два века. Выход здесь виден только один – руководствоваться христианским пониманием ситуации,
когда каждый стремиться больше отдать людям, обществу, чем взять себе. Тогда сглаживается это противостояние труда и капитала.
Также было сказано, что отказ в оплате честного труда является грехом
перед Богом. Работодатель обязан за произведенную по договоренности работу заплатить обещанную сумму.
|