Здоровье и спорт для христианина
Рассуждая о связи Церкви и спорта в первую очередь стоит сказать о физическом здоровье людей и отношению Церкви к физическому здоровью.
В Интернете большинство статей и интервью на тему отношения к здоровью христиан концентрируются вокруг известной фразы "в здоровом теле - здоровый дух", которая принадлежит Ювеналу, римскому поэту второго века после Рождества Христова. Лозунг о здоровом теле, который был взят на вооружение советскими идеологами красивый и во многом правильный. Есть, правда, два НО:
- Эта фраза искажена, потому что из нее атеистические идеологи убрали начало. Целиком это место у Ювенала звучит так: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом" или по другой версии: "молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух"
- Понятие здорового духа разнится у людей верующих и атеистов, потому не совсем уместно настаивать на ложности этой, пусть и обрезанной фразы. Здоровый дух для светского человека - это бодрость, хорошее настроение, жизнерадостность, и само собой, больное тело не хочет радоваться жизни, имеет больной дух. Логика вполне очевидная. Христианское же сознание рассматривает понятие дух, как связанное с молитвой, нравственным совершенством, поэтому также легитимно может считать фразу "В здоровом теле - здоровый дух" ошибочной, так как наличие здоровья не способствует развитию нравственности.
Таким образом, для того, чтобы говорить о правдивости/ложности вышеуказанной фразы, нужно сначала определиться с понятием духа, а не спешить осуждать вполне логичный, хоть и не на сто процентов правильный лозунг (его логическая ошибка в том, что хороший настрой, бодрость и т. п. спокойно могут уживаться и в больном теле). Погрешность же в категоричности некоторых православных публицистов, смакующих эту фразу в том, что они будто бы обрекаю всех или многих обладателей здорового тела на больной дух.
Из этих рассуждений вполне очевидно, что в Христианстве нет четкой и однозначной взаимосвязи между здоровьем души и тела. Здоровая душа -это душа, возрастающая в любви к Богу и ближним, и такая душа может быть как в здоровом, так и в больном теле.
Несмотря на это многие церковные люди здоровье человеку часто вписывают в грех, а болезнь в добродетель. Хотя отцы считали тело храмом души. Если мы заботимся о сохранности всего в каменном храме: сломанное, устаревшее чиним, поправляем, сам храм моем и очищаем, то не подобное ли отношение должно быть у человека и к своему телу, за которым подобает следить, о котором нужно заботиться. И несмотря на то, что первичен для христианина дух, несмотря на то, что ряд отцов-аскетов хотели болеть и даже воспевали болезни тела для спасения, мы все не обязаны идти тем же путем. Господь в Евангелии не отказал ни одному больному, с верой просившему, никому не сказал он, что ему полезней для души быть здоровым. Напротив - мы видим исцеление за исцелением в Благой Вести.
Со спортом в Христианстве вопрос несколько сложнее. Сверхчеловеческие нагрузки, особо калорийное спортивное питание скорее выглядят как что-то не совсем естественное для человека, для человеческой природы, некоторые священники даже считают профессиональный спорт в некоторых видах растратой энергии впустую, тем не менее совсем недавно мы наблюдали торжественное благословение спортсменов сборной России патриархом Кириллом перед зимней олимпиадой в Ванкувере, что само по себе показывает, что Церковь за спортивный образ жизни, если у человека есть такие желания и возможности. Но опытные духовники выделяют виды спорта по мере их влияния на душу и характер человека. Безопасные протеины и аминокислоты фирмы optimum nutrition или американской компании weider хоть и помогают нарастить большие мышцы, но на соревнованиях по бодибилдингу мы видим только самолюбование и разного рода гримасы атлетов, не всегда приятные, потому что выдают разного рода страсти в человеке. Боксеры, например, могут развивать в себе страсть рукоприкладства и т. п. Наиболее мирными считаются командные виды спорта, особенно такие как волейбол, баскетбол, водное поло, потому что спортсмены в команде не только учатся дисциплине, реакции, но и несут ответственность друг за друга. Стоит отметить, что футбол и хоккей из командных видов спорта более агрессивны.
Иными словами опасность спорта для христианской жизни в тех страстях, которые развиваются при занятии тем или иным видом спорта, что не мешает спортсмену христианину отдавать в этом себе отчет и стараться не идти у этих страстей на поводу.
|