На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика

Елена Михаленко

За что в нас бросают камни?

Скандалы, в которые в последнее время часто втягивают Церковь, — не только негативное проявление внешнего мира. Мы, «внутри» Церкви, иногда даем поводы нас не любить.

Писать о скандалах не хочется. И самой неприятно копаться в нечистоте, и формат издания у нас «не тот». Но когда со всех сторон об этом говорят, да еще хотят услышать твое мнение, молчать негоже. Действительно, в последнее время Церковь часто пытаются втянуть в скандальные истории. Кто-то чтобы замарать, а кто-то из любопытства: как там эти попы выкручиваться будут? Совсем уж особняком стоят случаи намеренного осквернения храмов и святынь — если и творят их люди в здравом уме, то нет сомнений, кому они служат. А вот в мутных водах остальных «оскорбительно­разоблачительных» историй придется покопаться.

Скандал в храме Христа Спасителя прошел более полугода назад. Суд над его виновницами и его результаты — тоже не медиановость. Казалось, белорусскую публику не так уж история и задела. С чего вдруг ее решили распиарить в ток­шоу на одном из наших ведущих телеканалов — непонятно. (Речь идет о ток-шоу «Открытый формат», ОНТ, 3.099.2012) Смотрят­то передачу, в основном, те, кто в интернете за подобными новостями не следит и давно уже позабыл о скандальной выходке «певиц» на солее главного русского храма. Очевидно, острые темы, которые ближе белорусам, трогать не разрешают, а от неострых рейтинг падает. Итак, в умы белорусского зрителя вбросили подробную информацию об отвратительном скандале, а потом долго мусолили «за» и «против». В защиту осужденных выступила известная радиоведущая. Кстати, как профессионалу, я ей всегда симпатизировала. А тут… Девушка перебивала оппонентов, пыталась выдавать свое мнение за непреложную истину, говорила полный бред о том, что девиц можно записать в юродивые. (Настоящие юродивые отличались самоуничижением, отказом от мирских радостей и того, что мир считал умом. Эти же гордятся своей выходкой, козыряют образованностью, цитируя известных философов, и мирским радостям готовы предаваться на глазах у всех, что уже и исполняли.) И все это происходит в студии при полной аморфности ведущего. Нетрудно понять, почему на программу не пришли священники. На защиту духовных ценностей встала другая молодая журналистка. Думаю, ей потребовалось немало мужества. И хотя ее аргументы в споре не всегда были сильны, ее корректность в дискуссии восхищала. Телезрители, судя по опросу, дружно (90%) осудили выходку Pussу Riot (лучше не переводите — непристойно). Результат не удивил и не порадовал. Повторюсь, те, кто мыслит иначе, обычно не смотрят эту программу по целому ряду причин.

В скандальной истории многое непонятно, в первую очередь, кто заказчики и организаторы акции, которая вовсе не была случайной (приглашения журналистам были разосланы заранее). И отчего так плохо сработала служба охраны? Простого паломника просвечивают насквозь, а тут… Помню свою первую реакцию при просмотре видеозаписи: «Запредел!.. Если им это сойдет с рук, значит, в России уже можно все!». Очевидно, то же чувство испытали многие, и строгость приговора как раз и вызвана желанием показать: «Можно не все! И не всем, и не везде». Так что девушки послужили этаким пробным камешком в чьих-то руках. Впрочем, пошли на это по своей воле. Или, скорее, не по своей: если в душе нет Бога, его место занимает иной, который любит управлять… Возможно, дело пересмотрят, приговор смягчат. Но… пробный камень-то уже покатился.

В юности я часто бывала в горах. Там много опасностей. Одна из них — неосторожно сброшенный камень, который, задевая по дороге другие, способен вызвать камнепад. И горе тем, кто оказался внизу… Тот же эффект видится мне и тут. Одни напоказ спиливают кресты, другие требуют над ними расправы. Разве уже забыты слова Спасителя «Мне отмщение, и Аз воздам»? Вспомните прошлое кровавое столетие. Тогда власти не наказывали, а приветствовали тех, кто спиливал кресты и рушил храмы. Но сколько примеров того, каким страшным было возмездие для творящих беззаконие. Впору пожалеть заблудших и болящих. И какой же карикатурой на Православие выглядят воинствующие дружины, требующие немедленной и страшной кары для грешниц, скандирующие «Христос воскресе» во время вынесения приговора — 2 года лишения свободы. Вот кто опасен Церкви, вот кто умножает число ее противников. Бунтующие девицы лишь на шумные скандалы и способны. А эти и вправду готовы (что не раз доказано историей) идти и громить, кавказцев ли, евреев ли, рок­музыкантов, неугодных политиков или еще кого — на кого кукловоды укажут.

Думаю, не я одна задавалась вопросом: как и зачем Господь допускает подобное. Может, как раз для того, чтобы обнажить болячки, умело покрытые лаком и от этого гниющие внутри. Пора признать: раз нас и нашу Церковь не любят, значит, даем повод. Нежеланием выслушать и понять друг друга и, тем более, инакомыслящих. Увлечением лубочными картинками вместо серьезного взгляда на историю и современность. Бесконечными «простите», за которыми не стоит искреннего раскаяния, и «помоги тебе Господь» вместо того, чтобы реально протянуть руку помощи. Вопиющей безграмотностью как в духовных вопросах, так и в пренебрежении сокровищами мировой культуры. Воцерковленность не делает нас хорошими специалистами или семьянинами, а наших детей послушными. Но как часто встречаешься с ситуациями, когда объективную критику люди пытаются выдать за гонения на верующих! Я часто беседую с людьми, весьма скептически говорящими о православных. В чем нас обвиняют? В лицемерии, слащавой елейности, неискренности, стремлении осуждать и навешивать ярлыки. Неприятно слушать? Конечно, но, положа руку на сердце, правда. И неслучайно в преддверии Великого Поста мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее — в ком из нас не осталось последнего? Мы пришли в Церковь, притащив с собой груз старых грехов и привычек. И должно с человеком случиться страшное потрясение, чтобы он разом переменился. От большинства же требуется тяжелейшая работа над собой, а к этому-то мы и не привыкли.

Среди многого из прошлого мы притащили и стереотипы советского человека. Ведь как просто, когда все одеты по одному шаблону, читают одни газеты и идут в одном направлении — куда вожди скажут. А всех, кто под шаблон не подходит, можно объявить либо врагами, либо больными. Узнаете? А не так встречают у нас в храме не по форме одетых и не как все причесанных? Слушающих современную музыку порой записывают в бесноватые. А вместо былых вождей ищут чудо-духовников, которые будут решать за нас не только что смотреть и слушать, но и как жить, кого любить. Для чего ищут? А чтобы самим не думать, и главное — ни за что не отвечать. Вот тут­то ошибочка: отвечать все равно придется каждому, и тому, кто советовал, и тому, кто слушал. Разумеется, и эти слова можно исказить: о ужас(!), в православной газете советуют духовников не слушать. Но истинный духовник никогда не станет подавлять вашу волю и заставлять жить под диктовку. Такие редкость, а советы прочих нужно слушать с рассуждением.

Волна последних событий очень четко показала: церковный мир далеко неоднороден. Мы вправе читать разные книги, одеваться по-разному, по-разному голосовать на выборах. У известных, авторитетных священников самые разные мнения по многим вопросам. Порой популярные миссионеры не просто спорят, но пытаются обличать друг друга. Правомерно ли это? Конечно, ведь Бог создал нас свободными, хотя и хочется пожелать им побольше взаимоуважения и такта, дабы не смущать народ. Это лишь еще раз призывает нас мыслить, оценивать услышанное и прочитанное. А главное — оценивать самого себя, свои поступки, свое душевное состояние. Не зря говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы можем и должны быть разными, и лишь в вопросах отношения к Христовым заповедям разных мнений быть не может.

Впрочем, во всей этой невеселой истории можно заметить и хорошее: раз враг так ополчился на Церковь, значит, она является реальной помехой его планам. Не этнографическим заповедником, и не собранием маргиналов, а живой силой. Вот только не нужно забывать: Церковь — это собрание верующих во Христа людей. И, радея о Православии, не нужно пытаться менять весь мир. Если каждый из нас станет лучше, лучше станет и Церковь, и отношение к ней.

Газета «Воскресение», № 9, 2012 г.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым