Опасные игры: проверь себя!
Схиигумен Свято-Введенской Оптиной Пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин), предостерегающий от раскола и сектантства, говорил: «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может... Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необхо-димо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их».
Последователи той или иной традиционной религии поклоняются Богу. Такие религии нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуют единению всех членов общества, поддерживают семейные ценности. Верующие люди, как правило, с уважением относятся к государству и его представителям, а их пастыри дают ориентиры духовного развития, не пытаясь регламентировать жизнь каждого прихожанина — кому, где и сколько работать, сколько отдыхать, с кем вступать в брак и т.д.
Культ обычно понимают как полную преданность какому-либо учению (религиозному, философскому) или программе (политической, экономической, художественной), а также преклонение перед кем-либо, почитание кого-либо. Возникает культ, как правило, среди людей, склонных к сектантству.
Секты – общины, не принадлежащие ни к одной из мировых религий. Тоталитарными в наше время секты называют потому, что они стремятся установить полный контроль над мышлением, сознанием и всем образом жизни своих последователей. Человек волен выбирать. Если он все свои жизненные устремления направляет на человека или идею, то говорят о культе личности (если такому влиянию подвержена группа людей) и фанатизме.
Типовой портрет секты
Сектам, а также лицам, склонным к сектантству, присущи:
— Максимализм во всем: в делах, мыслях, планах
— Отсутствие терпения и терпимости, революционность
— Устрашение человека концом света и тем, что нельзя спастись, кроме как принадлежа их группе, как последствия деятельности в этом направлении – массовый суицид или прочие демонстрации, связанные с угрозой для жизни и здоровья адептов секты.
— Стремление к мировому господству (во многих случаях), обогащению и власти (практически всегда).
Особая роль в секте принадлежит лидеру секты, культ лидера. Пастве адепт внушает веру в свои сверхспособности, исключительность личности. Но за счет своей, даже маленькой, паствы живет безбедно.
Сектанская организация может быть и не религиозной, например, курсы энергосенсорики.
Можно сказать еще, что секта – это группа, замкнувшаяся в своих интересах.
Даже если человек ходит в Православную Церковь, он на каком-то этапе не застрахован от опасности приобрести ту или иную черту сектантского отношения к религии: прихожанин может, например, обожествлять батюшку и видеть в нем сверхспособности – так человек может затмить Бога. С другой стороны, реальность нашей жизни такова, что приходится рукополагать в священники совсем молодых людей, которые, не без помощи своей паствы, становятся «младостарцами» и злоупотребляют вверенной им от Бога властью вязать и решить (Мф. 18:18).
Православная Церковь борется с проявлениями сектантства внутри себя, предавая анафеме лиц и доводя до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян постановления Синода, предупреждающие от раскола и сектантства.
Так, на заседании Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 1998 под председательством Патриарха Алексия II постановили:
— Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.
— Напомнить всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение, о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и, по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11,46).
— Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой.
Использованные материалы
• Лекции Леонида Васильевича Куликова, доктора психологических наук, профессора Кафедры социальной психологии Факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (http://www.psy.pu.ru/)
• «Как правильно относиться к духовному отцу» Сатис. Держава. С-Пб., 2008
• Архивные материалы официального сайта Московской Патриархии (http://www.mospat.ru/archive)
• Материалы сайта http://www.pravmir.ru
|