На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Социальная работа/Mастерские для людей с ограничениями

Елена Зенкевич
Секретарь Союза сестричеств милосердия БПЦ

«ТЫ – УНИКАЛЕН «
Семинар по музыкальной терапии детей с особенностями психофизического развития.

 

Музыка дается нам в помощь,

чтобы подтвердить наши чувства

и, исходя из этого,

вдохновлять и помогать другим!»

(Карина Фредриксон)

.

 

23 мая 2009 года в Центре духовного просвещения и милосердия Белорусского Экзархата в Минске по ул.Притыцкого 65 состоялся семинар по музыкальной терапии детей с особенностями психофизического развития «Ты – уникален».

Поддержку мероприятию оказали Благотворительное Общественное Объединение «Мир без границ», Центральная Стокгольмская Церковь Швеции, Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви, Социальный отдел Минской епархии и Православный приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Слова приветствия прозвучали от представителей организаторов мероприятия - протоиерея Олега Шульгина, руководителя Социального Отдела Минской епархии БПЦ, Елены Зенкевич, Исполнительного секретаря Союза сестричеств милосердия БПЦ, Татьяны Поевской, председателя БОО «Мир без границ», Кравцовой Марины, менеджера социальных мастерских прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Особую «изюминку» семинару привнесло выступление женского вокального ансамбля «Легато» (художественный руководитель – О.П.Кузьмина, концертмейстер – И.М.Симановская), который объединил слепых и слабовидящих людей.

 

Основной частью семинара явилось выступление Карины Фредриксон на тему «Практическое использование песни и музыки в работе с детьми с особенностями психо-физического развития». Рассказ Карины сопровождался музыкой – с помощью Ирины Бакаевой, сотрудницы БОО «Мир без границ», участники семинара получили полное представление о том песенном материале, который успешно используется в работе с детьми-инвалидами, причем детьми с очень тяжелыми и сложными диагнозами.

«В течение нескольких лет я встречала и больных и здоровых детей с очень широко варьирующими предпосылками к возможности выразиться при помощи слов или при помощи языка своего тела. Большинство из детей, к которым я обращаюсь, прикованы к кровати и, чаще всего, не способны к каким-либо физическим действиям. Обстоятельства в ежедневной жизни ребенка, которые повлияли негативно на способность разговаривать или тормозят ее, могут варьировать от хронических заболеваний до случайной болезни. Вот именно эти дети и послужили вдохновением для меня в написании песен».

Рассказом о своем опыте Карине удалось преодолеть стереотип о том, что таким «тяжелым» детям нужен не только медицинский и гигиенический уход - может быть даже больше, чем здоровые дети, они нуждаются в общении, они могут реагировать на слова и, особенно, на музыку.

«Песня и музыка вместе с физическим прикосновением является единственным инструментом для общения с такими детьми. Песни, записанные на диске, различны по содержанию, но каждая из них имеет намерение подчеркнуть индивидуальность ребенка, стимулировать в изучении собственного тела и способствовать в развитии радости и фантазии. Песни можно по-разному использовать для тренировки и стимулирования органов чувств и способностей детей.»

Удивительно и радостно было наблюдать то, что целеустремленность Карины, оптимизм и любовь к своему делу передавалась участникам семинара – не только специалистам, по долгу службы обязанным помогать больным детям, но и родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, студентам и волонтерам. Один из прихожан, случайно заглянувший в конференц-зал, так и остался на весь семинар – пораженный и сложностью проблемы, и теми возможностями, которые дает музыка для уменьшения и преодоления последствий тяжелых заболеваний.

Глядя на нежную, миловидную женщину, так активно, с любовью и самоотдачей пропагандирующей и внедряющей опыт использования музыки в работе с больными детьми и отдающей много сил и времени поездкам, семинарам и обучению специалистов, было трудно представить, что ее судьба также затронута этой проблемой – младший ребенок Карины имеет диагноз «аутизм». А для родителей таких деток Карина являла собой пример для подражания – не замыкаться в проблеме, не смотреть на мир пессимистично, а использовать возможности общения со своим особенным и уникальным ребенком, постигать мир вместе с ним и находить маленькие радости в каждом дне и каждом мгновении.

«Для меня, каждая встреча с ребенком ­­– уникальна. Каждый малыш – красив. Никакие обстоятельства не могут лишить ребенка его ценности. Никто другой не может заменить именно этого ребенка, а также и меня. Вместе мы – пара (или группа) с особенными качествами и личными предпосылками для хорошей и уважительной встречи».

 

Марина Былино, методист высшей категории отдела методического обеспечения специального образования Национального института образования, рассказала об отечественном опыте использования музыкальной терапии в работе с детьми с особенностями психофизического развития, чем закрепила мнение слушателей в позитивном воздействии музыки и песен на детей с диагнозами различной степени тяжести.

Рассказ о деятельности БОО «Мир без границ» и социальных приходских мастерских был не только интересен и полезен присутствующим, но еще раз укрепил их в мысли, что необходимо развивать работу с детьми и взрослыми, имеющими особенности в развитии, что существует уникальный позитивный зарубежный и белорусский опыт работы в этой сфере, что специалисты, обладающие этим опытом, готовы оказывать консультационную, методическую и практическую помощь родителям, сотрудникам общественных, церковных и государственных организаций.

 

В процессе общения со специалистами и участниками семинара приходило осознание того, что результаты применения форм и методов музыкальной терапии очень индивидуальны, не терпят формального подхода, но их позитивное воздействие напрямую зависит от вложенной в труд собственной фантазии и воображения, любви и заботы.

«Песни могут быть использованы для всех детей независимо от физических возможностей. Песни могут быть исполнены с одним ребенком или с несколькими детьми в группе. Просто задумайтесь, чего Вы хотите от этого общения.

…И все делается исходя из возможностей ребенка».

 

В предисловии к сборнику песен, специально подготовленного для этого семинара сотрудниками социальных мастерских прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приведены высказывания зарубежных специалистов, имеющих многолетний опыт работы в сфере музыкальной терапии:

«Музыка-это язык, который дает возможность выразить себя и почувствовать понятым, если недостаточно слов. Песня или просто часть музыкальной композиции может объяснить, описать и подтвердить чувство или же настроение органов чувств, которое может дать ребенку переживания, стимулирующие фантазию и позитивные способности представлять.

Музыка и песня со своей формой, звучанием и ритмом стимулирует как органы движения, так и интеллектуальное развитие.

Музыка создает условия для удивления и создает общение, которое ведет к контакту, близости и единению. Музыка, в комбинации с физическим прикосновением, усиливает чувство индивидуальности ребенка и стимулирует способность воспринимать и изучать свое тело.

Мой двадцатипятилетний опыт работы со здоровыми и больными детьми показывает, что музыка- это уникальный инструмент общения, который высвобождает у человека ресурсы, способные лечить.

(Лис Якобсон,музыкальный терапевт в области

психодинамического направления и музыкальный педагог)

 

 

«В моей работе с детьми и с подростками с ограниченными возможностями, я использую музыку, как инструмент для мотивации и сыгранности. Ограниченные возможности являются препятствием для физического или психического развития ребенка. Но хорошо подобранная музыка имеет способность растянуть границы возможностей.»

(Анна Огрен – музыкальный терапевт в области музыкальной терапии

для людей с ограниченными возможностями и музыкальный педагог).

 

Также хотелось бы кратко рассказать о каждой песне, включенной в этот сборник, чтобы Ваше представление было наиболее полным, насколько позволяют рамки этой статьи:

 

Ты- уникален.

Когда эта песня используется, то очень отчетливо провозглашается индивидуальность ребенка. Индивидуальность и ценность ребенка усиливается, когда произносится имя того, о ком поешь. .. Это позитивное отношение передается ребенку, который в свою очередь станет интересоваться собой, своим телом, своим именем.

 

Привет, привет, мы поем о тебе.

Эта песня может быть использована, чтобы усилить и стимулировать возможности ребенка понимать и может быть выговаривать свое имя.

Она также служит для того, чтобы ребенок увидел себя, как личность, о которой поют . Эта песня именно о нем или о ней! Если же песня используется в группе, автоматически подчеркивается для ребенка то, что есть другие дети с другими именами в этой группе.

Тебя любят.

Этой песней подтверждаем, что мы готовы разделить с ребенком его чувства. Песня подчеркивает, что ребенок – любим … Будьте честны сами с собой и посмотрите в глаза ребенка, чтобы найти те чувства, о которых Вы поете в песне, подтверждающие, что Вы видите и чувствуете.

 

Где ступни твои?

Эта песня усиливает понимание ребенка о некоторых частях тела, рассказывает о том, что они есть и где они находятся. Повторение песни может служить стимулированию запоминания и, кроме того, неосознанные движения вначале могут превратиться во вполне осознанные действия.

 

Вальс рук и ног

В самом начале песни, ребенок приглашается Вами быть партнером в танце , исполняемом Вами и ребенком. Содержание песни нацелено на детей , прикованных к постели и сидящих в инвалидном кресле.

Уже в самом начале песни Вы подчеркиваете, что танцуете очень хорошо вместе. Этот вальс, наполненный желанием, будет абсолютно ничего не требующим от ребенка. Танец функционирует отлично – вне зависимости от того, может ли ребенок двигаться. Вместе с ребенком испытайте радость и счастье от этого танца.

 

Я глажу мой животик.

Эта песня содействует усилению понимания частей тела и стимулирует в произношении их названий. Песня приглашает к диалогу, так как она звучит в форме вопроса… Присмотритесь к реакции ребенка. Вы можете прочитать ответ по его движениям. Никакая информация не заменит чувств ребенка.

Песня со словами может быть использована без проблем, но мне хотелось бы, чтобы Вы обратили внимание на инструментальную музыку без слов…. Это значит, что Вы самостоятельно можете подставить те слова и названия, которые подходят именно для этого ребенка. То есть, Вы сами становитесь поэтом и сами создаете персональный текст для ребенка.

 

Прыгающая лягушка.

Это еще одна песня, где речь идет о разных частях тела – об одних говорится в песне, а к другим Вы прикасаетесь во время ее исполнения. Песня вдохновляет ребенка в игровой форме изучить получше свое тело и предоставляет возможность порадоваться.

 

Как котик говорит?

Эта песня является стимулом к упражнению в произношении. У ребенка развивается формирование звука ртом, часть детей просто копируют звуки тех зверей, которые упоминаются в песне. Ребенок тренирует руку, когда берет зверюшку и даже видит, как зверек выглядит. Вы, как исполнитель песни, даете ребенку возможность вступить с Вами в диалог, где смех будет естественной частью музыкальной встречи…Смех побеждает те негативные чувства, которые есть в нас и конечно же это происходит лишь в обстановке доброжелательности и доверия друг к другу.

 

Ты – так прекрасен!

Этой песней подтверждаются слова, что ребенок – красив. У ребенка появляется шанс улучшить восприятие своего тела, и в атмосфере доброжелательности усиливается чувство уверенности. Вы помогаете ребенку усилить его позитивное восприятие самого себя.

***

 

И, конечно же, для полноты представления результатов состоявшегося мероприятия хотелось бы привести некоторые отзывы участников семинара, причем людей очень разных профессий и разного социального статуса:

 

Солодуха Дарина Сергеевна (журналистка):

«Великолепный семинар, много полезной информации, хорошая атмосфера».

 

Наумова Елена Анатольевна (Хоспис,

приходской диаконический дом в с.Тарасово, Бел АПДИ и МИ)

«Спасибо огромное, очень много полезного опыта. И такая теплая атмосфера».

 

Ванцович Анастасия а - студентка БГПУ им.Танка

«Семинар для меня был очень интересным и познавательным. Создатели и организаторы – большие молодцы. Отдельное спасибо Карине Фредрекссон».

 

Козенцова Виктория Степановна (многодетная мама)

«Огромная благодарность за проделанную работу. За развитие наших детей с вашей помощью. От всей души низкий поклон и благодарность».

 

Миронова Ирина Владимировна (воспитатель-дефектолог)

«СПАСИБО!!! "Не уклоняйтесь от простоты во Христе", все по Слову Божьему, просто, но гениально, сильно, вдохновляет на подвиг!»

 

Желенговская Татьяна Степановна

( ГУ ТЦСОН Ленинского р-на г.Минска,

заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов).

«Замечательный семинар, познавательный. Слава Богу,

что есть люди с открытыми большими сердцами».

 

Анцух Лилиана Федоровна ( д иректор издательства)

«В Беларуси и других странах существует общее культурное пространство, духовная культура, образование, воспитание… Мероприятие - многоплановое, прекрасно организованное; практическое применение полученной информации даст позитивные результаты для всех участников».

 

По материалам семинара и пособия «Ты – уникален»




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым