На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика


Здоровье и спорт для христианина

Рассуждая о связи Церкви и спорта в первую очередь стоит сказать о физическом здоровье людей и отношению Церкви к физическому здоровью.

В Интернете большинство статей и интервью на тему отношения к здоровью христиан концентрируются вокруг известной фразы "в здоровом теле - здоровый дух", которая принадлежит Ювеналу, римскому поэту второго века после Рождества Христова. Лозунг о здоровом теле, который был взят на вооружение советскими идеологами красивый и во многом правильный. Есть, правда, два НО: - Эта фраза искажена, потому что из нее атеистические идеологи убрали начало. Целиком это место у Ювенала звучит так: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом" или по другой версии: "молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух" - Понятие здорового духа разнится у людей верующих и атеистов, потому не совсем уместно настаивать на ложности этой, пусть и обрезанной фразы. Здоровый дух для светского человека - это бодрость, хорошее настроение, жизнерадостность, и само собой, больное тело не хочет радоваться жизни, имеет больной дух. Логика вполне очевидная. Христианское же сознание рассматривает понятие дух, как связанное с молитвой, нравственным совершенством, поэтому также легитимно может считать фразу "В здоровом теле - здоровый дух" ошибочной, так как наличие здоровья не способствует развитию нравственности.

Таким образом, для того, чтобы говорить о правдивости/ложности вышеуказанной фразы, нужно сначала определиться с понятием духа, а не спешить осуждать вполне логичный, хоть и не на сто процентов правильный лозунг (его логическая ошибка в том, что хороший настрой, бодрость и т. п. спокойно могут уживаться и в больном теле). Погрешность же в категоричности некоторых православных публицистов, смакующих эту фразу в том, что они будто бы обрекаю всех или многих обладателей здорового тела на больной дух.

Из этих рассуждений вполне очевидно, что в Христианстве нет четкой и однозначной взаимосвязи между здоровьем души и тела. Здоровая душа -это душа, возрастающая в любви к Богу и ближним, и такая душа может быть как в здоровом, так и в больном теле. Несмотря на это многие церковные люди здоровье человеку часто вписывают в грех, а болезнь в добродетель. Хотя отцы считали тело храмом души. Если мы заботимся о сохранности всего в каменном храме: сломанное, устаревшее чиним, поправляем, сам храм моем и очищаем, то не подобное ли отношение должно быть у человека и к своему телу, за которым подобает следить, о котором нужно заботиться. И несмотря на то, что первичен для христианина дух, несмотря на то, что ряд отцов-аскетов хотели болеть и даже воспевали болезни тела для спасения, мы все не обязаны идти тем же путем. Господь в Евангелии не отказал ни одному больному, с верой просившему, никому не сказал он, что ему полезней для души быть здоровым. Напротив - мы видим исцеление за исцелением в Благой Вести.

Со спортом в Христианстве вопрос несколько сложнее. Сверхчеловеческие нагрузки, особо калорийное спортивное питание скорее выглядят как что-то не совсем естественное для человека, для человеческой природы, некоторые священники даже считают профессиональный спорт в некоторых видах растратой энергии впустую, тем не менее совсем недавно мы наблюдали торжественное благословение спортсменов сборной России патриархом Кириллом перед зимней олимпиадой в Ванкувере, что само по себе показывает, что Церковь за спортивный образ жизни, если у человека есть такие желания и возможности. Но опытные духовники выделяют виды спорта по мере их влияния на душу и характер человека. Безопасные протеины и аминокислоты фирмы optimum nutrition или американской компании weider хоть и помогают нарастить большие мышцы, но на соревнованиях по бодибилдингу мы видим только самолюбование и разного рода гримасы атлетов, не всегда приятные, потому что выдают разного рода страсти в человеке. Боксеры, например, могут развивать в себе страсть рукоприкладства и т. п. Наиболее мирными считаются командные виды спорта, особенно такие как волейбол, баскетбол, водное поло, потому что спортсмены в команде не только учатся дисциплине, реакции, но и несут ответственность друг за друга. Стоит отметить, что футбол и хоккей из командных видов спорта более агрессивны.

Иными словами опасность спорта для христианской жизни в тех страстях, которые развиваются при занятии тем или иным видом спорта, что не мешает спортсмену христианину отдавать в этом себе отчет и стараться не идти у этих страстей на поводу.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым