Внимание: вербовка. Не будьте «наживкой!»
Папа Лис из повести Бориса Априлова, поучая своего сына, объяснял необходимость одного поступка тем, что «Мы живем в напряженном и динамичном XX веке». «А почему мы должны жить в каком-то веке? У нас есть свой дом!» - интересовался Лисенок.
Когда прочны семейные узы, человек живет в семье и дорожит этим, то он мало подвержен внешним влияниям. Но когда, по каким-то причинам, человек из семьи выпадает, он ищет отношений, которые заменили бы ему тепло семейного очага.
Дружный (или хотя бы предсказуемый в плане отношений между людьми) рабочий коллектив, в принципе, может в чем-то заменить семью. Маловероятно и то, что человек, имеющий постоянную работу, с устоявшимися взглядами на жизнь, будет искать каких-то дополнительных ощущений и станет приманкой для вербовщика в члены секты.
Вероятность попасть под сектантское влияние увеличивают следующие особенности личности и ситуации, в которой человек находится:
— поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям;
— затруднения в самовыражении, «поиске себя»;
— желание стать посвященным, отделиться от «невежественных» т.е., от остальных, от толпы;
— душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость, в том числе, временно сниженная (например, после развода, при болезнях близких, потери близких и т.п.);
— переживание одиночества, незащищенности;
— восприятие субъектом своей жизненной ситуации как трудной
Весьма существенным фактором является мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни. Смысл жизни найти не просто. Только собственное видение жизненной ситуации может помочь понять и почувствовать смысл своей жизни. Смысл жизни — это не словесная формулировка. Во всяком случае, не только словесная формулировка. Он сосредоточен также и в образах, чувствах, переживаниях, воспоминаниях, непередаваемых от одного человека к другому.
Склонность найти простое решение сложной задачи довольно живуча в человеке. У сложной проблемы не может быть простого решения, но часто слишком велико желание найти его. Стремление найти таблетку родственно тяге к магическому, к верованиям в сверхъестественные силы, признанию их влияния на человека, его поведение, чувства и мысли. В основе этого — нежелание, неспособность и/или отсутствие навыка принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор, привычка уходить от проблемы...
Несколько десятков лет назад криминалисты, раскрывшие множество уголовных дел, обратили внимание на некое сходство, объединяющее если не все, то многие жертвы преступлений. Так родилась теория о виктимном поведении жертвы.
По мнению психологов, «синдром жертвы» можно перебороть. Для этого необходимо немного поработать над собой. В первую очередь необходимо научиться любить и уважать себя. Самоуважение нужно подчеркивать и демонстрировать в осанке, манере поведения, одежде. Сутулые плечи, стоптанная обувь, затравленный взгляд – признаки потенциальной жертвы, на которые прежде всего обращают внимание перед совершением физической или психологической агрессии.
Психологи настоятельно рекомендуют научиться твердо говорить «нет», если этого требует ситуация. Если вы возмущены, то не стоит это скрывать. Лучше дать выход чувствам.
В дереве, внутри гнилом, зарождается червь, а в видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов, а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия. ( Иоанн Лествичник. «Лествица , возводящая к небесам». Слово 9. О памятозлобии.)
Главное для вербовщиков в члены секты — установить контакт и заманить на свою территорию. Там, по ходу семинара, лекции, обсуждения фильма или музыкальных произведений, на вас будет направлено групповое влияние, противостоять которому очень трудно. Коварство стратегии в том, что начало порабощения не выглядит отпугивающе.
Надо остерегаться быть очарованными увлеченностью лидера и членов группы, за ней может скрываться фанатизм. У фанатика одно из главных качеств — ненависть.
В немалой степени схожие приемы обмана используют вербовщики финансовых пирамид. Изъяв обманным путем у человека крупную сумму денег, такие сообщества обычно предлагают «заработать» на вербовке и вернуть себе утраченное или получить еще больше.
Чтобы крепче удержать приверженцев деструктивного культа, у них надо сформировать специфическую мораль и нравственность, подавить самостоятельность и внутреннюю свободу.
Человеком, находящимся в таком состоянии, легче манипулировать. Часто это поддерживается скудным, однообразным питанием, отсутствием необходимых для восстановления сил бытовых удобств, истощением, связанным с недосыпанием и переутомлением. Помните: тело дано Господом, и о нем необходимо заботиться.
Община стремится не оставить своим последователям ни одной минуты свободного времени, регламентировать любое их желание и выбор — от одежды до супруга. Практически во всех культах ограничивается информация из внешнего мира. Жесткий регламент актуален для монашествующих и солдат. Мирянам полезно иметь представление о том, что происходит вокруг.
Сохраняющиеся у членов деструктивного культа связи с родительской семьей являются основным конкурентом в борьбе за беспредельное влияние на личность. Поэтому проповедуется уход из семьи. Если человек хочет бросить семью и пойти не в секту, а, например, в монахи? Если у него есть дети или кто-то из близких нуждается в его опеке, такому человеке, с очень большой степенью вероятности дадут «от ворот поворот».
Литература:
• Борис Априлов. Приключения Лисенка. София-Пресс, 1976
•
• Иоанн Лествичник. «Лествица , возводящая к небесам».
Использованы материалы лекций и статей Леонида Васильевича Куликов доктор психол. наук профессор Кафедра социальной психологии Факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (http://www.psy.pu.ru/)
|