Август - месяц трёх Спасов
Август – особый летний месяц. Месяц, наполненный ароматом созревших яблок и меда, радостью от выращенного хорошего урожая, восхищением от яркой зрелой красоты нашей природы. Богат август и на наряд светлых, наполненных особым смыслом, православных праздников. С 14 по 28 августа длится единственный посвящённый Богородице строгий двухнедельный Успенский пост, в течение которого разрешается кушать только растительную пищу, а запрещается не только рыба и молочные продукты, но даже в отдельные дни и растительное масло. Однако существует старинная поговорка, очень точно отражающая суть летних постов – Петрова и Успенского: «Петровка - голодовка, а Спасовка - лакомка». А еще в августе существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса: Первый Спас - 14 августа, по народному выражению – «на воде»; Второй - 19 августа, «на горе»; Третий - 29 августа, «на полотне». Об этих праздниках и Успенском посте наша сегодняшняя беседа с клириком Христорождественского собора иереем Алексеем Розовым.
- Отец Алексей, 14 августа православные верующие будут праздновать Медовый Спас. Почему этот день имеет такое название?
- Медовым Спасом в народе называют день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси. Основной праздник этого дня называется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. Этот праздник пришел к нам из Константинополя, где, по свидетельству православных историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель - до праздника Успения Богородицы - святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и отвращения болезней. В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии – освящается вода. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе Спасами, - Мокрый, или Медовый. В этот день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». Напомню вашим читателям, что 14 августа по церковному календарю есть первое августа.
- Отец Алексей, вы уже говорили, что 14 августа в православных храмах освящается мед.
- Это древний обычай, который издревле связан с установлением - первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим. Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед - один из самых вкусных и полезных постных продуктов.
- Пожалуй, это важно еще и потому, что в этот день начинается Успенский пост, который по строгости приравнивается к Великому.
- Вы правы. Несмотря на то, что 14 августа – это богатый православными праздниками день, верующим не стоит забывать, что это первый день Успенского поста, названного так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается. Этот пост - строгий, и Церковь призывает верующих воздерживаться на всем протяжении поста от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Устав Церкви в понедельник, среду и пятницу Успенского поста предписывает «питаться сухоядением», то есть не отваривать пищу, во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла, по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей. Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища. Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого, жившего в V веке: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)». Святой Симеон Солунский еще в XV веке писал, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном». По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.
- Отец Алексей, что бы вы посоветовали православным верующим накануне Успенского поста?
- Всегда надо помнить, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты. Это в первую очередь воздержание ради Христа, как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие должны стараться с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
- Август называют месяцем трех Спасов.
- Мы уже говорили о Первом Спасе. Второй приходится на 19 августа, когда празднуется Преображение Господне. В этот день в храмах освящаются плоды и ягоды, а у нас раньше это были преимущественно яблоки, потому и называют праздник Яблочным Спасом. По завершении Успенского поста, 29 августа - Третий Спас, который называют Спасом на холсте, а также и Хлебным, и Ореховым. Это празднество в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного изображения Иисуса Христа.
- Наши читатели часто спрашивают о том, почему Успение Пресвятой Богородицы считается праздником. Ведь успение означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Это день, когда Мать Иисуса Христа скончалась. К тому же все остальные многодневные посты завершаются каким-то радостным событием. И в этом особый смысл: радость после скорби и самоограничений. Успенский же пост завершается смертью. Но Успение при этом считается праздником. Почему?
- Христианское отношение к смерти радикальным образом отличается от отношения к смерти, распространенного среди неверующих и маловерующих людей. Для Богородицы смерть была переходом к жизни вечной, когда ее душа всецело соединилась с Богом, с ее возлюбленным Сыном. И для нас Успение - это не какое-то траурное событие, а церковный праздник, которым мы празднуем завершение земной жизни той из женщин, которая взошла на самые вершины человеческой святости и которую никто в святости не превзошел.
Шахцёр
|