На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0


Август - месяц трёх Спасов
Август – особый летний месяц. Месяц, наполненный ароматом созревших яблок и меда, радостью от выращенного хорошего урожая, восхищением от яркой зрелой красоты нашей природы. Богат август и на наряд светлых, наполненных особым смыслом, православных праздников. С 14 по 28 августа длится единственный посвящённый Богородице строгий двухнедельный Успенский пост, в течение которого разрешается кушать только растительную пищу, а запрещается не только рыба и молочные продукты, но даже в отдельные дни и растительное масло. Однако существует старинная поговорка, очень точно отражающая суть летних постов – Петрова и Успенского: «Петровка - голодовка, а Спасовка - лакомка». А еще в августе существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса: Первый Спас - 14 августа, по народному выражению – «на воде»; Второй - 19 августа, «на горе»; Третий - 29 августа, «на полотне». Об этих праздниках и Успенском посте наша сегодняшняя беседа с клириком Христорождественского собора иереем Алексеем Розовым.

- Отец Алексей, 14 августа православные верующие будут праздновать Медовый Спас. Почему этот день имеет такое название?

- Медовым Спасом в народе называют день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси. Основной праздник этого дня называется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. Этот праздник пришел к нам из Константинополя, где, по свидетельству православных историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель - до праздника Успения Богородицы - святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и отвращения болезней. В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии – освящается вода. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе Спасами, - Мокрый, или Медовый. В этот день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». Напомню вашим читателям, что 14 августа по церковному календарю есть первое августа.

- Отец Алексей, вы уже говорили, что 14 августа в православных храмах освящается мед.

- Это древний обычай, который издревле связан с установлением - первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим. Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед - один из самых вкусных и полезных постных продуктов.

- Пожалуй, это важно еще и потому, что в этот день начинается Успенский пост, который по строгости приравнивается к Великому.

- Вы правы. Несмотря на то, что 14 августа – это богатый православными праздниками день, верующим не стоит забывать, что это первый день Успенского поста, названного так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается. Этот пост - строгий, и Церковь призывает верующих воздерживаться на всем протяжении поста от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Устав Церкви в понедельник, среду и пятницу Успенского поста предписывает «питаться сухоядением», то есть не отваривать пищу, во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла, по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей. Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища. Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого, жившего в V веке: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)». Святой Симеон Солунский еще в XV веке писал, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном». По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.

- Отец Алексей, что бы вы посоветовали православным верующим накануне Успенского поста?

- Всегда надо помнить, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты. Это в первую очередь воздержание ради Христа, как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие должны стараться с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

- Август называют месяцем трех Спасов.

- Мы уже говорили о Первом Спасе. Второй приходится на 19 августа, когда празднуется Преображение Господне. В этот день в храмах освящаются плоды и ягоды, а у нас раньше это были преимущественно яблоки, потому и называют праздник Яблочным Спасом. По завершении Успенского поста, 29 августа - Третий Спас, который называют Спасом на холсте, а также и Хлебным, и Ореховым. Это празднество в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного изображения Иисуса Христа.

- Наши читатели часто спрашивают о том, почему Успение Пресвятой Богородицы считается праздником. Ведь успение означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Это день, когда Мать Иисуса Христа скончалась. К тому же все остальные многодневные посты завершаются каким-то радостным событием. И в этом особый смысл: радость после скорби и самоограничений. Успенский же пост завершается смертью. Но Успение при этом считается праздником. Почему?

- Христианское отношение к смерти радикальным образом отличается от отношения к смерти, распространенного среди неверующих и маловерующих людей. Для Богородицы смерть была переходом к жизни вечной, когда ее душа всецело соединилась с Богом, с ее возлюбленным Сыном. И для нас Успение - это не какое-то траурное событие, а церковный праздник, которым мы празднуем завершение земной жизни той из женщин, которая взошла на самые вершины человеческой святости и которую никто в святости не превзошел.

Шахцёр

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым