Пока звонят колокола
Доклад на церемонии памятного спецгашения и освящения серии почтовых марок посвящённых белорусским колоколам 7 ноября 2007 г.
|
|
На протяжении полутора столетий, с конца 18 до начала 20 веков, поддужные колокольчики, являясь специфически русским явлением, играли заметную роль в быту. Они быстро полюбились ямщикам и с успехом исполняли роль почтового рожка. Не исключено, что это связано с особым распространением колоколов в России и особым отношением к ним в народе как к явлению национальной культуры. Россия, как известно, превосходила прочие европейские страны по развитию колокольного дела. А поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола. Во всех легендах сквозит убеждение, что ямщицкие колокольчики – это потомки вечевого колокола, олицетворяющего свободу и независимость.
Особенности национальной езды
Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах, которые должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении, и выполнять две задачи. Первая – потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а остановки для перепряжки коней были недопустимы.
Немецкий дипломат, ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1633,1636, 1639 годах, писал, что у каждого ямщика был рожок из бычьего рога. Тем не менее, подъезжая к станции, охотник закладывал два пальца в рот и обыкновенным свистом вызывал смену. В свое оправдание ямщики говорили, что свист дальше слышно и лошади под молодецкий посвист бегут быстрее.
В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты. Наконец, в последней трети 18 века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось – дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.
«Ехали на тройке с бубенцами»
В конце 17 века в России учредили «образцовую почту», то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги для этого расширили, лошадей стали запрягать не «гусем», а в ряд, «тройкой».
Когда и кому пришла идея повесить на дугу коренника литой крикливый колокольчик – доподлинно неизвестно. Произошло это приблизительно в 70-е годы 18 века. И полюбился звон и ямщикам, и ездокам… А дальше, на почве этой всенародной любви, пришло время назреть новому конфликту. Колокольчики распространились очень широко, и звук из-под дуги частных повозок начал сбивать с толку ямщиков почтовых троек. И в правду не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься со звоном? Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в 19 веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей. Однако подобные запреты научились обходить.
С середины 19 века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятно звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов провело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а, следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» - созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.
«Кто колокол купит, тот счастлив будет»
Появление колокольчиков в России обусловлено большой протяженностью русских дорог, трудностями передвижения по ним из-за суровости климата, постоянного бездорожья и невозможности употребления общепринятого во всем мире сигнала почтового рожка, которому на смену и пришел ямщицкий колокольчик, как исключительно русское национальное явление. Широкое распространение колокольчиков в Польше, Финляндии связано с тем, что в 19 веке эти страны находились в составе России, и единая система почтовой связи требовала обязательного употребления колокольчиков почтовыми курьерскими экипажами и полицией для беспрепятственного и приоритетного движения по дорогам империи. В связи с этим, в 1836 году вышло постановление Сената о запрещении употребления колокольчиков для собственных и вольнонаемных экипажей, что представляло особые преимущества для следующих по делам государственной службы. В конце 19 – начале 20 веков колокольчиками пользовались нерегламентированно и очень широко по всей России не только во время путешествий, но и во время праздничных катаний и прочих бытовых ситуаций.
Колокольчики первоначально изготавливались без надписей. С 1802 года вводятся накладываемые на колокольчик объёмные литые надписи, которые, как правило, ставятся по нижнему краю (юбке) колокольчика. В надписи обозначался год, место отливки, имя мастера или заказчика. Были и специальные напутственные надписи: «Кого люблю, того и дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Спешу на Родину – дар Валдая», «Сдалеча весточку собою подавай».
Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.
Валдай – центр литейного промысла
О том, когда на Валдае появился первый колокольчик, говорят по-разному. Иногда даже сообщают конкретную дату появления первого валдайского колокольчика – 1478 год. В том году по приказу царя Ивана 3, - говорит легенда, - вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой силы бесчисленные мелкие осколки превратились в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…
Так ли было, иначе ли – про то нам неведомо. Другой, более прозаический вариант легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Но общепризнанно, что именно Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик исключительно русским, национальным явлением.
Проходят века, выходят из употребления, утрачивают прежнее значение предметы быта, но во все времена поддужный колокольчик остается символом свободы и счастья. А легкий веселый звон его, как и прежде радует сердце, в самые печальные дни дарит надежду.
Забытое ремесло
В 1851 году вблизи Валдая прошла Николаевская железная дорога, которая лишила жителей заработков с извоза, так как главный почтовый тракт Москва-Петербург утратил былое значение.
|