Священник – о постном меню, супружеском долге и Олимпиаде. Анна Крючкова
Начался Великий пост. В преддверии этого события читатели «АиФ» задали священнослужителю вопросы о смысле ралигиозных ограничений. На них ответил доцент Минской духовной академии, преподаватель философии и логики, настоятель церкви в Слонимском районе протоиерей Сергий ЛЕПИН.
Пост – не диета
* - Мне 78 лет. За это время нажила целый букет болезней. Я знаю, что если человек постится, то получает благодать избавления от болезней. Но у меня, наоборот, все обостряется. Врачи говорят, что мне постоянно необходимы молочные продукты…
- Пост, если говорить о его физической стороне, предназначен для смирения нашей плоти. Но если плоть уже и так смирена, истощена болезнями и возрастом, то, естественно, подход к постному рациону может быть пересмотрен. Врачебные назначения - абсолютное основание для этого. Важно, чтобы пост не приносил ни духовного, ни физического вреда. Как пишет св. Игнатий (Брянчанинов) своей заболевшей сестре: «Удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями». Помните, что пост – это не диета. И, думаю, в Вашем положении лучше сакцентировать свое внимание именно на духовной стороне вопроса: тщательнее хранить себя от раздражения, от осуждения или от каких-либо иных грехов, предрасположенность к которым вы за собой замечаете, больше уделять времени молитве, чтению Писания, чаще причащаться…Но как опасно заниматься самолечением, так опасно заниматься и самоспасением. Пост требует духовного наставничества, и, думаю, без него он не возможен. Поближе к храму, поближе к общине!
*
И. Кравцов, Брест: Страна спивается. Посты – хорошее время, чтобы отказываться от привычки пить. Но я никогда не слышал от священников проповедей, совмещающих антиалкогольную кампанию с постом.
- Устав ограничивает употребление спиртных напитков во время поста. Усердная борьба с вредными привычками и зависимостями – это главная тема поста вообще. Именно это подчеркивается, думаю, на любой проповеди, посвященной посту. Алкоголизм – страшный грех, но, тем не менее, это один из грехов… И поэтому церковь призывает к борьбе с ним. Церковь участвует во многих антиалкогольных проектах, как в светских, так и в своих собственных. Это и кормление зависимых в профильных стационарах, и группы анонимных алкоголиков… Конечно, не все у нас получается и не все мы делаем так, как надо было бы, но….
*
Л. Крепащев, Жодино: Раньше сэкономленные от ограничения в еде во время поста деньги люди жертвовали бедным. Эта традиция сохранилась?
- К сожалению, эта традиция отошла на второй план. Сегодня полноценный постный рацион едва ли дешевле. Некоторые проповедники напоминают, что постная пища – это не только пища неживотного происхождения, это еще и простая пища: безыскусная и дешевая. А то получается, что «ливерка» не постная, а мясо белой акулы в каком-нибудь невероятном соусе - постное… Но, тем не менее, то, что пост есть время для особенно усердно выполняемых дел милосердия, это не забывалось никогда. Без милосердия нет и поста.
Супружеское воздержание
*
Елена, Рогачев: Муж не очень понимает смысл воздержания (супружеского) в пост, из-за этого мы ссоримся. Как мне объяснить ему эту необходимость?
- Половое воздержание возможно только при обоюдном согласии супругов, о чем и говорит нам апостол Павел. Более стойкая сторона в браке должна стараться настроить на воздержание менее стойкую. Супруги оба должны захотеть воздержания. И самое главное, чтоб в семейной жизни пост не превращался в простое прикрытие отказа на манер пресловутой «головной боли». Спекуляции на идее поста вызывают озлобление в адрес Бога, Церкви и христианства ущемленного в своих правах супруга и провоцируют разрушение семьи. Если пост принес разлад в вашу семью, значит, кто-то что-то делает неправильно. Нужно обязательно посоветоваться со своим духовником. Христианский брак – это своего рода марш-бросок, где результат засчитывается по последнему. Поэтому всегда нужно нисходить к немощам друг друга, помогать друг другу. Но тупые отказы, ссылки на какого-нибудь старца, угрозы адом в данном случае не самые лучшие помощники. Если супруг не разделяет ваших религиозных взглядов или постнических стремлений, то отнеситесь к этому так, как будто виноваты в этом вы сами: ведь это вам не удалось увлечь своего супруга за собой. Церковь не пытается всех в таком деликатном вопросе стричь под одну гребенку: например, согласно правилу св. Дионисия Александрийского, в вопросах воздержания «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями».
*
Олег, Брест: Может ли у православного быть крестный другой веры, к примеру, католик?
- Нет. Крестить в Православие можно только по православной вере. Младенца крестят на основании веры его крестных родителей – именно они выступают поручителями в том завете, который заключает Бог и крещаемый в таинстве Крещения. В каком православии другого человека может поручиться тот, кто сам не принадлежит к Православию?
Как смотреть Олимпиаду
*
Владимир, Минск: Пост совпадает с Олимпиадой, довольно азартным зрелищем. Какие тут могут быть рекомендации?
- Что бы ни делал человек, он всегда рискует поступить по страсти. Даже самые благочестивые помыслы могут быть не лишены греховности. И если говорить о спорте, то тут много лазеек для того зла в человеке, которое ждет своего проявления. Речь идет об азарте, гордыне, тщеславии, сребролюбии. Здесь общих рекомендаций быть не должно. Если для человека радение за свою команду сопряжено с огромным количеством страстей, потерей равновесия, забвением благопристойности, то, думаю, стоит себя ограничить, потому что лучше потерять такое хобби, чем потерять душу. Если спорт, наоборот, способствует тренировке в человеке самообладания, терпения, здоровья, отвлекает его от заведомо дурного, то почему бы и нет?
- Будем надеяться, что наши спортсмены не заставят нас грешить на них…
- Дай Бог. Думаю, форма переживания в спорте тоже может и должна быть воцерковлена. Ведь можно не только кричать «Шайбу! Шайбу», но и молиться за тех, за кого болеете. Как только люди не приходят к Богу! Пусть и это будет один из поводов…
*
Ольга: Был случай, очень сильно захотелось сходить в церковь. Платка не было. Бабушки на входе набросились со злыми лицами - в церковь надо в платке...
- Когда мы приходим в храм, мы приходим не только к Богу, но и к общине. Христианство - религия общины. Для Бога, уверен, нет никакой разницы… Но для людей, среди которых есть обычаи и которые порой еще и воспитаны не очень… Однако если злобным бабушкам должно быть все равно, в платке вы или нет, то и вам должно быть без разницы, какие у них лица, не так ли? Помните, что вы, по вашему же слову, «пришли к Богу», а не проверить терпимость старушек. Бывайте чаще в церкви, и тогда меньше будет возникать недоуменных вопросов.
"Аргументы и факты в Белоруссии"
|