На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение/ Публицистика

Анна Крючкова

Священник – о постном меню, супружеском долге и Олимпиаде. Анна Крючкова
Начался Великий пост. В преддверии этого события читатели «АиФ» задали священнослужителю вопросы о смысле ралигиозных ограничений. На них ответил доцент Минской духовной академии, преподаватель философии и логики, настоятель церкви в Слонимском районе протоиерей Сергий ЛЕПИН.

Пост – не диета

* - Мне 78 лет. За это время нажила целый букет болезней. Я знаю, что если человек постится, то получает благодать избавления от болезней. Но у меня, наоборот, все обостряется. Врачи говорят, что мне постоянно необходимы молочные продукты…

- Пост, если говорить о его физической стороне, предназначен для смирения нашей плоти. Но если плоть уже и так смирена, истощена болезнями и возрастом, то, естественно, подход к постному рациону может быть пересмотрен. Врачебные назначения - абсолютное основание для этого. Важно, чтобы пост не приносил ни духовного, ни физического вреда. Как пишет св. Игнатий (Брянчанинов) своей заболевшей сестре: «Удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями». Помните, что пост – это не диета. И, думаю, в Вашем положении лучше сакцентировать свое внимание именно на духовной стороне вопроса: тщательнее хранить себя от раздражения, от осуждения или от каких-либо иных грехов, предрасположенность к которым вы за собой замечаете, больше уделять времени молитве, чтению Писания, чаще причащаться…Но как опасно заниматься самолечением, так опасно заниматься и самоспасением. Пост требует духовного наставничества, и, думаю, без него он не возможен. Поближе к храму, поближе к общине!

*

И. Кравцов, Брест: Страна спивается. Посты – хорошее время, чтобы отказываться от привычки пить. Но я никогда не слышал от священников проповедей, совмещающих антиалкогольную кампанию с постом.

- Устав ограничивает употребление спиртных напитков во время поста. Усердная борьба с вредными привычками и зависимостями – это главная тема поста вообще. Именно это подчеркивается, думаю, на любой проповеди, посвященной посту. Алкоголизм – страшный грех, но, тем не менее, это один из грехов… И поэтому церковь призывает к борьбе с ним. Церковь участвует во многих антиалкогольных проектах, как в светских, так и в своих собственных. Это и кормление зависимых в профильных стационарах, и группы анонимных алкоголиков… Конечно, не все у нас получается и не все мы делаем так, как надо было бы, но….

*

Л. Крепащев, Жодино: Раньше сэкономленные от ограничения в еде во время поста деньги люди жертвовали бедным. Эта традиция сохранилась?

- К сожалению, эта традиция отошла на второй план. Сегодня полноценный постный рацион едва ли дешевле. Некоторые проповедники напоминают, что постная пища – это не только пища неживотного происхождения, это еще и простая пища: безыскусная и дешевая. А то получается, что «ливерка» не постная, а мясо белой акулы в каком-нибудь невероятном соусе - постное… Но, тем не менее, то, что пост есть время для особенно усердно выполняемых дел милосердия, это не забывалось никогда. Без милосердия нет и поста. Супружеское воздержание

*

Елена, Рогачев: Муж не очень понимает смысл воздержания (супружеского) в пост, из-за этого мы ссоримся. Как мне объяснить ему эту необходимость?

- Половое воздержание возможно только при обоюдном согласии супругов, о чем и говорит нам апостол Павел. Более стойкая сторона в браке должна стараться настроить на воздержание менее стойкую. Супруги оба должны захотеть воздержания. И самое главное, чтоб в семейной жизни пост не превращался в простое прикрытие отказа на манер пресловутой «головной боли». Спекуляции на идее поста вызывают озлобление в адрес Бога, Церкви и христианства ущемленного в своих правах супруга и провоцируют разрушение семьи. Если пост принес разлад в вашу семью, значит, кто-то что-то делает неправильно. Нужно обязательно посоветоваться со своим духовником. Христианский брак – это своего рода марш-бросок, где результат засчитывается по последнему. Поэтому всегда нужно нисходить к немощам друг друга, помогать друг другу. Но тупые отказы, ссылки на какого-нибудь старца, угрозы адом в данном случае не самые лучшие помощники. Если супруг не разделяет ваших религиозных взглядов или постнических стремлений, то отнеситесь к этому так, как будто виноваты в этом вы сами: ведь это вам не удалось увлечь своего супруга за собой. Церковь не пытается всех в таком деликатном вопросе стричь под одну гребенку: например, согласно правилу св. Дионисия Александрийского, в вопросах воздержания «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями».

*

Олег, Брест: Может ли у православного быть крестный другой веры, к примеру, католик?

- Нет. Крестить в Православие можно только по православной вере. Младенца крестят на основании веры его крестных родителей – именно они выступают поручителями в том завете, который заключает Бог и крещаемый в таинстве Крещения. В каком православии другого человека может поручиться тот, кто сам не принадлежит к Православию? Как смотреть Олимпиаду

*

Владимир, Минск: Пост совпадает с Олимпиадой, довольно азартным зрелищем. Какие тут могут быть рекомендации?

- Что бы ни делал человек, он всегда рискует поступить по страсти. Даже самые благочестивые помыслы могут быть не лишены греховности. И если говорить о спорте, то тут много лазеек для того зла в человеке, которое ждет своего проявления. Речь идет об азарте, гордыне, тщеславии, сребролюбии. Здесь общих рекомендаций быть не должно. Если для человека радение за свою команду сопряжено с огромным количеством страстей, потерей равновесия, забвением благопристойности, то, думаю, стоит себя ограничить, потому что лучше потерять такое хобби, чем потерять душу. Если спорт, наоборот, способствует тренировке в человеке самообладания, терпения, здоровья, отвлекает его от заведомо дурного, то почему бы и нет?

- Будем надеяться, что наши спортсмены не заставят нас грешить на них…

- Дай Бог. Думаю, форма переживания в спорте тоже может и должна быть воцерковлена. Ведь можно не только кричать «Шайбу! Шайбу», но и молиться за тех, за кого болеете. Как только люди не приходят к Богу! Пусть и это будет один из поводов…

*

Ольга: Был случай, очень сильно захотелось сходить в церковь. Платка не было. Бабушки на входе набросились со злыми лицами - в церковь надо в платке...

- Когда мы приходим в храм, мы приходим не только к Богу, но и к общине. Христианство - религия общины. Для Бога, уверен, нет никакой разницы… Но для людей, среди которых есть обычаи и которые порой еще и воспитаны не очень… Однако если злобным бабушкам должно быть все равно, в платке вы или нет, то и вам должно быть без разницы, какие у них лица, не так ли? Помните, что вы, по вашему же слову, «пришли к Богу», а не проверить терпимость старушек. Бывайте чаще в церкви, и тогда меньше будет возникать недоуменных вопросов.



"Аргументы и факты в Белоруссии"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым