|
Мы все дети Божии
(интервью с настоятелем прихода Всех Скорбящих Радость о. Игорем Коростелевым)
Когда-то, в самом начале «революционных 90-х» уже прошлого века, в одной из своих последних проповедей известный православный священник отец Александр Мень (вскоре трагически погибший от рук якобы какого-то случайного умалишенного) сказал слова, которые актуальны и сегодня. Вот они: «Неверующих вообще нет! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры. …Он чувствует это. Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами».
Так уж случилось в нашей истории, что вначале истинная вера была действительно той опорой, которая не позволяла человеку забыть о том, что он создан по образу и подобию Божию. Потом пришли времена радикального атеизма и все перевернулось с точностью до наоборот: неверие было идеологией общества, позволившее из храмов делать конюшни. Но вот все вернулось (хотелось бы думать, надолго) на круги своя и уже в Беларуси который год идет не только восстановление тех церквей, которые чудом остались не разрушенными за семьдесят лет «борьбы с мракобесием», но и активно строятся новые храмы и монастыри. Причем, не без помощи государства.
Это признак всеобщего покаяния? Возвращения к своим истокам? Возрождение веры, а вместе с ней и настоящей духовности?
Обо всем этом, а так же о том, как обычный советский молодой человек стал не только верующим, но и получил сан священника (что для его друзей «из прошлой жизни» до сих пор является непонятным) и шел наш разговор с протоиереем, настоятелем прихода строящегося в Минске Скорбященского кафедрального собора и Свято-Евфросиниевской церкви, отцом Игорем КОРОСТЕЛЁВЫМ.
- Готовясь к встрече с вами, я подумала: было бы понятно, если бы на вашем месте я увидела пожилого священника – это означало бы, что вера в Бога в нем была заложена родителями, которые наверняка выросли до 1917 года. Если бы я увидела молодого священника – можно было бы подумать, что его мировоззрение сложилось в недавние времена, когда слово Бог уже не являлось запретным. Но вы явно родились и воспитывались в советские времена всеобщего атеизма. Что же стало причиной столь абсолютной трансформации души?
- Я родился в городе Минске и вырос в самой обычной советской семье. Отец был коммунистом, кадровым офицером советской армии. Однако после моего рождения, бабушка специально приехала с Урала, чтобы крестить меня, что и произошло в разрушенной в 60-е годы железнодорожной церкви Казанской иконы Божией Матери, которая стояла тогда на нынешней площади Мясникова.
Воспитывался я, как и все мои ровесники: школа, техникум, вуз – по специальности я архитектор и более двадцати лет проработал в сфере строительства. Был и остаюсь до сих пор членом Союза архитекторов Беларуси. Поэтому говорить о каком-то воспитании с детства в нашей семье веры в Бога не приходится. Да и когда я стал взрослеть, - мысли о Боге и о Церкви даже не возникало, тем более я и предположить в то время не мог что когда-нибудь стану священнослужителем.
- Но что-то же в вашей жизни повлияло на такую перемену судьбы?
- Многие нецерковные люди, чтобы объяснить, почему кто-то из знакомых или близких стал верующим или ушёл в монастырь, говорят о том, что у них не сложилась личная жизнь или случилось какая-то трагедия, и человек от отчаяния обратился к Богу, да так и остался с Ним. Но это глубокое заблуждение. У каждого человека свой путь к Богу. И трагические события в жизни не обязательно являются побудительной причиной прихода в храм.
Например, у меня в жизни всё складывалось довольно удачно. Я хорошо учился, у меня была интересная работа, было много друзей. Затем я женился и у меня родился сын. В студенческие годы я играл в самых первых рок-группах! То есть стоял у истоков зарождения белорусской рок-музыки. Правда, были проблемы с компетентными органами, так как рок в то время любили только «враги народа». Но, в общем, всё складывалось удачно, и жизнь была интересной. Однако очень хорошо помню странное состояние, когда в вихре веселья, в свете прожекторов, купаясь музыке, окруженный друзьями и поклонниками я ощущал непонятную тоску, как будто находился в холодной и чужой пустыне. Господь, попустив увидеть мне самому все так называемые «прелести» мирской жизни, уже тогда показал, что все это бесплодная суета сует, которая не может дать человеку настоящего счастья и радости в жизни.
Нынешняя молодежь знает такую западную поп-звезду, как Робби Уильямс: миллионер, с миллионами поклонников по всему миру. Но кто знает, что он постоянно принимает антидепрессанты? А многие другие ставшие известными музыканты и певцы спиваются, погибают от наркотиков при всех своих богатствах и славе. И я их состояние очень хорошо понимаю. Без веры в Бога душа остаётся пустой, тоскующей о Господе, совесть предупреждает об опасности безбожной жизни для бессмертной души, но люди редко реагируют на эти предупреждения.
- Но совесть – понятие абстрактное, что это такое?
- Ничего подобного! Каждый человек реально ощущает в себе глас Божий – совесть. Совесть нас мучает, мы ощущаем угрызения совести. Исповедь в церкви помогает нам очищать совесть от грехов. Человек состоит из тела и души. Но если о теле люди заботятся - поят, кормят, греют его, а при заболеваниях лечат, то о душе вообще позабыли. И мучаются от тоски, состояния депрессии или от непонятного уныния, от непонятной раздражительности, ненависти или злобы. Так почему же мы, если заболит тело, обязательно лечим его в больнице, а если болит душа, не спешим в духовную лечебницу, в храм?
- Современный образ жизни как раз и диктует: для того, чтобы чего-то в ней добиться, нужно не о душе заботиться, а пытаться хотя бы успевать подумать о теле – иначе физически не выдержишь бега вперед!
- А к какой цели бежит современный человек? К чему он стремится? Вот характерный пример – сегодня Скандинавские страны самые успешные во всем мире в плане благополучия, с самым высоким уровнем жизни. Но +именно в этих странах сегодня самый высокий уровень самоубийств, совершаемых этими самыми благополучными гражданами. У них есть всё, о чём многие у нас мечтают – а они добровольно уходят из жизни. Чего же им не хватает при их материальном благополучии?! А не хватает им самого главного – веры в Бога. Ведь Скандинавские страны самые безрелигиозные. А если нет Бога, так зачем тогда жить? Даже если жизнь весьма комфортна.
- И все же наверняка ваш приход в церковь не был обыкновенным. Не может атеист в одночасье стать искренне верующим.
- Атеисты – это люди, которые борются с религией, с верой, с Богом. В советское время мы в большинстве своём были просто безрелигиозными, неверующими от безграмотности людьми. Но Господь всё-таки может в одночасье сделать атеиста верующим человеком. Таких случаев очень много. Чаще всего это происходит с людьми, в каких-то экстремальных обстоятельствах. Но меня Господь вёл к вере постепенно. Он дал мне архитектурное образование. И я, будучи уже священником думал – зачем мне надо было претерпеть столько трудностей, чтобы получить архитектурное образование, а потом стать священником? Ведь до сих пор мне снятся ужасные сны о том, что завтра нужно сдавать курсовой проект, а я его ещё и не начинал делать. Только теперь, когда на улице Притыцкого построен крупный православный центр иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», стало понятно зачем! Смог ли бы я возглавить такое строительство, не имея архитектурного образования? То, что для обретения истины Божией Господь попустил мне обратиться к человеческому гению, и я перечитал +массу философской литературы, а позже религиозной – также не случайно, и сегодня при многочисленных беседах со светскими людьми для меня эти, полученные в то время знания, - большое подспорье. Господь попустил мне и испытание вер. Я бывал на службах и в католической церкви и у сектантов… Как же я благодарен сегодня Господу, что Он уберёг меня тогда от опрометчивого шага!
А еще были и чудеса… После службы в армии я очень много курил. Просто одну сигарету за другой! И как-то неумело, не зная, что такое церковь и молитвы, зашел в храм, постоял, и попросил: «Господи, помоги мне остановиться, избавь меня от этой слабости!». Не поверите, но именно с той минуты и прекратилась моя зависимость от табака! Резко бросил курить. Я до сих пор не могу зайти в помещение, и даже лифт, в которых до меня находились курящие люди – испытываю отвращение. Почему я считаю, что случилось чудо? А потому, что всё произошло резко, сразу и без внешнего медикаментозного вмешательства.
- Были ли у вас проблемы с выпивкой?
- Я уже говорил, что был «нормальным», современным молодым человеком, которому были не чужды все «радости» тогдашней жизни. И так же как с курением, когда сам понял, что дальнейшее употребление алкоголя уже опасно для здоровья, даже не заходя в храм, а внутренней молитвой к Богу, но очень искренней, просил избавить и от этого зла.
- И что же случилось?
- Чудо! Я так же резко перестал пить. И теперь я уверен, – это чудо Господь сотворил, чтобы в своём будущем священном служении я твёрдо знал: вера и помощь Божия всесильна! И не пью я уже много лет. А если в храм приходят люди с вопросом: может ли Господь помочь избавиться от алкоголизма. У меня нет и тени сомнения. Ведь я не теоретически, а на своём личном опыте знаю – да, Господу всё возможно! Медики говорят, что женский алкоголизм неизлечим. Неправда! В нашем приходе трудятся женщины, которые пришли к Господу в очень трудную минуту своей жизни. И эту помощь получили. Нужно только верить, и от всего сердца просить.
Ко мне иногда приходят друзья из прошлой мирской жизни, некоторые из них сегодня известные архитекторы и музыканты. И некоторые до сих пор не могут понять: как я мог отказаться от земных радостей и уйти служить Богу? А я их спрашиваю: Назовите мне эти радости! Ну, выпивка… Так напиваться хорошо или плохо? Ну, вообще-то плохо. Гулять с женщинами… Но ведь у тебя есть жена, хорошо ли изменять ей? Ну, вообще-то плохо… Что еще? Автомобили… У меня есть машина, она ездит – слава Богу. Крыша над головой есть, дети, внук. Я их бесконечно люблю. А от каких ещё ценностей жизни я отказался? И друзья умолкают: а ведь так оно и есть, не считать же дорогой коньяк, выпитый в один присест, радостью бытия?
- Не думаю, что вас поймут те, кто сегодня (правда, граждан Беларуси среди них пока не сильно видно) буквально сорит тысячами долларов то в казино, то в престижных «зонах отдыха».
- Знаете, у нас по традиции принято, чтобы новый дом освящал священник. Освящал и я современные замки. Часто впечатление оставалось гнетущее. Словно я побывал в некоем театре: снаружи и внутри богатые декорации, среди них находятся такие же богато одетые и сверкающие драгоценностями супруги. Но ведут они себя так, словно единственная цель в жизни - вызвать зависть у всех окружающих людей: вот, мол, мы какие богатые и счастливые! А когда занавес закрывается, начинается истинная жизнь, не на показ… Такие люди часто не только не понимают друг друга, но порой ненавидят один другого!
Поставленная цель стать очень богатым, занять высокое положение выполнена и внешние изменения налицо, но внутри человек не изменяется. Он такой же ранимый, с такими же внутренними проблемами, как и любой из его подчинённых. То есть внешне чаша переполнена, а внутри осталась пустой. Я понимаю это состояние, потому что до уверования жил по тем же законам, по которым живут многие и сегодня. И мне искренне жаль таких людей. Ведь они даже не догадываются, что нет большей радости в нашей земной жизни, чем помогать другому человеку, служить ему, а не унижать его. Богатство, мудрость, да и знания даёт человеку Бог. И мы обязаны достойно распоряжаться этими дарами.
- И все же: как вы пришли в церковь?
- Как ни странно было для меня в то время, но чем старше я становился, тем больше мне хотелось пойти в храм. Первый раз я зашел в кафедральный собор в самом начале 80-х годов и очень боялся, – я знал, какие проблемы были в советское время у верующих людей. Долго не мог перекреститься... Постоял в храме и ушел. Второй раз пришел, встал за колонну, чтобы никто не увидел, и впервые перекреститься. Был весь мокрый от пота, как будто разгрузил вагон дров. А затем, как и всякий образованный человек обложился книгами, чтобы понять, что же со мной случилось, почему я уже не мог жить без церкви. И почему мирская жизнь для меня становилась всё более и более чуждой. Прочитал даже Ленина, Маркса и Энгельса…
- Как же у вас сил на них хватило?
- Очень хотелось разобраться в правильности моего выбора. Меня волновал вопрос, почему я не воспринимаю материалистическую идеологию, которая в то время считалась единственно правильной. Именно поэтому и обратился к первоисточникам. Разочарование в «классиках» было полным, а уверенность в обретённой в Церкви истине – укрепилась. Оглядываясь назад, думаю, что именно Господь придавал мне тогда мужество и вёл к новой спасительной жизни. После этого я уже не стеснялся и не боялся ходить в церковь. Стал постоянным прихожанином, а затем стал петь в малом церковном хоре. После работы я буквально летел в храм, уже не обращая никакого внимания на окружающий мир, ибо в храме меня ждал Сам Господь, который дарит каждому приходящему к Нему неземную благодать!
- А что такое благодать?
- Неверующим людям это трудно объяснить… Благодать Божия отличается от обычной эмоциональной радости, которую испытывает человек от любимой работы, произведения искусства или от удачной покупки. Духовная радость не зависит от внешних обстоятельств или осязаемых материальных +причин. Здоров человек или тяжело болен, богат или беден, занимает ли он высокое положение в обществе или простой плотник он может получить обильные плоды благодати Божией, если он с Богом. +Вера делает человека любящим весь сотворённый Господом мир, каждого сотворённого по образу и подобию Божию человека. Бог есть любовь, а пребывать в любви это и есть самое прекрасное состояние человека.
- Напоследок не могу не спросить, каково ваше мнение о том, что происходит в городе Ивье: оттуда приходят сведения, что в одном из частных домов вдруг стали мироточить все иконы, даже те, что нарисованы на бумаге. Что это за явление?
- Мне сложно говорить об этом конкретном случае. Я в Ивье не был. Но в последнее время мироточение икон стало очень частым явлением. Достаточно вспомнить массовое мироточение икон в храме Покрова Пресвятой Богородицы в городе Дзержинске. В прошлом это случалось реже. Думаю, нам всем необходимо задуматься для чего Господь дает нам такой особый знак?.. Что Он хочет этим сказать? Не является ли это грозным предупреждением, что наше общество серьёзно болеет. Наши души изуродованы бездуховностью и безнравственностью, материальное обогащение сегодня главная цель в жизни человека, а мораль почитается пережитком прошлого. Не Бога чтим, а современного идола, который ослепляет людей блеском денег, славой и рекламируемой безнравственностью. Иконы плачут, как бы прося людей остановиться у края духовной пропасти, вернуться в храм Божий – потому что только храм является духовной лечебницей для человека, да и для всего общества.
Мы радуемся тому, что всё большее число людей начинают осознавать опасность бездуховности. Задумываются о будущем своих детей. Всё большее число людей приходят в храмы не только в праздники, но и в будние дни - помолиться, побыть наедине с Богом. Молодежи все больше приходит и это также говорит, что она уже осознанно готова жить с Богом в душе. Даже те, от кого это общество отказалось (алкоголики и бомжи) идут к нам. Они знают, что для церкви, для Бога все люди одинаково дороги.
- Завтра и послезавтра большие праздники – Благовещение и Пасха. Что бы вы хотели сказать нашим читателям в их преддверии?
- Что Господь любит каждого из нас! Нашего ради спасения Он пришёл в этот мир, претерпел крестные страдания и воскрес! И чтобы ни происходило в нашей жизни, надо жить с верой, надеждой и любовью в душе. Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
// Обозреватель № 14 (240) 6 апреля 2007
|