Вера и геополитика
Интервью с председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ, Митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Бурлящий котел истории не останавливает своей работы ни на миг. Стратегические концепции, расстановки сил, союзнические альянсы, экономические козыри - ничто из этого списка не вечно: все меняется, все претерпевает медленную, но неизбежную "переплавку". Тем не менее, каким бы хаотичным не казался водоворот политических событий и экономических взлетов и падений, человек всегда будет искать за всем этим некие скрытые смыслы, закономерности и механизмы, позволяющие обрести философское понимание развития человечества. Свою оценку глобальных вопросов, стоящих перед нациями, всегда давали и крупные религиозные организации мира, в том числе Русская православная церковь, объединяющая десятки миллионов приверженцев в огромном ареале от Бреста до Владивостока. Позиция РПЦ - вовсе не застывший набор постулатов, церковь реагирует на все вызовы времени, стремясь выработать максимально взвешенную позицию, которая не сковывала бы ум и волю прихожан, а наоборот, давала им простор для творчества и социальной активности. В этом плане особенно на чеку отдел внешних церковных связей Московского патриархата, своего рода министерство иностранных дел РПЦ, которое всегда должно быть готово разъяснить широким общественным кругам церковное мнение по любому вопросу. В беседе с председателем этого отдела, Митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) корреспондент БЕЛТА попытался затронуть несколько актуальных для нашего общества моментов, богословская оценка которых будет интересна читателю.
- Государства постсоветского пространства, в том числе те, где большинство верующих - православные, все более активно ведут диалог с Евросоюзом. Некоторые из них решительно связывают свое будущее с членством в этой организации. На взгляд руководства РПЦ, что такое европейские ценности сегодня? Насколько успешно могут они сосуществовать с ценностями православия?
- В основополагающих документах Европейского союза главными ценностями европейского мира провозглашены верховенство закона, демократия, уважение прав человека, социальная справедливость. Русская православная церковь не имеет ничего против такого набора ценностных ориентиров. Вместе с тем указанные аксиологические категории рассматриваются наднациональными структурами (Советом Европы, ОБСЕ, политическими и общественными силами отдельных стран) зачастую только в светском ключе, и их безрелигиозное прочтение может приводить к крайностям. Например, нынешнее понимание свободы личности позволяет открыто пропагандировать в публичном пространстве греховные антисоциальные взгляды, что неприемлемо для традиционного христианства.
Ценностный базис европейской цивилизации сложился не без влияния христианства, и это необходимо учитывать. Именно евангельская традиция создала в конечном счете европейское мировоззрение. Даже концепция прав и свобод человека, которая сформировалась в эпоху Просвещения, несет на себе печать христианства и основывается на понятии достоинства человека, созданного по образу и подобию Божьему.
В свою очередь, православный мир составляет неотъемлемую часть европейской цивилизации. И несмотря на то, что у нас с западными братьями-христианами есть некоторые различия во взглядах на мир, именно общее христианское наследие дает многочисленные возможности для построения солидарного и взаимополезного общежития.
- История и культура Беларуси формировались под глубоким влиянием как православия, так и католицизма. Римско-католическая церковь наряду с православной признана в Беларуси традиционной религией и вносит значительный вклад в общественную жизнь страны. Иными словами, Беларусь имеет уникальный опыт гармоничного сосуществования православия и католицизма. В этой связи намерено ли руководство Московского патриархата в дальнейшем использовать "белорусский фактор" в деле диалога двух конфессий и если намерено, то как именно?
- При оценке потенциала, которым обладает "белорусский фактор" в деле дальнейшего развития отношений между Московским патриархатом и Римско-католической церковью, на мой взгляд, важно учитывать историю католичества в Беларуси. Территория современной Беларуси в течение долгого времени входила в состав сначала Великого княжества Литовского, а затем объединенного польско-литовского государства, в котором католичество было официальным вероисповеданием. Католическая церковь в Беларуси, таким образом, принадлежит к польской традиции. Это обстоятельство может иметь большое значение для выстраивания конструктивного диалога между Русской православной церковью и католиками Польши.
Должен сказать, что в последнее время мы отмечаем некоторый прогресс в данной сфере. Так, например, в 2009 году польские католические епископы выступили с инициативой подписания с Московским патриархатом совместного документа о примирении польского и российского народов. Положительно отвечая на эту инициативу, русская церковь подчеркнула, что в совместной декларации речь должна идти о примирении не двух, а четырех народов Восточной Европы - польского, российского, украинского и белорусского, которые в своей истории, в том числе и церковной, всегда были неразрывно связаны друг с другом. Польская сторона с пониманием восприняла нашу точку зрения.
В ходе подготовки совместной декларации и дальнейшего развития отношений между восточноевропейскими народами, а также Московским патриархатом и Римско-католической церковью многовековой опыт православно-католических отношений в Беларуси может сыграть очень важную роль.
Я глубоко убежден, что невозможно ожидать улучшения отношений между народами без достижения согласия между церквами. Беларусь представляет собой пример такого согласия между католической церковью и Белорусским экзархатом Московского патриархата, что способствует сохранению общественного мира в белорусском народе.
- Экуменизм - у этого слова так много значений, что для одних оно ассоциируется с благим гуманистическим долгом, а для других - это самое что ни на есть ругательство, синоним ереси и отступничества. Так что же такое "правильный" экуменизм для православия сегодня?
- Термин "экуменизм" в настоящее время выходит из употребления. Под ним сегодня понимают минувшую эпоху межхристианских связей, которая отличалась ожиданием скорого преодоления различия между христианскими конфессиями. Как показала история, такие ожидания были преждевременными. В действительности богословские диалоги, хотя и показали высокую результативность, оказались не в состоянии минимизировать вероучительные различия, стоящие между христианскими церквами.
Вы правы, говоря о современной оценке экуменизма: на эту тему существуют полярные точки зрения. Однако эта полярность чаще всего поверхностная, она не охватывает всего спектра сложнейших вопросов, актуальных для межхристианских отношений.
Русская православная церковь никогда не отказывалась от диалога с инославными христианами. Но делать уступки, связанные с пересмотром догматического, канонического, литургического или нравственного учения, она не будет. Наше взаимодействие с инославными касается прежде всего практической области: сотрудничества в сфере диаконии, социального служения, работы с наркозависимыми, реабилитации ВИЧ-инфицированных, словом, в сферах, в которых у западных христиан накоплен немалый положительный опыт.
Наиболее перспективным сегодня оказывается диалог с Римско-католической церковью, которая придерживается близких с Православием взглядов на актуальную общественно-политическую проблематику. Мы не отказываемся и от участия в таких межхристианских организациях, как, например, Всемирный совет церквей. Сотрудничество в этом форуме дает нашей церкви платформу для выражения своей православной позиции, возможность координировать социально-диаконическое сотрудничество, противодействовать негативным тенденциям современного западного протестантизма.
- Церковные авторитеты многократно обращались к теме мирового финансово-экономического кризиса, отмечая, что в его глубине лежат нравственные корни. Если копать до конца: ростовщичество ведь осуждено Библией, впрочем, как и священными книгами других религий. Означает ли это, что сама суть банковской деятельности аморальна с религиозной точки зрения. Если я отдаю соседу деньги в рост - это грех, а если подобным занимается банк - это уже грехом не считается?
- В книге Второзакония написано: "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост" (Втор. 23:19–20). Как мы видим, ограничение здесь касается только отношений внутри иудейской общины. Подобный принцип переносится и на отношения внутри церкви. Во внутрицерковной административно-хозяйственной деятельности не может быть и речи о ростовщичестве и применении ссудного процента. Да и в личных отношениях между членами церковной общины не должен иметь места принцип ссуды под процент, ведь евангельская заповедь говорит о совершенно противоположном: "Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад" (Лк. 6:30).
Мир еще не готов жить по евангельским заповедям, и трудно ожидать их исполнения от всех людей. Основу современного бизнеса составляет именно ссудный процент, и если его отменить, то прекратятся всякие деловые отношения между людьми и организациями. Банки созданы, чтобы регулировать эти отношения и аккумулировать средства для их осуществления. Кредиты, можно сказать, - техническое условие существования современной цивилизации. Конечно, эта модель не единственная и не исключительная, но она существует, и по ней живет большинство людей на планете. Осуждать как грех техническое условие жизни современных людей - это все равно, что осуждать дома, в которых мы живем, одежду, которую носим, пищу, которую едим, транспортные средства, на которых ездим, плаваем или летаем.
Грехом является не техническое условие существования людей, а отношение человека к тому, что сопровождает его земную жизнь. Именно отношение к деньгам и вещам порождает кризис, к которому приводит, по выражению Святейшего Патриарха Кирилла, "культ богатства и безудержного потребления, погони за наживой любой ценой, эгоистического приобретения собственности, пренебрежения нуждами бедных". Не банковская или другая хозяйственная деятельность человека является греховной, а сотворение себе кумира в результате этой деятельности.
Церковь всегда стремится к гармонии духовного и вещественного в человеке, оберегая его от крайностей и их следствия - греха. Ярким свидетельством тому является альтернативная модель хозяйственных и общественных человеческих отношений, основанная на евангельских принципах и укорененная в многовековой церковной традиции. Русская церковь уже внесла весомый вклад в создание такой модели изданием в начале 2000-х годов двух основополагающих документов - Основ социальной концепции и Свода нравственных правил в хозяйствовании.
Интервью состоялось при содействии архимандрита Алексия (Шинкевича).
БЕЛТА
|